Государственное управление и исполнительная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 21:45, контрольная работа

Описание работы

Для разумного выбора необходимо рассмотреть подходы к анализу понятия государственного управления в юридической и других науках, проанализировать и взвесить их, а затем сравнить их с точки зрения логики и юридической науки.
Целью данной работой является уяснение сущности категорий «управление», «государственное управление», «исполнительная власть»; их соотношения; рассмотрение путей повышения эффективности государственного управления в Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. КАТЕГОРИЯ «УПРАВЛЕНИЕ» КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
1.1 Понятие категории «государственное управление»
1.2 Цели государственного управления в современной России
2. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ФУНКЦИИ КАТЕГОРИИ «ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ»
2.1 Исполнительная власть в Российской Федерации
3. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

контрольная по АДМИНИСТр наказ.docx

— 75.81 Кб (Скачать файл)

Важным признаком исполнительной власти является ответственность за совершаемые управленческие действия и принимаемые административные акты. Главное назначение исполнительной власти состоит в каждодневном управлении делами общества и государства, которое должно быть законным и в конечном итоге обеспечивать и защищать права и свободы граждан. Ответственность исполнительной власти может проявиться в объявлении недоверия Правительству Российской Федерации, в принятии решения о его отставке, в освобождении от должности его заместителей и министров, в наложении дисциплинарных взысканий на государственных служащих и должностных лиц. Пункт 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод и предоставляет возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих. В силу того, что одной из функций государственного управления является планирование, оно выступает в качестве существенного признака исполнительной власти. Исполнительная власть и организационно, и функционально базируется на понятии "планирование". Работа органов исполнительной власти невозможна без предварительного создания планов развития структуры управления, его органов, проведения в жизнь важнейших программ и мероприятий. Контроль за реализацией программ осуществляют органы государственного управления.

Исполнительная власть осуществляет юрисдикционную деятельность. В рамках своей компетенции органы исполнительной власти вправе самостоятельно оценивать правомерность действий (актов) субъектов исполнительной деятельности, рассматривать и разрешать возникающие споры, а также применять меры принуждения, предусмотренные законом.

Можно выделить такие функции современной исполнительной власти, как:

  • исполнительная (правоприменительная) функция, т. е. функция исполнения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов РФ;
  • "правозащитная" функция, т. е. функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Органы исполнительной власти обязаны признавать установленные Конституцией Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, соблюдать, реализовывать на практике, а в случае необходимости защищать их;
  • социально-экономическая функция, т. е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления; эту функцию можно назвать обеспечительной, так как она направлена на обеспечение благосостояния населения и удовлетворение публичных интересов;
  • функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  • регулирующая функция, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т. д.;
  • нормотворческая функция, в соответствии с которой органы исполнительной власти осуществляют в установленных законом пределах деятельность по принятию нормативных актов, многие из которых подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации;
  • охранительная (юрисдикционная) функция, означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства. Данная функция исполнительной власти реализуется посредством установленных законом административно-процессуальных производств, в рамках которых контрольно-надзорные органы применяют меры предупреждения, пресечения, взыскания и восстановления (например, наложение административных взысканий, применение мер финансовой ответственности, наложение взысканий за таможенные нарушения). Следует отметить, что действующая ныне система органов исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя как федеральные министерства, осуществляющие так называемое положительное государственное управление (каждодневное решение экономических, финансовых, организационных, социальных вопросов), так и государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства и федеральные надзоры, многие из которых наделены властными контрольно-надзорными полномочиями и применяют меры административного принуждения с целью обеспечения законности, общественного порядка и безопасности.

 

2.1 Исполнительная власть в Российской  Федерации

Исполнительная власть является специфической ветвью в системе разделения властей. Конституция РФ четко выделяет исполнительную власть в системе разделения властей, устанавливает самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти (ст.10).

В демократических государствах разделение форм деятельности государства осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку существуют три основные функции государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Согласно статье 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Согласно статье 77 Конституции Российской Федерации в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.

Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах, созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов. Это связано с тем, что для исполнения закона необходимы распорядительные (организующие, координирующие и контролирующие) действия государства. Их осуществляет государственная администрация, выполняющая задачи постоянного и целенаправленного управления людьми, а через них - имуществом и общественными процессами. Таким образом, основное предназначение исполнительной власти и ее основная функция состоят в организации исполнения законодательных актов, осуществлении исполнительной, организационной деятельности.

Структура исполнительной власти в Российской Федерации включает в себя Правительство Российской Федерации - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Структура федеральных органов исполнительной власти утверждается по представлению Председателя Правительства Российской Федерации Президентом Российской Федерации. В структуру федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, а также иные федеральные органы исполнительной власти.

3. Соотношение Государственного управления и исполнительной власти

 

По данному вопросу в литературе также высказываются неоднозначные мнения. Иногда, например, склоняются к отождествлению исполнительной власти и государственного управления, утверждая, что это очень близкие по смыслу понятия, что административное право - управленческое право.

Профессор Ю.М. Козлов считает, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с понятием «исполнительная власть», которая производна от государственного управления. Профессор Б.М Лазарев затрагивает данную проблему в своих крупных трудах: «Государственное управление на этапе перестройки», «Управленческие процедуры» и других.

Природа исполнительной власти, как и любого проявления властных полномочий, состоит в способности и возможности оказывать воздействие на деятельность и поведение других, подчинять их своей воле. Вместе с тем исполнительная власть не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительную власть нельзя рассматривать как исполнительную деятельность. Власть - сущностное выражение такой деятельности. В силу этого исполнительная власть не тождественна государственному управлению, которое всегда характеризовалось как определенный вид государственно-властной деятельности, связанный с реализацией исполнительной власти.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исполнительная власть в значительной мере является политико-правовой категорией, в то время как государственное управление-организационно-правовой. Поэтому государственное управление по своему назначению и природе может рассматриваться как организационно-правовая форма осуществления исполнительной власти, вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. Термин «государственное управление» имеет практический организационно-юридический смысл. Государственное управление - это форма осуществления исполнительной власти, т.е. деятельность по осуществлению исполнительной власти (также ее можно назвать исполнительно-распорядительной деятельностью). Государственное управление-это государ-ственная деятельность, обеспечивающая надежную и слаженную работу государственного механизма. Необходимыми атрибутами государственного управления являются нормотворчество, реализация властных полномочий и мер государственного принуждения, регулирование и т.д. То есть понятие «исполнительная власть» является более узким по отношению к понятию «государственное управление», т.к. исполнительная власть производна от государственного управления; эффективность ее функционирования находится в прямой зависимости от уровня организации системы государственного управления. Вместе с тем исполнительная власть определяет объем и характер властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности и местного самоуправления. Органы исполнительной власти состав-ляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают непосредственное управляющее воздействие на различные общественные процессы, поведение и деятельность людей. Исполнительная власть осуществляется в форме управления и посредством управленческих процедур.

Исполнительная власть-система отношений, одним из важнейших элемен-тов которой является управление. Она реально воздействует на общественные отношения посредством деятельности особых звеньев государственного аппарата, которые являются органами исполнительной власти, т.е., по существу, органами государственного управления и муниципального самоуправления. Государст-венное управление-вид гос.деятельности, в рамках которого реализуется исполни-тельная власть как часть единой государственной власти. Государственное управ-ление осуществляется в определенных пределах и органами других ветвей власти. Законодательная и судебная власть, выполняя присущие только им функции и полномочия, также используют в своей деятель-ности и государственное управление. Оно является более широким понятием по отношению к исполнительной власти, обусловливает ее качественные характеристики и наблюдается в деятельности всех ветвей государственной власти.

Заключение

 

Перед современным государственным управлением стоит множество целей и задач. Необходимо достигнуть оптимального соответствия между государством и гражданами, государственными и общественными структурами, между государственно-правовой действительностью и реалиями сложной, многообразной жизни.

Требуется социализация государственного управления, в результате чего оно сблизится и сольется с обществом, станет частью по-настоящему демократического государства.

Научная обоснованность государственного управления будет зависеть как от уровня развития научного знания, так и от готовности впитывать эти знания государственным управлением.

Важную роль играет гуманизация государственного управления, поиск различных связей людей между собой, людей с природой и т.д. при внимательном учете философских, педагогических, социологических знаний.

Таким образом, необходимо построение социально эффективной системы государственного управления, в котором важную роль сыграет начало, основанное на объективном знании, способное удерживать субъективное начало и эффективно решающее общественные проблемы и обеспечивающее прогрессивное развитие общества.

 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - М. : Юрид. лит., 2009.
  2. Административное право России: учеб. / Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. Ред. Л.Л. Попов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. 688 с.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Учебник. - М.: ЗЕРЦАЛО, 1998.
  4. Атаманчук Г.В.. Теория государственного управления. М.: Юрид. лит., 1997.
  5. Винер М. Кибернетика и общество. М., 1958.
  6. Волович В.Ф. Основы науки управления. Выпуск 1.
  7. Волович В.Ф.. Стиль управления (учебное пособие) Издательство Томского университета Томск 1980.
  8. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. - Курс административного права РФ. В 3-х.ч: Учебник для вузов. -М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
  9. Добрынин Н.М. Теория и практика государственного управления: Учебник. - Новосибирск: Наука, 2006. - 510 с.
  10. Исполнительная власть в Российской Федерации: Проблемы развития / Отв. Ред. д-р юрид. наук И.Л. Бачило. М.: Юристъ, 1999.
  11. Козлов Ю.М. Административные правоотношения. М.,«Юрид. Лит.», 1976. 184
  12. Конин Н.М. Административное право России: учеб.-М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
  13. Козлов Ю.М. Основы советского административного права. Пособие для слушателей. (Издание 2-е, дополненное). М., «Знание», 1979. 208
  14. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988.
  15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М.: Юристъ, 2012
  16. Овсянко Д.М. Административное право. М., 2012.
  17. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. В 3 т. М, 2000
  18. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2012
  19. Штейн Л. Учение об управлении и право управления с сравнением литературы и законодательств Франции, Англии и Германии. СПб., 1874.

Вопрос №2

Содержание

 

Введение

1. Понятие административного наказания

2. Система, виды административных наказаний

3. Назначение административного наказания

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и другие) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний за совершение административных правонарушений.

Административная ответственность –это вид юридической ответственности, наступающей вследствие совершения лицом административного правонарушения, то есть нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно- эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Таким образом, сущность административного наказания состоит в том, что оно является формой государственного и видом административного принуждения и представляет собой реакцию государства на административное правонарушение и его правовую оценку. Оно назначается во всех случаях от имени государства, а лицо, совершившее правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и лишения.

Также необходимо отметить, что административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершенного правонарушения, вместе с тем содержит в себе предупредительную и профилактическую направленность как к лицам совершившим эти правонарушения, так и к другим лицам (частная и общая превенция). При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение, не провозглашается целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка.

Информация о работе Государственное управление и исполнительная власть