Госрегулирование цен и тарифов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2012 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Задачи данной работы: рассмотреть виды, функции и задачи цен. Рассмотреть вопросы ценообразования. Разобрать принципы определения цены для целей налогообложения. Рассмотреть государственное регулирование цен.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………2
РАЗДЕЛ 1. Теоретические аспекты государственного регулирования цен и тарифов ………..…………………………………………………………….....3
1.1 Система цен и тарифов в государстве……………………………………….4
1.2 Государственное регулирование цен и тарифов……………………………5
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РФ……………………….………………………………6
2.1 Нормативно-правовая основа государственного регулирования цен и тарифов в РФ………………………………………………….………………..…7
2.2 Формы и методы воздействия государства на цены в РФ……………….11
РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………………………………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………..…………………………………..…………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………..…………….32

Файлы: 1 файл

Курсовик - Госрегулирование цен и тарифов.docx

— 66.97 Кб (Скачать файл)

     Воздействие государственной экономической  политики на другие объекты регулирования, в свою очередь, отражается на процессах  формирования цен. Конкретные акции  в области цен могут иметь  краткосрочные или даже экстренные цели, который могут в данный конкретный момент не совпадать с другими  целями, но они всегда служат генеральной  цели государственного регулирования - оптимизация темпов и пропорций  экономического развития и стабилизации социальной системы.

 

      РАЗДЕЛ 3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ  В РФ 

     Необходимость государственного вмешательства в  процессы ценообразования обусловлена  тем, что свободно функционирующий  рынок не обязательно гарантирует  высокую эффективность экономической  деятельности. В ряде случаев несовершенство рынка, нестабильность равновесия требует  определенного вмешательства государства. Роль государства заключается главным  образом в обеспечении развития экономики в направлении не только роста производства и повышения  качества продукции, но и достижения полной занятости, справедливого распределения  доходов и стабилизации уровня цен.

     Используя для решения экономических задач  регулирующую функцию цены, государство  принимает участие в перераспределении  чистого дохода между отраслями  и секторами народного хозяйства, отдельными регионами, предприятиями  и группами населения. Государство  также должно участвовать в процессе ценообразования (прямо или косвенно) для защиты интересов национальных товаропроизводителей.

     Государственное регулирование цен можно рассматривать  как одно из направлений макроэкономического  регулирования экономики.

     Цели  государственного регулирования цен  состоят в том, чтобы не допустить  инфляционного роста цен в  результате возникновения устойчивого  дефицита, резкого роста цен на сырье и топливо, монополизма  производителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующей  на использование достижений научно-технического прогресса.

     Важной  задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание прожиточного минимума, обеспечение возможности приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.

     В зависимости от конкретной хозяйственной  конъюнктуры регулирование цен  носит антикризисный и антиинфляционный характер.

     Система цен - один из важнейших элементов  рыночной экономики, и она взаимосвязана  с другими элементами рыночного  механизма и реагирует на их изменения. Государственное регулирование  экономики через изменение бюджетных  расходов, налогов, процентных ставок за кредит, других экономических рычагов  проявляется и в изменении  издержек и цен на продукцию и  воздействует на процессы воспроизводства.

     В России роль государства заключается  в создании рыночных структур в целях  обеспечения нормальных условий  развития рынка: развитие предпринимательства, принятие антимонопольного законодательства и т. д. Проведение государством антимонопольной  политики должно обеспечить снятие искусственных  ограничений и развертывание  конкуренции во всех отраслях и секторах экономики, ее поддержание и всяческое  поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

     Либерализация цен не ослабляет, а напротив, повышает роль государства в осуществлении  политики ценообразования. Она заключается  не в установлении конкретных цен, а  в воздействии с помощью экономических  мер на принятие товаропроизводителями  оптимальных решений по ценам, оказанию им методологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

     Таким образом, на макроэкономическом уровне вырабатываются исходные принципы и  концепции политики цен, а также  законодательного и нормативного их обеспечения.

     Наряду  с макроэкономическим воздействием государства на цены существует и  их регулирование на микроэкономическом уровне. Микроэкономические меры воздействия  государства на цены включают в себя: контроль за уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.

     Порядок определения рыночной цены для целей  налогообложения достаточно подробно изложен в п. 3-11 ст. 40 НК РФ. Не останавливаясь на нем подробно, приведу лишь общий  алгоритм, которым следует руководствоваться  при определении рыночной цены.

     Если  на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место  сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

     В этой связи необходимо обратить внимание на Письмо УМНС РФ по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182. В этом Письме со ссылкой  на Разъяснение МНС РФ от 3 февраля 2003 г. N 02-1-16/16 дается перечень источников информации, которые могут быть использованы при определении рыночной цены товара (работы, услуги) в соответствии с  п. 11 ст. 40 НК РФ. К таким источникам информации относятся

     официальная информация о биржевых котировках (состоявшихся сделках) на ближайшей к местонахождению (месту жительства) продавца (покупателя) бирже, а при отсутствии сделок на указанной бирже либо при реализации (приобретении) на другой бирже - информация о биржевых котировках, состоявшихся сделках на этой другой бирже или  информация о международных биржевых котировках, а также котировки  Минфина РФ по государственным ценным бумагам и обязательствам;

       информация государственных органов  по статистике и органов, регулирующих  ценообразование; 

     информация  о рыночных ценах, опубликованная в  печатных изданиях или доведенная до сведения общественности средствами массовой информации.

     Кроме того, оценка рыночной цены на продукцию  может быть осуществлена в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ оценщиком, получившим лицензию в установленном  порядке. При этом следует учитывать, что ст. 5 Федерального закона N 135-ФЗ к объектам оценки отнесены не только материальные объекты (продукция, товары), но и работы, услуги, информация.

     Если  на соответствующем рынке товаров (работ, услуг) отсутствуют сделки по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) либо определение рыночной цены невозможно ввиду отсутствия или  недоступности информационных источников для определения рыночной цены, то для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации.

     При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод. При применении методов цены последующей реализации и затратного метода (оба метода подробно описаны в п. 10 ст. 40 НК РФ) обычный размер прибыли для конкретной сферы деятельности может быть исчислен по данным государственных органов  статистики и органов ценообразования  на основе уровня рентабельности, сложившегося по аналогичным товарам (работам, услугам). При отсутствии указанной информации используется среднеотраслевая рентабельность по товарам либо группам товаров (см. упомянутое выше Письмо УМНС по г. Москве от 25 апреля 2003 г. N 03-08/16182).

     Налогоплательщики очень часто задают вопросы относительно необходимости пересчета налогов  исходя из уровня рыночных цен в  различных хозяйственных ситуациях.

     В этой связи следует подчеркнуть, что для целей налогообложения  в общем случае должна применяться  фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, как  эта цена соотносится с уровнем  рыночных цен. Пересчет налогов исходя из рыночных цен на аналогичные товары (работы, услуги) может производиться  только в случаях, специально указанных  в п. 2 ст. 40 НК РФ.

     Кроме того, следует принимать во внимание и тот факт, что даже в отношении  тех сделок, которые перечислены  в п. 2 ст. 40 НК РФ, Кодекс совсем не обязывает  налоговые органы производить доначисление налогов и пени исходя из уровня рыночных цен. Речь идет лишь о праве  налоговых органов производить  такое доначисление. Поэтому на практике вопрос о доначислении налогов решается налоговыми органами в каждой конкретной ситуации исходя из фактических условий  совершения сделок. При этом следует  учитывать, что в соответствии с  п. 3 ст. 40 НК РФ даже в тех случаях, которые подпадают под контроль налоговых органов, доначисление налогов  и пени исходя из рыночных цен может  осуществляться только, если фактические  цены на товары (работы, услуги), примененные  сторонами сделки, отклоняются от рыночных цен более чем на 20%. Если же отклонение фактической цены сделки от рыночной цены составляет менее 20%, то никакого доначисления налогов и  пени не производится.

     Таким образом, налогоплательщикам при решении  вопроса о том, какую цену товаров (работ, услуг) принимать для целей  налогообложения (фактическую цену сделки или рыночную), следует исходить из двух факторов.  
Во-первых, необходимо определить, подпадает ли совершенная сделка под контроль со стороны налоговых органов. Если сделка под такой контроль не подпадает, то у предприятия нет нужды производить пересчет налогов исходя из уровня рыночных цен. Для целей налогообложения в этом случае принимается фактическая цена реализации товаров (работ, услуг), независимо от того, насколько она соответствует уровню рыночных цен.

     Если  сделка подпадает в разряд сделок, контролируемых налоговыми органами, то налогоплательщику необходимо оценить  вероятность того, что налоговые  органы воспользуются своим правом и осуществят доначисление налогов  и пени исходя из уровня рыночных цен. Если вероятность такого развития событий  достаточно велика, то, по нашему мнению, налогоплательщику есть смысл самостоятельно осуществить доначисление и уплату налогов исходя из уровня рыночных цен, что позволит ему сэкономить на сумме пеней.

     С другой стороны, нельзя не отметить, что  НК РФ никак не обязывает налогоплательщиков самостоятельно осуществлять доначисление налогов исходя из уровня рыночных цен. Поэтому если налогоплательщик, осуществивший сделку, подлежащую контролю со стороны налоговых органов, не произвел самостоятельно пересчет налогов  исходя из рыночных цен, то налоговые  органы при принятии решения о  доначислении налогов никаких штрафных санкций к нему применить не смогут. Единственным "наказанием" для  налогоплательщика в этом случае будут пени на суммы доначисленных  налоговыми органами налогов.

     - На практике наиболее часто  бухгалтеры задаются вопросом  о необходимости применения для  целей налогообложения рыночной  цены при осуществлении сделок  по реализации товаров (работ,  услуг) работникам предприятия.  Объясняется это тем, что предприятия,  как правило, реализуют товары (работы, услуги) своим работникам  по специальным ценам, значительно  отличающимся от рыночных.

     В этой связи следует отметить, что  сделки между предприятием и его  работниками сами по себе не включены в перечень сделок, подпадающих под  контроль со стороны налоговых органов. Поэтому в отношении таких  сделок контроль применяемых цен  со стороны налоговых органов  возможен лишь в случае выполнения одного из двух условий:

     * если при реализации товаров  (работ, услуг) своим работникам  предприятие допускает 20-процентное  колебание цен по аналогичным  (однородным) товарам (работам, услугам);

     * если предприятие и его работники  признаны взаимозависимыми лицами  в судебном порядке. 

     Если  при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам предприятие в  пределах непродолжительного периода  времени допускает 20-процентное отклонение от уровня цен, применяемых им по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), то в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы автоматически  получают право контролировать правильность примененных предприятием цен.

     В соответствии со ст. 20 НК РФ предприятие  и его работники могут быть признаны взаимозависимыми лицами только в судебном порядке. Это означает, что при отсутствии 20-процентного  колебания цен на реализуемые  товары (работы, услуги) контроль цен, примененных  предприятием при реализации товаров (работ, услуг) своим работникам, возможен только в том случае, если по иску налоговых органов суд признает предприятие и его работников взаимозависимыми лицами. Причем такое  решение должно быть принято судом  в отношении каждой отдельной  сделки, совершенной между предприятием и работниками.

Информация о работе Госрегулирование цен и тарифов