Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства

Содержание работы

1.Понятие, содержание и виды управления
1.2.Виды государственного управления
1.3.Социальное управление и его виды
1.4.Специфика государственного управления
1.5.Цель, функции и принципы государственного управления
2.Исполнительная власть и государственное управление
2.1.Принцип разделения властей
2.2.Признаки исполнительной власти
2.3.Функции исполнительной власти
2.4.Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственное управление и исполнительная власть рефират.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Государственное управление и исполнительная власть

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

1.Понятие, содержание и виды управления

1.2.Виды государственного  управления

1.3.Социальное  управление и его виды

1.4.Специфика государственного управления

1.5.Цель, функции  и принципы государственного  управления

2.Исполнительная  власть и государственное управление

2.1.Принцип  разделения властей

2.2.Признаки  исполнительной власти

2.3.Функции  исполнительной власти

2.4.Субъекты  исполнительной власти

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ  

 

Управление  обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение. Интересы охраны законности и правопорядка, поддержания государственной дисциплины требуют, чтобы органы государства обеспечивали проведение в жизнь государственной воли, применяя в случае необходимости к тем, кто не следует этой воле добровольно, и принудительные меры, допускаемые законом. Необходимо различать принуждение как специфическую деятельность органов государственного управления и как один из методов управления.

В данной работе были использованы труды, относящиеся к передовым  разработкам в области обеспечения  эффективности государственного управления, наших ученых и зарубежных специалистов. Среди российских специалистов в  области государственного управления хочется отметить следующие имена: Г.В Атаманчук, В. Игнатов. Относящиеся к новейшим исследованиям западных ученых и практиков в вопросе повышения эффективности государственного управления являются использованные в данной работе труды М. Хольцер, Мэри Е. Гай, Даниель В. Мартин. Очень важно не воспринимать все достижения в области западных специалистов как образец для подражания. Сравнительный анализ роли государства в общественных процессах России и западноевропейских стран показывает даже на первый взгляд, что недопустимо подавление многих государственных функций и самоустранение от выполнения своих обязанностей, что ведет к ослаблению, а не усилению нашей государственности. Но, безусловно, знание и применение западного опыта там, где это возможно, является необходимым. Литература же наших авторов позволяет выявить специфику государственного управления в России, провести глубокие исторические изыскания и выявить те факторы, которые влияют на государственное управление. Таким образом, сочетание и аналитический подход к данным источникам дает благодатную почву для глубокого научного исследования.

Целью данного исследования является поиск и обозначение  ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности  государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику  нашего государства.

 

 

Понятие, содержание и виды управления

 

Управление — это целенаправленный и постоянный процесс воздействия  субъекта управления на объект управления. В качестве объекта управления выступают  различные явления и процессы: человек, коллектив, социальная общность, механизмы, технологические процессы, аппараты. Управление как процесс  воздействия субъекта на объект управления немыслимо без системы управления, под которой, как правило, понимается механизм, обеспечивающий процесс управления, т. е. множество взаимосвязанных  элементов, функционирующих согласованно и целенаправленно. Участвующие  в процессе управления элементы объединяются в систему с помощью информационных связей, конкретнее — по принципу обратной связи.

«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять  что-то по поручению, исполнять и  распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление —  кибернетика, предметом изучения которой  стали процессы управления в различных  областях. Используя математический аппарат, математическую логику и теорию функций, удалось объединить важнейшие  достижения теории автоматического  регулирования, информатики и многих других сфер научного знания. Эта наука  изучает вопросы управления, связи, контроля, регулирования, приема, хранения и обработки информации в любых  сложных динамических системах2. При этом управление рассматривается на высоком уровне абстракции, а особое значение придается процедурам управления, его принципам, закономерностям и связям многочисленных элементов, образующих единую систему.

Понятие «система», раскрывающее сущность управления, характеризуется наличием следующих признаков: задачи и цели; субъекты и объекты управления; функции; организационная структура; единство, самостоятельность и взаимозависимость  элементов системы; определенные формы  и методы деятельности.

Под управлением в самом общем  смысле можно понимать целенаправленное воздействие субъекта управления на объекты управления в целях создания эффективно функционирующей системы  на основе информационных связей и  отношений. Весьма точное определение управления дал Г. В. Атаманчук: управление — это целеполагающее, т. е. созидательное, продуманное, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную жизнедеятельность, которое может быть осуществлено как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные органы и структуры (государственные органы, политические партии, общественные объединения, предприятия, общества, союзы и пр.).

Следует отметить, что сущность управления на протяжении многих десятилетий остается неизменной. Определяя понятие «управление», классик менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций (операций):

1)  технические операции (производство, выделка и обработка);

2)  коммерческие операции (покупка,  продажа и обмен);

3)  финансовые операции (привлечение  средств и распоряжение ими);

4)  страховые операции (страхование  и охрана имущества и лиц);

5)  учетные операции (бухгалтерия,  калькуляция, учет, статистика и  т. д.);

6)  административные операции (предвидение,  организация, распорядительство,  координирование и контроль).

Раскрывая смысл административной операции, ученый поясняет: «Управлять — значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать;

предвидеть, т. е. учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;

организовывать, т. е. строить двойной  — материальный и социальный —  организм предприятия;

распоряжаться, т. е. заставлять персонал надлежаще работать;

координировать, т. е. связывать, объединять, гармонизировать все действия и  все усилия;

контролировать, т. е. заботиться о  том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.

Любому управленческому процессу свойственны следующие характерные  черты: а) необходимость создания и  функционирования законченной системы; б) целенаправленное воздействие на систему, результатом которого становится достижение упорядоченности отношений  и связей, способных выполнять  поставленные задачи; в) наличие субъекта и объекта управления в качестве непосредственных участников управления; г) информация как главное связующее  звено между участниками управления; д) наличие иерархии в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области); е) использование различных форм подчинения объекта управления субъекту управления, в рамках которых используются различные приемы, формы, способы, методы и средства управления.

Традиционно выделяются следующие  виды управления: 1) механическое, техническое  управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое  управление (управление процессами жизнедеятельности  живых организмов); 3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями). Каждый из данных типов управления отличается назначением, качественным своеобразием, специфическими особенностями, интенсивностью совершаемых управленческих функций  и операций

Виды государственного управления

 

Видами государственного управления являются: 1) внутреннее государственное  управление, осуществляемое исполнительными  органами государственной власти в  целях организации самой системы  этих органов и обеспечения правовых режимов их работы, т. е. для проведения позитивной управленческой деятельности для решения государственных  задач и исполнения нормативных  правовых актов (осуществление действий по организации деятельности самих  исполнительных органов государственной  власти, совершенствованию института государственной службы, разработка и принятие нормативных правовых актов); 2) внешнее государственное управление осуществляется органами исполнительной власти в целях реализации «внешних» (в том числе иногда и принуждающих) полномочий, т. е. полномочий, адресованных субъектам права (физическим и юридическим лицам), не входящим в структуру государственной администрации (например, осуществление деятельности по регистрации и лицензированию); 3) внутриорганизационное государственное управление — осуществление исполнительно-распорядительных функций органами законодательной (представительной) власти, судами, прокуратурой и иными государственными органами, традиционно не относящимися к исполнительным органам государственной власти.

Государственное управление урегулировано  публичным (административным) правом, при этом отдельные государственно-управленческие вопросы подлежат частноправовой (гражданско-правовой) регламентации. Поэтому следует  различать суверенное государственное  управление и управление, осуществляемое в частноправовых формах. Эти виды управления характеризуются различными правовыми формами. Если государственное  управление осуществляется в форме  публичного права, то тогда говорят  о суверенном (публичном) управлении, реализуемом самим государством (его органами, государственными служащими) либо от его имени; если управленческая деятельность установлена частным  правом, то здесь речь идет о частноправовом управлении.

Суверенное управление — это  управление «принуждающее» (правоохранительное, атакующее, «нападающее», ограничивающее права субъектов права, жесткое), т. е. применяющее меры административного  принуждения. В данном случае контрольно-надзорные органы и должностные лица применяют меры обеспечительного, предупредительного, пресекательного, нака-зательного и восстановительного характера. Здесь возможно временное ограничение реализации прав и свобод граждан, права распоряжения объектами собственности физических и юридических лиц. Принудительное управление осуществляется в основном полицейскими и другими контролирующими органами, в задачи которых входит обеспечение общественного порядка, предотвращение правонарушений, защита общества от опасностей. Главным принципом «принуждающего» управления является законность.

В отечественной административно-правовой литературе последних десятилетий  проблемы «частноправового» управления не затрагиваются. Такой вид управления имеет место в тех случаях, когда само государство не выступает  в роли суверенного участника  правоотношений. Поэтому оно предполагает равноправие государства как  участника частноправовых отношений, т. е. участвует в общей конкурентной экономической жизни, получает финансовые доходы, увеличивает свое состояние  или продает его, совершая при  этом соответствующие действия. Деятельность, осуществляемая в частноправовых формах, направлена на достижение государственно-управленческих целей и решение государственно-правовых задач путем участия в экономической  жизни.

Частная область государственного управления охватывает материальные (экономические) потребности управления, т. е. когда  государство выступает в качестве частного предпринимателя и заключает различные договоры. К ним относятся, например, договоры купли-продажи, которые имеют целью обеспечение управления необходимыми для управленческой деятельности материалами (формирование и обеспечение деятельности персонала управления, приобретение материалов, техники, канцелярских принадлежностей, земельных участков для возведения административного здания), договоры подряда с дорожно-строительными предприятиями, договоры лизинга и договоры на сервисное обслуживание, трудовые договоры со служащими и рабочими, находящимися на публичной службе. Государство участвует в этих договорах в качестве не только заказчика и потребителя, но и субъекта, желающего получить экономическую (финансовую) прибыль как самостоятельный предприниматель на равных с другими предпринимателями.

Управление, в процессе осуществления  которого используются частноправовые средства и механизмы, может также  осуществляться как хозяйственная  деятельность органов публичной  власти по обеспечению «нормального»  существования общества (например, государственное обеспечение электроэнергией, газом, водой, теплом; организация самими городами, поселками и другими  административно-территориальными единицами  уборки мусора, очистки сточных вод, ликвидации вредных веществ и  т. д.). Такое управление, которое  можно назвать созидающим, «положительным», является необходимым атрибутом  современного социального государства. «Положительное» управление — это забота государства о нормальном существовании людей; это и управление образованием, и социальным строительством (строительством жилья на льготных условиях для определенных категорий населения), и управление в области здравоохранения, экономики, транспорта, электроснабжения, водоснабжения и т. д. Подобная форма организации управления распространена во многих странах, причем она допускается лишь в определенных случаях. Там, где не имеется четкого правового регулирования со стороны государства, положительное управление могут осуществлять частные предприятия.

Управление с точки зрения его  организации в принципе одинаково  во всех сферах, однако следует различать  общее управление и особенное (специальное) управление. Общее управление предназначено  для любого вида управленческой деятельности и реализуется одинаковыми механизмами, формами и методами независимо от отраслей и сфер управленческой деятельности. Особенное управление распространяется на конкретные сферы и области  — финансы, строительство, сельское хозяйство, горное дело, внутренние и  иностранные дела и т. д.

 

СОЦИАЛЬНОЕ  УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО ВИДЫ

 

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями  и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых  трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекаемые в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации. Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления - субъект и объект с прямыми и обратными связями между ними .

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть