Государственную власть в субъектах
РФ осуществляют образуемые ими органы
исполнительной власти. Конституции
республик — субъектов РФ устанавливают
принцип разделения законодательной,
исполнительной и судебной власти.
Что касается состава высших законодательных
и исполнительных органов и определения
их правового статуса, то здесь наблюдается
значительное многообразие.
Реализация принципа разделения властей
не только на уровне федеральной государственной
власти, но и в субъектах РФ обеспечена
ст. 11 Конституции РФ, которая устанавливает
принцип разграничения предметов
ведения и полномочий между Российской
Федерацией и ее субъектами — республиками,
краями, областями, городами федерального
значения, автономной областью, автономными
округами и местным самоуправлением.
Разграничение предметов ведения
и полномочий между органами государственной
власти РФ и органами государственной
власти субъектов РФ осуществляется
Конституцией РФ, Федеративным и иными
договорами о разграничении предметов
ведения и полномочий.
Признаки исполнительной власти
Государственная власть опирается
на государственный аппарат, юридические
нормы, материальные ресурсы, механизмы
убеждения и принуждения. И само
государство, и его деятельность
можно рассматривать как средство
управления, осуществляемого в интересах
социальной группы, класса или всего
народа как инструмент властвования.
Исполнительную власть можно трактовать
в двух основных аспектах: 1) в юридическом,
понимая под ней право и
возможность официальных руководителей
управлять кем-либо, подчинять своей
воле других людей, издавать властные
акты; 2) в политологическом, когда
данное понятие охватывает комплекс
политико-правовых явлений и прежде
всего публичную администрацию (систему
органов исполнительной власти), компетенцию
ее органов и служащих, ее деятельность.
1. Первый признак исполнительной
власти — ее вторич-ность, подчиненное
положение, зависимость от высшей власти.
2. Второй признак исполнительной
власти — ее организующий характер.
Она необходима для налаживания сложной
сети общественных связей в экономической,
социально-культурной, административно-политической
сферах, в созидательной и охранительной
деятельности. В ней сосредоточена вся
реальная практическая работа по осуществлению
актов высшего руководства. Она переводит
политические проблемы в организационные.
Исполнительная власть обязана объединять
энергию, усилия граждан, наводить порядок
и в обычных, и в экстремальных условиях.
Закон служит только абстрактной нормой,
намечающей модель поведения людей.
Для его исполнения необходимы организующие,
координирующие и контролирующие действия
государства. Их осуществляют органы исполнительной
власти, имеющие дело с действительными
явлениями жизни и выполняющие
задачи постоянного, целенаправленного
управления людьми, а через них
— имуществом и общественными
процессами.
3. Исполнительная власть отличается
систематической, непрерывной деятельностью,
направленной на сохранение социальной
системы, ее укрепление и развитие.
4. Исполнительная власть имеет
универсальный характер во времени
и пространстве, т. е. осуществляется
везде, где функционируют человеческие
коллективы. Она непосредственно
организует оборону страны, охрану
государственной и общественной
безопасности, работу государственных
предприятий и учреждений, осуществляет
общее руководство негосударственными
организациями (регистрация, лицензирование,
налогообложение, контроль), с помощью
правовых норм воздействует на
граждан и организации. Она
в процессе исполнения актов
высшего руководства осуществляет
еще и правотворчество, и юрисдикционную
деятельность (наказывает, разбирает споры).
Универсализм этой власти и в способах
воздействия на людей (поощрение, убеждение,
договор, регистрация, разрешение, пресечение
и др.).
5. Наличие в непосредственном
ведении исполнительной власти
огромных ресурсов: правовых, информационных,
экономических, технических, идеологических,
организационных.
6. Ведая огромными ресурсами,
исполнительная власть непосредственно
их не использует. Она распоряжается
действиями людей, природными
и иными ресурсами, чтобы организовать
производство, образование, здравоохранение
и др. Исполнительная власть реализует
исполнительно-распорядительную деятельность,
в процессе осуществления которой
издается огромное количество
распоряжений — административных
актов.
7. В непосредственном ведении
исполнительной власти находятся
вооруженные силы, в частности
армия, полиция (милиция), органы
госбезопасности, специализированные
принудительные учреждения. Субъекты
исполнительной власти используют
имеющиеся у них фактические
и правовые возможности для
осуществления внесудебного, административного
принуждения. Принудительность, опора
на силу, возможность самостоятельно
осуществлять физические, организационные
и иные меры принуждения в
административном порядке — важная
черта исполнительной власти.
8. Названные выше признаки
содержания исполнительной власти
— универсальность, предметность,
принудительность, организующий характер
— детерминируют ее организационную
форму — единую, большую по
объему, иерархически построенную
государственную систему. Единство
многоуровневого механизма исполнительной
власти — важнейшая основа
единства государства.
Известно, что и законодательная,
и судебная власть не обладают организационным
единством, иерархией, подчинением
нижестоящих звеньев вышестоящим.
В отличие от других властей исполнительная
власть организационно едина, ее нижестоящие
звенья подчинены вышестоящим, она
делится на иерархические уровни.
9. Исполнительная власть выступает
как вторичная по отношению
к представительным (законодательным)
органам, которые определяют ее
структуру, полномочия ее органов,
даже если носители исполнительной
власти избираются непосредственно
народом (президент, губернатор
и т. д.). Издаваемые ими властные
акты подзаконны, они развивают,
уточняют, детализируют, применяют
в конкретной обстановке закон.
Действия органов и должностных
лиц системы исполнительной власти
не могут противоречить закону,
являются его исполнением.
10. В условиях правового государства
значительно изменяются объем
и формы контроля за деятельностью
исполнительной власти. Ее подконтрольность
приобретает качественно иной характер.
Исполнительная власть не подчинена другим
властям, она самостоятельна, но ее вправе
контролировать все существующие власти:
и парламент, и суды, и иные органы, не принадлежащие
ни к одной из трех ветвей власти (прокуратура,
Счетная палата, Уполномоченный по правам
человека и др.). В Российской Федерации
огромные контрольные полномочия принадлежат
также Президенту РФ, занимающему особое
положение в российской системе разделения
властей.
Функции исполнительной власти
Главная цель исполнительной власти,
обусловленная ее социальным назначением
и особым положением в системе
разделения властей, заключается в
качественном выполнении задач и
функций государственного управления.
Таким образом, функции исполнительной
власти определяются целями и функциями
государственного управления. Однако
исполнительная власть, будучи самостоятельной
и независимой от других ветвей государственной
власти, выполняет и собственные
функции, задающие основные направления
деятельности ее органов, которые реализуют
особые государственно-властные полномочия.
В данном случае исполнительная власть
рассматривается как политико-государственное
явление, как средство обеспечения
публичных интересов.
Сущность функций исполнительной
власти выявляется и посредством
анализа результатов, которые достигаются
в процессе осуществления исполнительной
власти. Данный подход позволяет выделить
следующие основные функции современной
исполнительной власти:
1) исполнительная (правоприменительная),
т. е. функция исполнения Конституции
РФ, федеральных законов и законов
субъектов РФ;
2) «правозащитная», т. е. соблюдение
и защита прав и свобод человека
и гражданина. Органы исполнительной
власти обязаны признавать установленные
Конституцией РФ права и свободы
человека и гражданина, соблюдать,
реализовывать на практике, а
в случае необходимости — защищать
их;
3) социально-экономическая, т. е. создание
условий для развития хозяйственного
строительства, социально-культурного
и административно-политического управления.
Эту функцию можно назвать обеспечительной,
так как она направлена на обеспечение
благосостояния населения и удовлетворение
публичных интересов;
4) функция обеспечения законности
и соблюдения конституционного
порядка в стране;
5) регулирующая, в рамках которой
осуществляются многие функции
государственного управления: руководство,
контроль, координация, планирование,
учет, прогнозирование и т. д.;
6) нормотворческая, в соответствии
с которой органы исполнительной
власти осуществляют в установленных
законом пределах деятельность
по принятию нормативных актов,
многие из которых подлежат
государственной регистрации в
Министерстве юстиции Российской
Федерации;
7) охранительная (юрисдикционная),
означающая, что органы исполнительной
власти законодательно наделены полномочиями
по применению к юридическим и физическим
лицам мер государственного (административного)
принуждения в случае, если указанными
лицами нарушаются нормы законодательства.
Данная функция исполнительной власти
реализуется посредством установленных
законом административно-процессуальных
производств, в рамках которых контрольно-надзорные
органы применяют меры предупреждения,
пресечения, наказания и восстановления.
Субъекты исполнительной власти
Субъекты исполнительной власти являются
главнейшими субъектами административного
права, ибо именно они осуществляют
государственное управление, управленческие
действия, принимают административные
акты, обеспечивают исполнение законов,
общественный порядок и безопасность,
права и свободы граждан.
С учетом федеративного устройства
России выделяются следующие субъекты
исполнительной власти в Российской
Федерации: 1) Российская Федерация
как демократическое федеративное
государство, суверенитет которого
распространяется на всю территорию
РФ; 2) равноправные субъекты РФ: республики,
края, области, города федерального значения,
автономная область, автономные округа.
Во взаимоотношениях с федеральными
органами государственной власти все
субъекты РФ между собой равноправны.
Федеративное устройство Российской Федерации
основано на ее государственной целостности,
единстве системы государственной
власти, разграничении предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и органами государственной
власти субъектов РФ, на равноправии
и самоопределении народов в
Российской Федерации.
С точки зрения осуществления государственного
управления субъектами исполнительной
власти в Российской Федерации являются:
1) Президент РФ; 2) Правительство
РФ; 3) федеральные органы исполнительной
власти (федеральные министерства,
федеральные службы и федеральные
агентства); 4) территориальные органы
федеральных органов исполнительной
власти; 5) главы исполнительной власти
субъектов РФ (президенты, главы
администраций); 6) правительства субъектов
РФ; 7) иные органы исполнительной власти
субъектов РФ. Как следует из приведенной
классификации, субъектами исполнительной
власти могут быть как федеральные, так
и региональные (в субъектах РФ) органы
государственного управления. Известно,
что органы управления не могут функционировать
без персонала государственного управления,
т. е. без государственных служащих, являющихся
субъектами государственно-управленческих
отношений. Выделяются следующие особенности
организации и функционирования субъектов
исполнительной власти:
1) число госслужащих, занятых
в сфере деятельности исполнительной
власти, превышает количество служащих
и должностных лиц, занимающихся
иной государственной деятельностью
(общеизвестно, что граждане и
юридические лица чаще имеют
дело с органами исполнительной
власти, чем с органами законодательной
государственной власти, прокуратурой
и судом);
2) субъекты исполнительно-распорядительной
деятельности наряду с исполнением
законов реализуют другие правоприменительные
функции, занимаются «административным»
нормотворчеством, принимают нормативные
и индивидуальные правовые акты
управления, а в отдельных случаях
выполняют функции «правосудия»,
рассматривая дела об административных
нарушениях и налагая административные
взыскания;
3) должностные лица и государственные
служащие обладают властными
полномочиями различного характера;
они воздействуют на формирование
и развитие кадрового потенциала,
распоряжаются финансовыми, материально-техническими,
организационными, кадровыми ресурсами;
4) органы исполнительной власти
и государственные служащие осуществляют
юрисдикционную (правоохранительную)
деятельность в силу наличия у них полномочий
по реализации мер государственного (административного)
принуждения, сфера применения которых
может быть значительно расширена на законных
основаниях при наступлении чрезвычайных
обстоятельств или введении особых административно-правовых
режимов;
5) государственные служащие
органов исполнительной власти (как
и муниципальные служащие) в определенных
случаях могут управлять по
своему усмотрению, основываясь
на собственном видении сложности
и значимости управленческого
мероприятия. Но прежде всего
деятельность государственных служащих
должна основываться на принципе
законности исполнительной власти,
а также на соблюдении принципов,
установленных Федеральным законом
«О государственной гражданской
службе Российской Федерации». К
ним относятся: верховенство Конституции
РФ и федеральных законов; приоритет
прав и свобод человека и
гражданина; политический нейтралитет;
обязательность выполнения решений
вышестоящих государственных органов;
ответственность государственных
служащих.