Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:48, реферат
Государственная служба является правовым институтом, которому государство уделяет особое внимание. Это связано с тем, что в правоотношении «гражданин-государство» человек фактически взаимодействует не с государством, а с конкретными государственными служащими – чиновниками. Именно чиновники осуществляют управление практически всеми сферами общественной жизни. В известной степени именно от них зависит уровень демократии в стране, степень ограничения прав и свобод человека и гражданина и в конечном итоге – уровень благосостояния общества и государства
Государственная служба как правовой, публичный социальный институт
2.Функции государственной службы
3.Реформа государственной службы в Российской Федерации: этапы, цели, задачи, основные мероприятия.
4.ФЗ, регулирующий государственную службу в РФ
5.Государственные служащие в России
6.Ограничения, связанные с этикой государственного служащего
– выработка оптимальной структуры органов исполнительной власти, основанной на реальных потребностях общества, строгое разделение функций и полномочий этих органов как «по горизонтали», так и «по вертикали»;
– определение форм и методов эффективного взаимодействия исполнительной власти с другими ветвями государственной власти;
– установление эффективной обратной связи с институтами гражданского общества, создание благоприятных условий для контроля общества за деятельностью государственного аппарата.
В Послании отмечалось, что обновление
исполнительной власти не даст результатов
без наведения порядка в
– пересмотр принципов финансирования государственного аппарата, предполагающий увеличение прямых денежных выплат за счет сокращения доли косвенных расходов, не увеличивая настоящие бюджетные расходы;
– выработка единых для федерального и регионального уровней принципов должностного роста государственных служащих, в том числе механизмов эффективного использования кадрового резерва и ротации кадров в единой системе государственной службы;
– создание нормативной основы и современной инфраструктуры подготовки, повышения квалификации и оценки труда государственных служащих;
– установление четких оснований, а также процедуры привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности государственных служащих, введение института дисциплинарного разбирательства;
– введение действенных антикоррупционных механизмов (в частности, регулярной отчетности о доходах и расходах работающих в системе государственной службы) и жесткий контроль за их применением.
В Послании также отмечалась целесообразность
кодификации всех актов, регулирующих
вопросы государственной
Решение вышеуказанных задач в первую очередь возлагалось на Правительство Российской Федерации и Администрацию Президента Российской Федерации. В соответствии с задачами, поставленными в Послании Президента Российской Федерации, в сфере реформирования государственной службы в 1997–1999 гг. происходит разработка и принятие нормативных правовых актов, касающихся денежного содержания федеральных государственных служащих, дополнительных мер по подготовке государственных служащих, определения периодов работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определению мер по организации проверки сведений, представляемых лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы, порядка ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения на государственные должности федеральной государственной службы, устанавливающий порядок ведения личных дел государственных служащих и других вопросов.
Третий, самый короткий этап реформы государственной службы (зима 1999 г. – весна 2000 г.), связывают в основном с разработкой концепции реформы государственного управления Российской Федерации в Центре стратегических разработок («Центр Г. Грефа») в качестве составной части предвыборной программы В. В. Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. Частью этой Концепции стало техническое задание (т. е. технический текст, включающий в себя предлагаемый план мероприятий и очередность их выполнения) по разделу «Государственная служба». На этом этапе впервые был изучен вариант развития государственной службы с отсутствием преобразований («стихийное развитие без реформ») и показаны негативные последствия такого развития событий, были рассмотрены различные варианты перехода к профессиональной государственной службе гражданского общества, и был выделен приоритетный вариант возможной реформы (кадровые преобразования с акцентом на развитие образовательных программ для государственных служащих).
Четвертый этап реформирования государственной службы (ноябрь 2000 г. – ноябрь 2002 г.) связывают с подготовкой по поручению Президента Российской Федерации В. В. Путина Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, создание рабочих групп по подготовке концепции и плана мероприятий в Правительстве Российской Федерации, Совете безопасности Российской Федерации, военных структурах; создание объединенной рабочей группы под эгидой Администрации Российской Федерации; утверждение структуры Концепции и подготовка самого текста.
И, наконец, пятый этап реформирования государственной службы выделяется в связи с утверждением Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 1336 федеральной программы «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003–2005 гг.)».
Цель Программы – повышение эффективности государственной службы в целом, ее видов и уровней, оптимизация затрат на государственных служащих и развитие ресурсного обеспечения государственной службы.
Для достижения этой цели в Программе ставятся следующие задачи:
– создание условий для оптимального организационно-правового обеспечения государственной службы;
– определение обязанностей, полномочий и мер ответственности государственных служащих на основе должностных (служебных) регламентов;
– внедрение новых методов планирования, финансирования, стимулирования и оценки деятельности государственных служащих, рациональное использование ресурсов в системе государственной службы;
– обеспечение открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства;
– применение эффективных методов подбора квалифицированных кадров для государственной службы, оценки результатов служебной деятельности государственных служащих, а также создание условий для их должностного (служебного) роста;
– реализация программ подготовки кадров для государственной службы и профессионального развития государственных служащих;
– внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
– создание оптимальных материально-технических условий для эффективного функционирования государственной службы и исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
– обеспечение развития системы управления государственной службой.
Для решения поставленных в Программе
задач предусмотрены мероприяти
– совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформирования государственной службы (предполагает законодательное закрепление единых правовых основ государственной службы, разработку и принятие приоритетных федеральных законов и иных нормативных правовых актов о системе государственной службы Российской Федерации, о видах государственной службы, о местном самоуправлении и муниципальной службе, обеспечивающих единый подход к правовому регулированию и организации государственной и муниципальной службы, совершенствованию системы оплаты труда государственных и муниципальных служащих, открытости государственной службы в интересах развития гражданского общества и укрепления государства, внедрению современных методов прогнозирования, финансирования, оценки, стимулирования, материально-технического обеспечения государственной службы);
– проведение экспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих (предполагает на основании мониторинга результатов этих экспериментов и пилотных проектов внедрение современных технологий управления, включающих в себя новые методы планирования и финансирования деятельности федеральных государственных органов, стимулирования федеральных государственных служащих, а также системы показателей и критериев оценки деятельности аппаратов федеральных государственных органов и их подразделений);
– совершенствование подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих (предполагает создание эффективного механизма подбора кадров, обеспечение должностного (служебного) роста федеральных государственных служащих на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств; создание системы непрерывного профессионального образования, совершенствование стандартов и программ подготовки и профессионального развития кадров федеральной государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений; осуществление управления развитием профессиональных качеств федеральных государственных служащих; обеспечение обновления и плановой ротации кадрового состава федеральной государственной службы; формирование на конкурсной основе кадрового резерва федеральной государственной службы и обеспечение его эффективного использования; соблюдение объективности в оценке результатов деятельности федеральных государственных служащих при проведении аттестации или квалификационного экзамена);
– создание материально-технических условий для эффективного функционирования федеральной государственной службы (предполагает проведение анализа имеющейся материально-технической базы федеральной государственной службы; разработку стандартов служебных мест федеральных государственных служащих и нормативов их размещения, нормативов материально-технического обеспечения федеральной государственной службы; подготовку предложений по строительству, реконструкции и техническому оснащению зданий и помещений аппарата федеральных государственных органов);
– формирование системы управления государственной службой (направлено на обеспечение единства государственной службы Российской Федерации, взаимодействия государственных органов со структурами гражданского общества, координации деятельности государственных органов по вопросам поступления на государственную службу, прохождения и прекращения государственной службы, а также профессионального развития государственных служащих).
Реализация
Программы осуществляется за счет средств
федерального бюджета на основе государственных
контрактов (договоров), заключаемых
в установленном порядке
В результате реализации Программы должно быть обеспечено следующее:
– приведение нормативно-правовой базы системы государственной службы в соответствие со сложившимися общественными отношениями и новыми экономическими условиями;
– создание профессиональной государственной службы на основе принципов учета и оценки результатов служебной деятельности государственных служащих;
– внедрение должностных (служебных) регламентов государственных служащих;
– достижение качественного уровня исполнения государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей и оказываемых ими гражданам и организациям государственных услуг;
– создание условий для открытости и подконтрольности деятельности аппаратов государственных органов и государственных служащих гражданскому обществу;
– создание основы для совершенствования финансово-экономического обеспечения федеральной государственной службы;
– повышение эффективности кадровой политики в системе государственной службы в целях улучшения кадрового состава федеральной государственной службы;
– внедрение механизмов выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе, а также законодательного регулирования профессиональной этики государственных служащих;
– повышение профессионального уровня федеральных государственных служащих;
– оптимизация численности федеральных государственных служащих;
– создание материально-технических условий для эффективного исполнения федеральными государственными служащими своих должностных (служебных) обязанностей;
– формирование системы управления государственной службой. В результате реализации федеральной Программы реформирования государственной службы уже сегодня можно отметить принятие Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», а также разработку законопроекта «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О системе государственной службы РФ» государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации».