Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 16:48, реферат
Государственная служба является правовым институтом, которому государство уделяет особое внимание. Это связано с тем, что в правоотношении «гражданин-государство» человек фактически взаимодействует не с государством, а с конкретными государственными служащими – чиновниками. Именно чиновники осуществляют управление практически всеми сферами общественной жизни. В известной степени именно от них зависит уровень демократии в стране, степень ограничения прав и свобод человека и гражданина и в конечном итоге – уровень благосостояния общества и государства
Государственная служба как правовой, публичный социальный институт
2.Функции государственной службы
3.Реформа государственной службы в Российской Федерации: этапы, цели, задачи, основные мероприятия.
4.ФЗ, регулирующий государственную службу в РФ
5.Государственные служащие в России
6.Ограничения, связанные с этикой государственного служащего
Госслужба основана на принципах, закрепленных в ст. 5 ФЗ от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ»:
1. Верховенства Конституции РФ
и ФЗ над иными нормативно-
2. Приоритета прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственного
действия: обязанности госслужащих
признавать, соблюдать и защищать
права и свободы человека и
гражданина. Человек, его права
и свободы, их
3. Единства системы госвласти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Этот принцип непосредственно вытекает из федеративного устройства страны, которое основывается на государственной целостности, единстве системы госвласти.
4. Разделение законодательной,
исполнительной и судебной
5. Равного доступа граждан к госслужбе в соответствии с о способностями и профессиональной подготовкой. Из этого вытекает, что при поступлении и прохождении ГС запрещена всякая дискриминация по признакам пола,социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
6. Обязательности для ГС решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ.
7. Единства основных требований, предъявляемых к ГС. Эти требования едины для всех госслужащих независимо от уровня власти, в том числе квалификационные разряды и т. д.
8. Профессионализма и
9. Гласности в осуществлении
госслужбы. Впервые закон
10. ответственности госслужащих
за подготавливаемые и
11. внепартийности ГС; отделения религиозных объединений от государства. Закон объявляет «политику вне госслужбы», не допускает создания партийных организаций в органы государственной власти, защищает госслужащих от влияния и контроля со стороны политических партий.
12. Стабильности кадров
В настоящее время существуют следующие виды государственной службы:
- государственная гражданская служба;
- военная служба;
- правоохранительная служба.
В 2005 году был принят Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Этим законом определяется правовая и организационная основы несения государственной службы российским казачеством. Выделять эту службу в особый вид государственной службы не представляется возможным, так как закон, выделяя собственно казачество, подчеркивает, что российское казачество проходит гражданскую службу в соответствии с российским законодательством, а военную и правоохранительную службу в соответствии с федеральным законодательством. На наш взгляд принятие этого закона отдавало дань историческим заслугам казачества перед Российским государством.
Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.
Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.
Прохождение военной службы регламентируется Федеральными законами «О воинской обязанности и военной службе» 1998г., «О статусе военнослужащих» 1998г. и рядом других законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
Федерального закона, целиком посвященного
правоохранительной службе, в настоящее
время не принято. Специалисты относят
к правоохранителям прокуроров, следователей,
лиц, осуществляющих дознание и оперативно-розыскную
деятельность, сотрудников органов
внутренних дел, судей, сотрудников
ФСБ России и ряда других ведомств.
Правоохранительные функции указанных
субъектов закреплены в ряде российских
законов: «О милиции», «О Прокуратуре
РФ», «Об оперативно-розыскной
Правовое регулирование и
Для повышения эффективности
В настоящее время этой проблематикой занимается Комиссия по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия Администрации Президента РФ (руководитель – руководитель Администрации Президента РФ).
5. Если говорить конкретно о лицах, осуществляющих государственную службу, то в РФ государственные служащие делятся на два типа:
Федеральный государственный служащий
— работник, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
федеральной государственной
Государственный гражданский служащий
субъекта Российской Федерации —
работник, осуществляющий профессиональную
служебную деятельность на должности
государственной гражданской
В случаях, предусмотренных Федеральным Законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счёт средств федерального бюджета.
Государственными служащими
Понятие «государственный служащий» можно анализировать в трёх аспектах.
1. с государственно-правовой точки зрения, государственный служащий — это «слуга» государства (его органов), наделенный им полномочиями различного характера и значения. Служащий представляет государство в его многообразных взаимоотношениях как внутри государственной администрации (различных государственных органов и организаций), так и во внешних связях с другими общественными, государственными и негосударственными организациями. Государственный служащий — продукт развития общества и государства, призванный осуществлять государственные функции.
2. с административно-правовой
точки зрения, государственный служащий
имеет особые властные, организационно-
3. с уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий — особый субъект уголовной и административной ответственности (государственные служащие — должностные лица — несут ответственность за преступления против государственной власти и интересов государственной службы).
6. Ограничения, связанные с этикой государственного служащего
Государственный служащий не вправе:
— заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;
— заниматься
лично предпринимательской
— быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, либо который ему непосредственно подчинен или подконтролен;
— использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, служебные автотранспортные средства, другое государственное имущество и служебную информацию;
— получать
от физических и юридических лиц
вознаграждения в виде подарков, денег
и услуг за осуществление действия
или бездействия, связанных с
исполнением служебных
— участвовать
в забастовках, манифестациях и
иными действиями препятствовать функционированию
государственных органов и
— участвовать в деятельности политических партий и религиозных организаций в связи со своей служебной деятельностью;
— находиться на государственной должности в государственных органах, в которых его служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью с лицами, имеющими с ним близкие родственные отношения (родители, супруг, родные братья и сестры, дети);
— использовать служебную информацию и служебное положение в личных интересах;
— давать не согласованные и не уполномоченные обязательства и обещания.
Государственный служащий после прекращения
государственной службы в течение
года не может обращаться по месту
своей прежней работы по вопросам,
которые входили в его
Список литературы:
1) Старилов Ю. Н. Курс общего административного права. С77 В 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2002. — 600 с.
2) ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ
3) Гринин Л. Е. Зависимость между размерами общества и эволюционным типом политики. М.: КомКнига/УРСС. С.263-303
4) С.П.Ильин-Денисов. Государственная служба как публично-правовой институт. Управление государственной службой.
5) http://www.bmpravo.ru/show_
6) http://ar.gov.ru/o_reforme/