Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 01:56, курсовая работа
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов ………..…………………………………………………………….....3
1.1 Система цен и тарифов в государстве……………………………………….4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………5
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ……………………….………………………………6
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………….………………..…7
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ……………….11
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………..…………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….32
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
РАЗДЕЛ 1.
Теоретические аспекты
государственного регулирования
цен и тарифов ………..……………………………………………………………..
1.1 Система цен и тарифов в государстве……………………………………….4
1.2 Государственное
регулирование цен и тарифов……………………………5
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ……………………….………………………………6
2.1 Нормативно-правовая
основа государственного регулирования
цен и тарифов в РФ………………………………………………….………………..
2.2 Формы и методы
воздействия государства на цены в РФ……………….11
РАЗДЕЛ 3.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЦЕН И ТАРИФОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….32
ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике процессы ценообразования осуществляются в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением.
В современной России серьезной проблемой является установление эффективных методов экономического регулирования. С самого начала экономических реформ стали применяться такие методы государственного регулирования, которые усиливали нестабильность национальной экономики.
Цены
– самый сложный и деликатный
объект государственного регулирования.
В стране ежедневно осуществляются
десятки миллионов сделок купли-продажи
товаров и услуг. Цены позволяют
согласовать противоречивые интересы
продавцов и потребителей, обеспечить
необходимые экономические
Тема актуальна тем, что регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать негативное воздействие на жизненный уровень населения и т.п.
Возникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречий между целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.
Государство
может ставить перед собой
любые цели, но чтобы их достичь,
оно должно располагать средствами,
ресурсами материального и
Государство вырабатывает определённые методы регулирования:
По
мере развития экономической роли государства
происходило возрастание
Во
всех странах мира государство воздействует
на ценообразование – регулирует
их. Имеются факты положительного
и негативного воздействия
Регулирование цен – есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены.
Большинство стран регулирует цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств.
Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
В данной курсовой работе рассмотрена политика регулирования цен, виды цен, и функции, система цен, этапы развития цен.
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть регулирование цен государством и его эффективность.
Предметом настоящего исследования является государственное регулирование цен (тарифов).
Объектом – государственное регулирование ценообразования.
Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.
Теоретической и методологической основой написание курсовой работы послужили нормативные законодательные документы, литературные источники отечественных и зарубежных авторов, материалы периодической печати, статистические данные, Интернет ресурсы.
Цель работы – рассмотреть вопросы государственного регулирования цен и тарифов, на примере Российской Федерации. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
РАЗДЕЛ
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН
И ТАРИФОВ
1.1
Система цен и тарифов в государстве
Система
цен и тарифов в современной
экономике очень сложна.
Оптовые цены - те цены, по которым реализуется продукция крупными партиями.
Розничные цены - те, по которым товары продаются индивидуальным покупателям в относительно небольших объемах.
По способу формирования или по признаку степени свободы цены делятся на следующие группы.
Свободные рыночные цены - формируются в зависимости от состояния рынка, под воздействием спроса и предложения. Они абсолютно свободны от непосредственного вмешательства государственных органов. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называется либерализацией цен. Некоторые экономисты к этой категории цен причисляют и договорные цены. Другая часть ассоциирует договорные цены с контрактными.
Государственные цены в рыночной экономике устанавливаются на:
-
продукцию предприятий-
- базовые (для экономики данной страны) ресурсы;
- социально значимые товары.
Система государственных цен состоит из двух элементов:
а)
фиксированные или твердые
государственными органами;
б) регулируемые цены.
Фиксированные цены устанавливаются на местах органами исполнительной власти (администрациями). Как правило, они распространяются на некоторые товары первой необходимости (хлеб, молочные продукты, сахар и т.д.) При этом товаропроизводители получают дотации из бюджета для возмещения затрат, которые не покрываются за счет фиксированных цен. Изменение такой цены в какую-либо сторону производителем или продавцом товара преследуется по закону.
Регулируемые цены - их величина определяется госорганами с учетом изменения экономической конъюнктуры, но это воздействие ограничено и чаще всего состоит в установлении предельного уровня цены на определенные группы товаров. Применяются и другие методы регулирования.
Контрактные цены - величина этих цен устанавливается предваряющим акт купли-продажи соглашением, документально зафиксированным контрактом между продавцами и покупателями. В ряде случаев в контракте фиксируется не абсолютная величина цен, а их верхний или нижний уровень, либо их соотношение с государственными, рыночными, мировыми. Оговаривается также допустимость изменения закрепленных контрактом цен вследствие возникновения каких-либо особых обстоятельств. Некоторые экономисты именно к этому типу цен относят и договорные.
Различный уровень цен на однотипные товары вызывает необходимость использования мировых цен - денежного выражения интернациональной стоимости (ценности) блага. Мировые цены - это те, по которым совершаются наиболее крупные экспортно-импортные сделки. Они всегда рассчитываются в свободно конвертируемой валюте и без ограничений административного характера. По мере развития международной специализации труда роль мировых цен возрастает, поскольку они оказывают активное влияние на внутренние цены в качестве оптимальных ориентиров. В мировой цене могут найти отражение такие факторы, как условия транспортировки данного товара, объем покупки (оптовая или розничная) и т.д.
Особую
разновидность мировых цен
Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других их характеристик, основанных на самых разнообразных признаках. Важное значение имеет базисная цена - цена, которая принимается за основу сторонниками торговой сделки при установлении окончательной цены, зависящей от конкретных показателей качества товаров или определенных временных факторов с учетом инфляции.
Демпинговые цены - это искусственно заниженные цены. Цели их применения могут быть самые разные: ради выживания фирмы, ради вытеснения с рынка конкурента и т.д.
В экономическом анализе, планировании и статистике, а также в исследовательских целях, наряду с текущими используются сопоставимые или неизменные цены. Использование таких цен объективно необходимо в связи с процессом инфляции.
В этих же целях иногда применяют реальные цены, которые представляют собой цену в денежном выражении относительно общего уровня цен. В ходе принятия потребительских решений покупателя интересуют и относительные (сравниваемые) цены, т.е. цена данного товара по сравнению с ценой некоторого другого родственного товара или того же товара в другом регионе.
В процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемой продукции, товаров, услуг, материалов, полуфабрикатов, энергии используются проектные цены.
В более широком плане все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными, а цены – ожидаемыми.
В экономике рыночного типа широко используются прогнозные цены - на их основе планируется деятельность фирм, разрабатываются проекты и программы, составляются государственные планы-прогнозы, именуемые индикативными планами.
Биржевые, аукционные, комиссионные цены определяются конкретными формами рынков, на которых они образуются.
Ряд цен на товары и услуги фиксируются в документальной форме в виде прейскурантов, т.е. указателей цен. Величины цен, представленных в таких документах, называют прейскурантными.
Особенности конкретных хозяйственных задач, многообразие отраслей в экономике, сфер действия цен, субъектов обслуживания, времени действия определяют не только совокупность действующих цен, но и различия в их структуре.
Наиболее распространенным в практике ценообразования является определение структуры цены по затратам производства (издержкам). Это означает, что цена должна включать затраты на производство товара, т. е. валовые издержки производства и издержки обращения. Кроме того, она обязана обеспечивать прибыль и от производственной, и от реализационной деятельности предпринимателя, которая также должна войти в цену.
Фактическая себестоимость - полные издержки плюс прибыль - составляет основу оптовой цены.