Государственная служба

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Специалисты государственного управления – государственные служащие, появляются на стадии цивилизации, когда формой организации общества становится государство. Государственная служба появилась вместе с появлением государства, как внешнее проявление государственной формы организации общественной жизни. Появление же законодательства о государственной службе связывают только с капиталистической и последующими стадиями развития человечества. Своим появлением специалисты государственного управления, государственные служащие формируют новый класс – интеллигенцию.

Файлы: 1 файл

Админ-е право.docx

— 40.42 Кб (Скачать файл)

Введение

     Государство выполняет свои функции через  служащих.

     Специалисты государственного управления – государственные служащие, появляются на стадии цивилизации, когда  формой организации общества становится государство. Государственная служба появилась вместе с появлением государства, как внешнее проявление государственной  формы организации общественной жизни. Появление же законодательства о государственной службе связывают  только с капиталистической и  последующими стадиями развития человечества. Своим появлением специалисты государственного управления, государственные служащие формируют новый класс – интеллигенцию.

     Кроме принадлежности к различной правовой системе на параметры правового  регулирования государственной  службы оказывает большое влияние  надлежащее решение проблемы соотношения  трудовых и служебных начал в  его правовом регулировании.

     При этом отношения государственной  службы можно рассматривать в  двух планах: в плане отношений  государственного служащего с государством или органом государства, где  он служит, а во-вторых, в плане  отношений государственного служащего  с гражданами, не подчиненными ему  по службе, но в контактах с которыми и протекает основная часть рабочего времени государственного служащего. Второй тип правоотношений большинство  ученых называет однозначно административными.

     В  настоящее  время  данная  тема  широко  обсуждается  в  научных  кругах,  на  страницах  монографий,  учебных  пособий,  выходит  масса  законов  и  подзаконных  нормативных  правовых  актов.  Это  связанно  с  новыми  подходами  к  пониманию  и  месте  государственной  службы  в  современном  российском  государстве,  а  также  с  реформами  проводящимися  в  данном  направлении. 

  1. Государственная служба: понятие, признаки, значение и правовые источники

     С точки зрения современного законодателя, государственная  служба РФ — это профессиональная служебная деятельность, состоящая в обеспечении исполнения государственными служащими федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ полномочий Российской Федерации и ее субъектов,  государственных органов и лиц, замещающих государственные должности как Российской Федерации, так и ее субъектов.

     Таким образом, государственная служба осуществляется  только в таких организациях, которые называются государственными органами или службами, формированиями и учреждениями, реализующими функции государственных органов. По действующему законодательству государственной службой считается  исполнение государственным служащим своих полномочий и  должностных обязанностей при условии, что он занимает должность только в государственных органах и иных организациях  с государственно-властными полномочиями (исключая учреждения, предприятия, объединения и т. д.).

     Государственный орган представляет собой учрежденное в системе государственной администрации структурное организационно-правовое образование, имеющее специальные цели и  задачи, а также наделенное в нормативном порядке функциями, задачами и специальной компетенцией. Каждый государственный орган имеет свои структурные особенности. В отличие  от других организаций государственные органы наделены государственно-властными полномочиями как внешнего, так и  внутреннего характера; они могут принимать нормативные правовые акты, а также осуществлять правоприменительную, правоохранительную, административно-юрисдикционную деятельность.

     Федеральный закон «О системе государственной  службы  Российской Федерации» определяет государственную службу  как профессиональную служебную деятельность граждан РФ по  обеспечению исполнения полномочий:

     1) Российской Федерации и ее  субъектов; 

     2) федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (федеральных государственных органов) и органов государственной власти субъектов РФ,  иных государственных органов субъектов РФ (государственных  органов субъектов РФ);

      3) лиц, замещающих так называемые политические государственные должности, т. е. лиц, замещающих государственные  должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ. Указанные государственные должности устанавливаются, во-первых, Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов  (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели  палат Федерального Собрания РФ, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ, депутаты,  министры, судьи и др.), а во-вторых, конституциями, уставами,  законами субъектов РФ для непосредственного исполнения  полномочий государственных органов субъектов РФ.

     Таким образом, определение понятия государственной  службы в ранее действовавшем Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий только государственных органов утратило силу. Современный законодатель считает государственной службой  профессиональную служебную деятельность граждан РФ, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации и ее субъектов, государственных органов  (федеральных органов государственной власти и иных федеральных государственных органов, органов государственной  власти субъектов РФ и иных государственных органов субъектов РФ), а также лиц, замещающих государственные должности  Российской Федерации и ее субъектов.

     Важнейшим вопросом является реализация компетенции  Российской Федерации и компетенции  ее субъектов в сфере  установления и правового регулирования государственно-служебных отношений. Статья 71 Конституции РФ однозначно устанавливает, что федеральная государственная служба относится к ведению Российской Федерации. Относительную сложность представляет толкование ст. 72 Конституции РФ, где  указывается, что в совместном ведении Российской Федерации  и ее субъектов находятся административное и трудовое законодательство, которые главным образом и регулируют государственно-служебные отношения. Согласно п. 2 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов принимаются федеральные законы, а на  их основе — законы субъектов Федерации. Пункт 2 ст. 77 Конституции РФ определяет, что в пределах ведения Российской  Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти  субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти  в Российской Федерации. Таким образом, вопросы государственной службы субъектов РФ регулируются в настоящее время  федеральным законодательством о государственной службе, а  также законами и иными нормативными актами, принимаемыми соответствующими субъектами РФ.

     Государственная служба в Российской Федерации регулируется федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ, специальными законами субъектов РФ, определяющими государственную службу и правовое положение государственных служащих субъектов РФ. Например, каждая область  принимает собственный закон о государственной службе. Правовыми источниками государственной службы являются также  правовые нормы различных отраслей права, содержащиеся в  законодательных и иных нормативных правовых актах.

     Нормативными  правовыми актами, регулирующими государственно-служебные отношения государственной службы как  в широком смысле, так и в узком ее понимании (как процесса  осуществления служащими компетенции государственных органов), являются следующие. 

     1. Конституция Российской Федерации.

       2. Конституции республик, являющихся  субъектами РФ, в  которых наряду  с принципами государственной службы устанавливаются и некоторые другие важные положения государственно-служебного характера.

       3. Уставы субъектов РФ, содержащие нормы о государственной службе субъектов Федерации.

     4. Специальные федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также иные законодательные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения в сфере государственной службы или в какой-то степени относящиеся к  институту государственной службы. Среди них можно выделить, к примеру, следующие федеральные законы: «О воинской  обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих»,  «О материальной ответственности военнослужащих», «О прокуратуре Российской Федерации». 

     5. Указы и распоряжения Президента РФ, например Положение о порядке прохождения военной службы, утвержденные  Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237; Общие  принципы служебного поведения государственных служащих,  утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г.  № 885; Положение о порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской  Федерации федеральным государственным гражданским служащим, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г.  № 113; Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля  2005 г. № 112.

      6. Нормативные правовые акты Правительства РФ по вопросам государственной службы, например Правила индексации  пенсий федеральных государственных служащих, утвержденные  постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 346;  Анкета гражданина Российской Федерации, изъявившего желание участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности  государственной гражданской службы Российской Федерации,  утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26 мая  2005 г. № 667-р; Перечень категорий государственных и муниципальных служащих, подлежащих государственной защите,  утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. № 900.

      7. Нормативные правовые акты, издаваемые  федеральными  органами исполнительной  власти (федеральными министерствами, службами, агентствами), например Служебный распорядок центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденный приказом Минэкономразвития РФ от 22 ноября 2005 г. № 306;  Служебный распорядок Федеральной службы государственной  статистики, утвержденный приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 сентября 2005 г. № 149; Служебный распорядок Федеральной службы по финансовым рынкам, утвержденный приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 26 апреля 2005 г. № 05-60/пз; Инструкция об  организации работы по применению поощрений и дисциплинарных взысканий в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденная приказом Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 9 июня 2004 г.  № 174; Инструкция о порядке организации и проведения аттестации военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, а также офицеров, проходящих военную службу по призыву, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от  2 сентября 2005 г. № 717.

     8. Постановления Конституционного Суда РФ (например, постановление «По делу о проверке конституционности части 4  статьи 28 Закона Республики Коми «О государственной службе  Республики Коми»).

     По  государственно-служебным вопросам стала появляться  также судебная практика судов общей юрисдикции, например  по проблемам рассмотрения дел о восстановлении в должности государственных служащих, уволенных при ликвидации  государственного органа, сокращении его штата либо численности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Система (виды) государственной  службы

     Федеральный закон «О системе государственной  службы  Российской Федерации» классифицирует государственную  службу на следующие  виды, составляющие ее единую систему:

    1) государственная  гражданская служба;

    2) военная  служба;

    3) правоохранительная  служба.

     Государственная гражданская служба подразделяется, в свою  очередь, на федеральную  государственную гражданскую службу  и государственную гражданскую  службу субъекта РФ.

Информация о работе Государственная служба