Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Для разумного выбора необходимо рассмотреть подходы к анализу понятия государственного управления в юридической и других науках, проанализировать и взвесить их, а затем сравнить их с точки зрения логики и юридической науки.
Целью данной работой является уяснение сущности категорий «управление», «государственное управление», «исполнительная власть»; их соотношения; рассмотрение путей повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КАТЕГОРИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие категории «государственное управление»
1.2 Цели государственного управления в современной России
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
2.1 Исполнительная власть в Российской Федерации
3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

контрольная по АДМИНИСТр наказ.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ « АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО»

 

 

 

Вариант №9

1.Государственное управление  и исполнительная власть.

2.Административное наказание: понятие, цели, система и виды.

 

                                    

 

Направление «Государственное и муниципальное управление»

                                                             Группа ГМУ-312

Выполнил Литвин В.Г. №1211159

                                                             Проверил  к.ю.н., доцент Плескач В.Н.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2015

 

Вопрос №1

 

ВВЕДЕНИЕ

1. КАТЕГОРИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

1.1 Понятие категории «государственное управление»

1.2 Цели государственного управления в современной России

2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ  И ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ВЛАСТЬ»

2.1 Исполнительная власть в Российской Федерации

3. СООТНОШЕНИЕ  ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Административное право является одной из ведущих отраслей современного российского права. Существование нашего общества в значительной мере зависит от эффективности государственного управления. Сама наука управления возникает лишь тогда, когда процесс регулирования общественных отношений не может обойтись без нее. Так, Н. Винер пишет: «Если XVII столетие и начало XVIII столетия - век часов, а конец XVIII и все XIX столетие - век паровых машин, то в настоящее время - есть век связи и управления».

Поэтому ключевую роль для понимания природы административного права, как отрасли права, играет понимание сущности категорий государственного управления и исполнительной власти. Вопрос о соотношении данных категорий в настоящее время является в достаточной мере дискуссионным и исследуется под различными углами зрения в рамках различных концептуальных схем. Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых-юристов XIX - начала XX вв., широко рассматривались в советской юридической литературе, исследуются и в настоящее время. Получают свое отражение вопросы государственного управления в работах и зарубежных юристов. При этом высказывается множество мнений и суждений, формулируются различные теоретические позиции, в том числе и по вопросу сущности категорий «управление», «государственное управление» и «исполнительная власть» и их соотношению.

В современной научной и учебной юридической литературе можно выделить различные подходы к рассмотрению государственного управления и пониманию его сущности как юридической категории. При этом категория «государственное управление» понимается по-разному в зависимости от выбранной методологии исследования, что связано с тем, что на юридический анализ проблем государственного управления оказывают значительное влияние не только правовые теории, но и другие отрасли знания, в частности кибернетика, социология и теория управления. Поэтому данные категории понимаются учеными и практическими юристами неодинаково.

Для разумного выбора необходимо рассмотреть подходы к анализу понятия государственного управления в юридической и других науках, проанализировать и взвесить их, а затем сравнить их с точки зрения логики и юридической науки.

Целью данной работой является уяснение сущности категорий «управление», «государственное управление», «исполнительная власть»; их соотношения; рассмотрение путей повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

 

 

1. Категория «Управление» как социальное явление

 

Если прослеживать данную категорию из советского административного права, то под управлением понимается любое целенаправленное организующее воздействие на какие-либо процессы для того, чтобы привести их в соответствие с определенными закономерностями. Управление тождественно упорядочивающему воздействию. Оно осуществляется в механических, биологических и социальных системах.

Наиболее сложны процессы управления, происходящие в социальных системах, прежде всего - в человеческом обществе. Особенности таких систем состоят в том, что в управлении участвуют люди, наделенные волей и сознанием, именно люди являются управляющими и управляемыми, упорядочивающее воздействие оказывается на поведение людей. К. Маркс подчеркивал, что «всякий непосредственно общественный или совместный труд, осуществляемый в сравни-тельно крупном масштабе, нуждается в большей или меньшей степени в управле-нии… Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере». На долю управления приходится обеспечение согласованности индивидуальных действий участников совместного труда, а также осуществление общих для этого труда функций, обусловленных именно его совместным характером. Такого рода функции выполняют задачу постоянного поддержания, укрепления и развития сотрудничества людей. Это есть важнейшее назначение социального управления, которое необходимо в масштабах всего общества. Другие авторы понимают под управлением любое целенаправленное организующее воздействие на какие-либо процессы для того, чтобы привести их в соответствие с определенными закономерностями.  Социальное управление представляет собой организующую деятельность людей, которая осуществляется для достижения определенных целей. Оно состоит из ряда функций, или направлений деятельности.

Общими функциями управления являются:

  1. сбор и обработка (анализ) социальной информации
  2. прогнозирование - научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки
  3. планирование - определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств их достижения
  4. организация-формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.
  5. распорядительство - установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.
  6. координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления
  7. контроль и учет -установление соответствия (или несоответствия) фактического состояния объекта управления заданному.

Процесс управления осуществляется в определенной последовательности, носит циклический характер и состоит из ряда стадий, основными из которых являются выработка и принятие решения, организация его исполнении, контроль за исполнением решения и подведение итогов. Так, можно выделить два вида социального управления в обществе: государственное управление (управление делами государства) и негосударственное управление (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).

Профессор Ю.М. Козлов, например, справедливо подчеркивал, что социальное управление как научная категория управления имеет, помимо иных особенностей, и специальный смысл. Т.е. это управление, под которым понима-ется специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений - законодательной, судебной, прокурорской деятельности, а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований. Профессор Г.В. Атаманчук говорит, что управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамерен-ное, продуманное), организующее, регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.)

Таким образом, можно отметить, что социальное управление выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни. Из них можно выделить:

  • социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей. Управление организует людей именно для совместной деятельности в определенные коллективы и организационно их оформляет.
  • социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее действие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность, обеспечивая согласованность индивидуальных действий участников совместной деятельности, а также выполняются общие функции, необходимые для регулирования такой деятельности и прямо вытекающие из ее природы.
  • социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.
  • социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся, по сути, управленческими отношениями. Управление предполагает наличие субъекта, объекта управления и существование между ними прямой и обратной связи.
  • социальное управление базируется на определенной соподчиненности воль людей - участников управленческих отношений, т.к. их отношения имеют сознательно-волевое опосредствование. Воля управляющих приоритетна по отношению к воле управляемых. Субъект управления наделяется соответствую-щими полномочиями по осуществлению управления, властью, т.е. обладает способностью подчинять своей воле поведение управляемых. В этом выражается властно-волевой момент социального управления.
  • социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. Это определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных либо государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица. Их деятельность, имеющая специфическое назначение и особые формы выражения, является управленческой.

Таким образом, понятие «управление» определяется в литературе и практике неоднозначно, поскольку каждый автор подчеркивает ту или иную сторону этого понятия.

 

 

1.1 Понятие категории «государственное  управление»

Понятие государственного управления как одной из форм государственной деятельности начало формироваться в юридической науке в XVII в. в Германии, в рамках, так называемых камеральных наук. В XVII - XVIII вв. в европейских государствах усиливается центральная власть и создается многочисленный полицейский аппарат, призванный оперативно и профессионально осуществлять борьбу с преступностью и охранять от нарушений общественный порядок. Рост и усложнение административных дел и развитие полицейского законодательства сделали необходимым создание управленческой теории. Результатом этой назревшей потребности явилось возникновение так называемой «науки о полиции» (Polizeiwissenschaft), которая непосредственно предшествовала науке административного права и теории государственного управления. Основателями науки полицейского права считаются такие юристы, как де ля Марр, И. Юсти и М. Зонненфельс. Они отграничили ее от других наук о государстве, в частности от внешней и финансовой политики. Ее задачами стало исследование условий, ведущих к безопасности и благосостоянию государства. Вместе с тем начало разработки теории государственного управления как категории юридической науки во многом связано с именем немецкого юриста Лоренца фон Штейна (1815-1890). Свои идеи о государственном управлении он изложил в 7-томном труде «Учение об управлении» («Die Verwaltungslehre»). На русском языке имеется работа Л. Штейна «Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии» - в переводе профессора Санкт-Петербургского университета И.Е. Андреевского. Л. Штейн под управлением понимал такую сферу государственной деятельности, посредством которой государственная воля (закон) осуществляется в государственной жизни, управление предназначено для осуществления государственной воли, закрепленной в законодательных актах законодательными учреждениями. Сущность и понятие управления состоят в том, что благодаря ему воля государства - закон - получает осуществление в объективно существующих отношениях действительной жизни через посредство силы и деятельность государства. Управление осуществляется в самостоятельных областях государственной жизни, которые представляют собой самостоятельные сферы и для законодательства, и для исполнительной деятельности. Л. Штейн называл их областями управления.

Важные методологические выводы о природе, сущности и организации государственного управления содержались и в трудах российских ученых-юристов XIX - начала XX в.: A.A. Алексеева, А.Д. Градовского, В.Ф. Дерюжинского, А.И. Елистратова, В.В. Сокольского, М.Н. Коркунова, М. Рейснера и ряда других. В теории российского государственного и административного права в рассматриваемый период проводилось определенное различие в характере государственного управления в России и в западных конституционных государствах. На основе анализа законодательства западных государств в этих работах делается вывод о том, что государственное управление в демократическом конституционном государстве является самостоятельной сферой государственной деятельности, направленной на реализацию законов в различных областях государственной жизни.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть