Государственная служба и государственный служащий в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:48, реферат

Описание работы

Государственная служба является правовым институтом, которому государство уделяет особое внимание. Это связано с тем, что в правоотношении «гражданин-государство» человек фактически взаимодействует не с государством, а с конкретными государственными служащими – чиновниками. Именно чиновники осуществляют управление практически всеми сферами общественной жизни. В известной степени именно от них зависит уровень демократии в стране, степень ограничения прав и свобод человека и гражданина и в конечном итоге – уровень благосостояния общества и государства

Содержание работы

Государственная служба как правовой, публичный социальный институт
2.Функции государственной службы
3.Реформа государственной службы в Российской Федерации: этапы, цели, задачи, основные мероприятия.
4.ФЗ, регулирующий государственную службу в РФ
5.Государственные служащие в России
6.Ограничения, связанные с этикой государственного служащего

Файлы: 1 файл

Кухня.docx

— 41.81 Кб (Скачать файл)

Госслужба основана на принципах, закрепленных в ст. 5 ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ»:

1. Верховенства Конституции РФ  и ФЗ над иными нормативно-правовыми  актами, должностными инструкциями  при исполнении госслужащими  должностных обязанностей и обеспечении  их права. Этотпринцип является всеобщий и не имеет каких либо исключений. Это ранг конституционного принципа ч.2 ст.4 Конституции РФ.

2. Приоритета прав и свобод  человека и гражданина, их непосредственного  действия: обязанности госслужащих  признавать, соблюдать и защищать  права и свободы человека и  гражданина. Человек, его права  и свободы, их непосредственное  действие признается Конституцией  РФ (ст. 2,12)

3. Единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы госвласти.

4. Разделение законодательной,  исполнительной и судебной власти.

5. Равного доступа граждан к  госслужбе в соответствии с  о способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении ГС запрещена всякая дискриминация по признакам пола,социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

6. Обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.

7. Единства основных требований, предъявляемых к ГС. Эти требования едины для всех госслужащих независимо от уровня власти, в том числе квалификационные разряды и т. д.

8. Профессионализма и компетентности  госслужащих. Этот принцип обязывает  госслужащих владеть процедурой  деятельности органы государственной  власти, знать свои права и  обязанности. 

9. Гласности в осуществлении  госслужбы. Впервые закон обязывает  госслужащих предоставлять информацию. То есть каждый имеет право  ознакомления с документами и  материалами, непосредственно затрагивающими  его права и свободы. 

10. ответственности госслужащих  за подготавливаемые и принимаемые  решения, неисполнение либо ненадлежащее  исполнение своих должностных  обязанностей.

11. внепартийности ГС; отделения религиозных объединений от государства. Закон объявляет «политику вне госслужбы», не допускает создания партийных организаций в органы государственной власти, защищает госслужащих от влияния и контроля со стороны политических партий.

12. Стабильности кадров госслужащих  вгосударственных органах. Профессиональная стабильность и устойчивость служебного положения является необходимым в интересах аппарата и самого госслужащего.

В настоящее время существуют следующие  виды государственной службы:

- государственная  гражданская служба;

- военная  служба;

- правоохранительная  служба.

В 2005 году был принят Федеральный  закон «О государственной службе российского казачества». Этим законом  определяется правовая и организационная  основы несения государственной  службы российским казачеством. Выделять эту службу в особый вид государственной  службы не представляется возможным, так  как закон, выделяя собственно казачество, подчеркивает, что российское казачество проходит гражданскую службу в соответствии с российским законодательством, а  военную и правоохранительную службу в соответствии с федеральным  законодательством. На наш взгляд принятие этого закона отдавало дань историческим заслугам казачества перед Российским государством.

Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную  гражданскую службу и государственную  гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной  государственной службы.

Прохождение военной службы регламентируется Федеральными законами «О воинской обязанности  и военной службе» 1998г., «О статусе военнослужащих» 1998г. и рядом других законов и подзаконных нормативно-правовых актов.

Федерального закона, целиком посвященного правоохранительной службе, в настоящее  время не принято. Специалисты относят  к правоохранителям прокуроров, следователей, лиц, осуществляющих дознание и оперативно-розыскную  деятельность, сотрудников органов  внутренних дел, судей, сотрудников  ФСБ России и ряда других ведомств. Правоохранительные функции указанных  субъектов закреплены в ряде российских законов: «О милиции», «О Прокуратуре  РФ», «Об оперативно-розыскной деятельности и в ряде других».

Правовое регулирование и организация  федеральной государственной гражданской  службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится  в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении  субъекта Российской Федерации.

Для повышения эффективности государственной  службы в 1995 году Указом Президента РФ был образован Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Было утверждено Положение о  Совете по вопросам государственной  службы. В него входили представители  Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ. 

В настоящее время этой проблематикой  занимается  Комиссия по вопросам совершенствования  государственного управления и правосудия Администрации Президента РФ (руководитель – руководитель Администрации Президента РФ).

 

5.  Если говорить конкретно о лицах, осуществляющих государственную службу, то в РФ государственные служащие делятся на два типа:

Федеральный государственный служащий — работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности  федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счёт средств федерального бюджета.

Государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации —  работник, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и  получающий денежное содержание (вознаграждение) за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случаях, предусмотренных Федеральным  Законом, государственный гражданский  служащий субъекта Российской Федерации  может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств  федерального бюджета.

Государственными служащими субъекта Российской Федерации могут быть только гражданские служащие (служащие, состоящие на правоохранительной или  военной службе (военнослужащий), являются только федеральными государственными служащими).

Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.

1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.

2. с административно-правовой точки зрения, государственный служащий имеет особые властные, организационно-распорядительные полномочия. Он представитель власти, реализующий юрисдикционные (правоохранительные) меры и полномочия и применяющий административно-правовые санкции.

3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).

 

6. Ограничения, связанные с этикой государственного служащего

Государственный служащий не вправе:

— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме  педагогической, научной и иной творческой;

— заниматься лично предпринимательской деятельностью, а также использовать свое служебное  положение для содействия физическим и юридическим лицам в осуществлении  ими предпринимательской деятельности с получением за это вознаграждения в любой форме;

— быть представителем по делам третьих  лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно  подчинен или подконтролен;

— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового  и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество  и служебную информацию;

— получать от физических и юридических лиц  вознаграждения в виде подарков, денег  и услуг за осуществление действия или бездействия, связанных с  исполнением служебных полномочий;

— участвовать  в забастовках, манифестациях и  иными действиями препятствовать функционированию государственных органов и выполнению государственными служащими должностных  полномочий;

— участвовать  в деятельности политических партий и религиозных организаций в  связи со своей служебной деятельностью;

— находиться на государственной должности в  государственных органах, в которых  его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью  с лицами, имеющими с ним близкие  родственные отношения (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);

— использовать служебную информацию и служебное  положение в личных интересах;

— давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания.

Государственный служащий после прекращения  государственной службы в течение  года не может обращаться по месту  своей прежней работы по вопросам, которые входили в его компетенцию.

 

 

Список литературы:

1) Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 600 с.

2) ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ

3) Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303

4) С.П.Ильин-Денисов. Государственная служба как публично-правовой институт. Управление государственной службой.

5) http://www.bmpravo.ru/show_stat.php?stat=451

6) http://ar.gov.ru/o_reforme/index.html

 


Информация о работе Государственная служба и государственный служащий в системе государственного управления