Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 11:35, реферат

Описание работы

Целью данного исследования является поиск и обозначение ресурсов, которые могли бы быть использованы в повышении эффективности государственного управления и исполнительной власти, и рассмотрение механизмов, способствующих этому, учитывая специфику нашего государства

Содержание работы

1.Понятие, содержание и виды управления
1.2.Виды государственного управления
1.3.Социальное управление и его виды
1.4.Специфика государственного управления
1.5.Цель, функции и принципы государственного управления
2.Исполнительная власть и государственное управление
2.1.Принцип разделения властей
2.2.Признаки исполнительной власти
2.3.Функции исполнительной власти
2.4.Субъекты исполнительной власти
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государственное управление и исполнительная власть рефират.docx

— 60.46 Кб (Скачать файл)

Государственную власть в субъектах  РФ осуществляют образуемые ими органы исполнительной власти. Конституции  республик — субъектов РФ устанавливают  принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти. Что касается состава высших законодательных  и исполнительных органов и определения  их правового статуса, то здесь наблюдается  значительное многообразие.

Реализация принципа разделения властей  не только на уровне федеральной государственной  власти, но и в субъектах РФ обеспечена ст. 11 Конституции РФ, которая устанавливает  принцип разграничения предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами — республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью, автономными  округами и местным самоуправлением. Разграничение предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеративным и иными  договорами о разграничении предметов  ведения и полномочий.

 

Признаки исполнительной власти

 

Государственная власть опирается  на государственный аппарат, юридические  нормы, материальные ресурсы, механизмы  убеждения и принуждения. И само государство, и его деятельность можно рассматривать как средство управления, осуществляемого в интересах  социальной группы, класса или всего  народа как инструмент властвования.

Исполнительную власть можно трактовать в двух основных аспектах: 1) в юридическом, понимая под ней право и  возможность официальных руководителей  управлять кем-либо, подчинять своей  воле других людей, издавать властные акты; 2) в политологическом, когда  данное понятие охватывает комплекс политико-правовых явлений и прежде всего публичную администрацию (систему  органов исполнительной власти), компетенцию  ее органов и служащих, ее деятельность.

1.   Первый признак исполнительной  власти — ее вторич-ность, подчиненное положение, зависимость от высшей власти.

2.  Второй признак исполнительной  власти — ее организующий характер. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в обычных, и в экстремальных условиях.

Закон служит только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляют органы исполнительной власти, имеющие дело с действительными  явлениями жизни и выполняющие  задачи постоянного, целенаправленного  управления людьми, а через них  — имуществом и общественными  процессами.

3.  Исполнительная власть отличается  систематической, непрерывной деятельностью,  направленной на сохранение социальной  системы, ее укрепление и развитие.

4.  Исполнительная власть имеет  универсальный характер во времени  и пространстве, т. е. осуществляется  везде, где функционируют человеческие  коллективы. Она непосредственно  организует оборону страны, охрану  государственной и общественной  безопасности, работу государственных  предприятий и учреждений, осуществляет  общее руководство негосударственными  организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью  правовых норм воздействует на  граждан и организации. Она  в процессе исполнения актов  высшего руководства осуществляет  еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры). Универсализм этой власти и в способах воздействия на людей (поощрение, убеждение, договор, регистрация, разрешение, пресечение и др.).

5.  Наличие в непосредственном  ведении исполнительной власти  огромных ресурсов: правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных.

6.  Ведая огромными ресурсами,  исполнительная власть непосредственно  их не использует. Она распоряжается  действиями людей, природными  и иными ресурсами, чтобы организовать  производство, образование, здравоохранение  и др. Исполнительная власть реализует  исполнительно-распорядительную деятельность, в процессе осуществления которой  издается огромное количество  распоряжений — административных  актов.

7.  В непосредственном ведении  исполнительной власти находятся  вооруженные силы, в частности  армия, полиция (милиция), органы  госбезопасности, специализированные  принудительные учреждения. Субъекты  исполнительной власти используют  имеющиеся у них фактические  и правовые возможности для  осуществления внесудебного, административного  принуждения. Принудительность, опора  на силу, возможность самостоятельно  осуществлять физические, организационные  и иные меры принуждения в  административном порядке — важная  черта исполнительной власти.

8.  Названные выше признаки  содержания исполнительной власти  — универсальность, предметность, принудительность, организующий характер  — детерминируют ее организационную  форму — единую, большую по  объему, иерархически построенную  государственную систему. Единство  многоуровневого механизма исполнительной  власти — важнейшая основа  единства государства.

Известно, что и законодательная, и судебная власть не обладают организационным  единством, иерархией, подчинением  нижестоящих звеньев вышестоящим. В отличие от других властей исполнительная власть организационно едина, ее нижестоящие  звенья подчинены вышестоящим, она делится на иерархические уровни.

9.  Исполнительная власть выступает  как вторичная по отношению  к представительным (законодательным)  органам, которые определяют ее  структуру, полномочия ее органов,  даже если носители исполнительной  власти избираются непосредственно  народом (президент, губернатор  и т. д.). Издаваемые ими властные  акты подзаконны, они развивают,  уточняют, детализируют, применяют  в конкретной обстановке закон.  Действия органов и должностных  лиц системы исполнительной власти  не могут противоречить закону, являются его исполнением.

10.  В условиях правового государства  значительно изменяются объем  и формы контроля за деятельностью исполнительной власти.  Ее  подконтрольность приобретает качественно иной характер. Исполнительная власть не подчинена другим властям, она самостоятельна, но ее вправе контролировать все существующие власти: и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура, Счетная палата, Уполномоченный по правам человека и др.). В Российской Федерации огромные контрольные полномочия принадлежат также Президенту РФ, занимающему особое положение в российской системе разделения властей.

 

Функции исполнительной власти

 

Главная цель исполнительной власти, обусловленная ее социальным назначением  и особым положением в системе  разделения властей, заключается в  качественном выполнении задач и  функций государственного управления. Таким образом, функции исполнительной власти определяются целями и функциями  государственного управления. Однако исполнительная власть, будучи самостоятельной  и независимой от других ветвей государственной  власти, выполняет и собственные  функции, задающие основные направления  деятельности ее органов, которые реализуют  особые государственно-властные полномочия. В данном случае исполнительная власть рассматривается как политико-государственное  явление, как средство обеспечения  публичных интересов.

Сущность функций исполнительной власти выявляется и посредством  анализа результатов, которые достигаются  в процессе осуществления исполнительной власти. Данный подход позволяет выделить следующие основные функции современной  исполнительной власти:

1)  исполнительная (правоприменительная), т. е. функция исполнения Конституции  РФ, федеральных законов и законов  субъектов РФ;

2)  «правозащитная», т. е. соблюдение  и защита прав и свобод человека  и гражданина. Органы исполнительной  власти обязаны признавать установленные  Конституцией РФ права и свободы  человека и гражданина, соблюдать,  реализовывать на практике, а  в случае необходимости — защищать  их;

3) социально-экономическая, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления.   Эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;

4)  функция обеспечения законности  и соблюдения конституционного  порядка в стране;

5)  регулирующая, в рамках которой  осуществляются многие функции  государственного управления: руководство,  контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;

6)  нормотворческая, в соответствии  с которой органы исполнительной  власти осуществляют в установленных  законом пределах деятельность  по принятию нормативных актов,  многие из которых подлежат  государственной регистрации в  Министерстве юстиции Российской  Федерации;

7) охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, наказания и восстановления.

 

Субъекты исполнительной власти

 

Субъекты исполнительной власти являются главнейшими субъектами административного  права, ибо именно они осуществляют государственное управление, управленческие действия, принимают административные акты, обеспечивают исполнение законов, общественный порядок и безопасность, права и свободы граждан.

С учетом федеративного устройства России выделяются следующие субъекты исполнительной власти в Российской Федерации: 1) Российская Федерация  как демократическое федеративное государство, суверенитет которого распространяется на всю территорию РФ; 2) равноправные субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все  субъекты РФ между собой равноправны. Федеративное устройство Российской Федерации  основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной  власти, разграничении предметов  ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов РФ, на равноправии  и самоопределении народов в  Российской Федерации.

С точки зрения осуществления государственного управления субъектами исполнительной власти в Российской Федерации являются: 1) Президент РФ; 2) Правительство  РФ; 3) федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства); 4) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; 5) главы исполнительной власти субъектов РФ (президенты, главы  администраций); 6) правительства субъектов  РФ; 7) иные органы исполнительной власти субъектов РФ. Как следует из приведенной классификации, субъектами исполнительной власти могут быть как федеральные, так и региональные (в субъектах РФ) органы государственного управления. Известно, что органы управления не могут функционировать без персонала государственного управления, т. е. без государственных служащих, являющихся субъектами государственно-управленческих отношений. Выделяются следующие особенности организации и функционирования субъектов исполнительной власти:

1)  число госслужащих, занятых  в сфере деятельности исполнительной  власти, превышает количество служащих  и должностных лиц, занимающихся  иной государственной деятельностью  (общеизвестно, что граждане и  юридические лица чаще имеют  дело с органами исполнительной  власти, чем с органами законодательной  государственной власти, прокуратурой  и судом);

2)  субъекты исполнительно-распорядительной  деятельности наряду с исполнением  законов реализуют другие правоприменительные  функции, занимаются «административным»  нормотворчеством, принимают нормативные  и индивидуальные правовые акты  управления, а в отдельных случаях  выполняют функции «правосудия», рассматривая дела об административных  нарушениях и налагая административные  взыскания;

3) должностные лица и государственные  служащие обладают властными  полномочиями различного характера;  они воздействуют на формирование  и развитие кадрового потенциала, распоряжаются финансовыми, материально-техническими, организационными, кадровыми ресурсами;

4)  органы исполнительной власти  и государственные служащие  осуществляют  юрисдикционную  (правоохранительную) деятельность в силу наличия у них полномочий по реализации мер государственного (административного) принуждения, сфера применения которых может быть значительно расширена на законных основаниях при наступлении чрезвычайных обстоятельств или введении особых административно-правовых режимов;

5)  государственные служащие  органов исполнительной власти (как  и муниципальные служащие) в определенных  случаях могут управлять по  своему усмотрению, основываясь  на собственном видении сложности  и значимости управленческого  мероприятия. Но прежде всего  деятельность государственных служащих  должна основываться на принципе  законности исполнительной власти, а также на соблюдении принципов,  установленных Федеральным законом  «О государственной гражданской  службе Российской Федерации». К  ним относятся: верховенство Конституции  РФ и федеральных законов; приоритет  прав и свобод человека и  гражданина; политический нейтралитет;  обязательность выполнения решений  вышестоящих государственных органов;  ответственность государственных  служащих.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть