Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Под социальным управлением понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекающие в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей.

Содержание работы

I. Государственное управление как объект административно-правового регулирования
Введение. 3
1. Социальное управление и его виды. 4
2. Понятие и сущность государственного управления. 7
3. Функции государственного управления. 11
Заключение. 13
Список использованных источников и литературы. 14
II. Решение задач 15

Файлы: 1 файл

моя контрольная АП.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

                                  Министерство образования и науки

Российской Федерации

 

Новосибирский юридический  институт (филиал)

Томского государственного университета

 

 

Кафедра: «Истории государства и права, конституционного права»

 

Тема: «Государственное управление как объект

административно-правового  регулирования»

 

Контрольная работа

по административному  праву

 

студентки 1-го курса

заочной формы обучения

(на базе высшего  образования)

группы УП-13

                                                                       Юсуповой Н.С.

 

Зачетная книжка №851/ЗУП-11

Дата выполнения: 20.05.2012

 

Научный руководитель: 

          Старший преподаватель

Бакаев А.И.

 

 

Новосибирск 2012

   Содержание:

 

I. Государственное управление как объект административно-правового регулирования

Введение.            3  

1. Социальное управление и его виды.                4

2. Понятие и сущность государственного управления.             7

3. Функции государственного управления.                                       11  

Заключение.          13 

Список использованных источников и литературы.    14

 

II. Решение задач          15  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                     

           Введение.

 

 

В чем же состоит и  что представляет из себя - административная деятельность государства или, другими словами, государственное управление?

 

Для ответа на этот вопрос в работе необходимо рассмотреть вопросы, связанные с понятием, сущностью и функциями государственного управления.

 

 Начнем мы с рассмотрение  данного вопроса с понятия  Социальное управление, как вид  государственного управления. Подчеркнем  тесную взаимосвязь этих понятий. Рассмотрим виды социального управления.

 

 Подробнее остановимся  на чертах государственного управления, проанализировав положительные  и отрицательные стороны данного  вопроса. Прибегнув к сравнению  с прошлым опытом нашей страны.

 

Познакомимся с  вертикальным и горизонтальным разделением функций государственного управления, и рассмотрим их детально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Социальное управление и его виды

 

 

 

Под социальным управлением  понимается управление в сфере человеческой деятельности, управление общественными отношениями и процессами в обществе, управление поведением людей и их коллективами, управление организациями, в которых трудятся люди. Совместная общественная деятельность людей осуществляется в различных областях: например, в процессе производства и потребления материальных благ, в социально-политической, идеологической (в том числе и этической), культурной, семейной сферах. Протекающие в указанных областях процессы, отличающиеся порой особой сложностью и важностью, требуют руководства, т. е. приведения отношений в законченную систему, создания упорядоченности общественных связей. В каждой сфере, обладающей качественным своеобразием, приемлемы лишь специальные системы управленческой организации.

 

Таким образом, управленческое начало обязательно, в частности, и для социальной системы, в которой выделяются два участника управления — субъект и объект: с прямыми и обратными связями между ними.

 

Сущность социального  управления раскрывается в процессе анализа следующих его аспектов(*2):

 

1) управление как абстрактное понятие (это сознательное и целенаправленное воздействие на процессы, которые происходят в сфере общественной деятельности на основе использования объективных закономерностей);

 

  1. управление как функция (это определенный род трудовой деятельности в управлении, который обособился в процессе специализации управленческого труда); управление как процесс  (это индивидуальная или коллективная человеческая деятельность, в ходе которой достигаются поставленные цели и решаются социальные задачи). Иногда говорят, что "процесс управления — это порядок осуществления  механизма.

 

 

 (*1)  Файолъ А. Общее и промышленное управление // Управление — это наука и искусство. М., 1992. С. 11—12.

 

(*2) См.: Атаев А. А.  Управленческая деятельность: Практика  и резервы организации. М., 1988. С. 11.

  1. управления"(*1);  весьма  интересным  является мнение, что управленческий процесс — это процесс достижения нормативно установленных целей управления посредством использования организационно-правовых и иных средств управленческого воздействия(*2);

 

4)   управление  в   конкретной  сфере   (это   управление  в различных сферах  деятельности, имеющих специфические  особенности, с учетом которых  следует определять цели, задачи  и организацию управления, предоставление  соответствующих полномочий). В этом смысле государственное управление имеет существенные отличия от управления негосударственными коммерческими или некоммерческими организациями, от управления в политической партии, а управление наукой отлично от управления административно-политической сферой, равно как и управление внутренними делами, охраной общественного порядка — от управления в сфере строительства;

 

5)  управление как  конкретная организация (это отдельный  орган управления, имеющий свое  специальное назначение и особое место в механизме управления).

 

Содержанием социального  управления является упорядочение общественных отношений, регулирование организации  и функционирования социального  порядка и общественных объединений, обеспечение условий для гармоничного развития личности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Во всех этих случаях объектом управления становятся социально-волевые связи, поведение человека и его действия. Однако человек — это и субъект социального управления, которое осуществляется им в отношении других людей. В каждом конкретном случае субъектом социального управления выступают как отдельные личности, так и организации: государственные, общественные, международные.

 

 

Социальное управление включает понятие социально-управленческой деятельности, которое является более широким по отношению к термину "управление". Управленческая деятельность предполагает наличие практического элемента в осуществлении управления, т. е. характеризуется непосредственным осуществлением функций социального управления — исполнением норм, правил, организацией, руководством, координированием, учетом и контролем.

 

 (*1)  Кожурин Ф. Д. Процесс управления, М., 1988. С. 60.

 

(*2) См.: Тихомиров Ю.  А. Курс административного права  и процесса. М., 1998. С. 714.

 

 

Создание организационной структуры социального управления — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленной цели и решения задач управления. Реальность управления обеспечивается такими его качествами, как организованность, ответственность, подчиненность, сила, воля. Взятые в совокупности, они образуют новое качество — властность управления, т. е. наделение субъекта управленческой деятельности необходимыми полномочиями для успешной реализации возложенных на него управленческих функций. Таким образом, управление неотделимо от понятия "власть", "государственная власть". Властность управления обусловливает возникновение организационных связей, обеспечивающих подчинение участников совместной общественной деятельности желанию субъекта управления, его "господствующей" воле. Власть — это необходимое средство регулирования социальных процессов; она формирует единую, отвечающую публичным интересам организационно - управляющую волю и обеспечивает создание социального порядка, демократических основ жизни общества. Властность социального управления включает и такое социальное явление, как авторитет. Социальное управление должно обеспечивать взаимодействие двух факторов: с одной стороны, властных полномочий и авторитета субъекта управления и самого управления (в широком смысле — авторитета самого государства), а с другой — добровольного исполнения людьми и их организациями социальных норм, сознательного подчинения субъекту власти и управления, а также его предписаниям. Баланс этих явлений и создает необходимое качество социальной управленческой деятельности.

 

Центральной проблемой  в социальном управлении является проблема власти (подчинения). Если в качестве примера взять государственное  управление, то в литературе конца 80-х  гг. мы найдем активное обсуждение таких тем, как перемещение акцентов с волевого воздействия субъекта управления на объект (т. е. управление в форме команды, управление-воздействие, директивное планирование, бюджетное финансирование, лимитированное снабжение) на отношения взаимной ответственности, партнерства, самостоятельности, договоров, координации, общего руководства(*1). Эти рекомендации остаются актуальными и по сей день. Однако во все времена в конкретных ситуациях использовались такие функции управления, которые характеризуют административное содержание государственного управления и государственной исполнительной власти (административный акт, принуждение, контроль и надзор).

 

(*1) См.: Курашвили Б.  П. Очерк теории государственного  управления. М., 1987; Лазарев Б. М.  Государственное управление на этапе перестройки. М., 1988. С. 148—149.

 

Властность социального  управления проявляется в различных  формах. Соблюдение надлежащего порядка  в общественном объединении базируется на выработанных социальных нормах, моральных  ценностях, традициях и правилах, установленных самим объединением. Добровольное подчинение этой власти — та основа, на которой создано само объединение. Государственное управление характеризуется реализацией властных (порой принудительных) полномочий, принятием административных актов, использованием установленных законом процедур. Осуществление власти в коммерческих организациях исходит из необходимости выполнения установленных законом предписаний и базируется на моральных нормах, а также на созданных самой организацией механизмах экономической мотивации работников.

 

Таким образом, социальное управление представляет собой общественные отношения между субъектом и  объектом управления, сущностью которых  является властное, организующее либо регулятивное, воздействие субъекта управления на поведение (деятельность) людей и их организаций, являющихся участниками социально-управленческой деятельности. Социальное управление характеризуется тем, что оно: а) возникает в связи с потребностью организации и регулирования деятельности людей и их организаций, а также установления стандартов их поведения и действий; б) направлено на достижение целей и решение задач управления, заключающихся в удовлетворении публичных интересов путем осуществления совместной деятельности людей;

 

г)   использует  имеющиеся  властные  полномочия  и  функции;

 

д)  осуществляется на началах подчиненности участников управленческой деятельности единой управляющей воли субъекта управления (лица, коллектива, организации).

 

Социальное управление включает несколько видов, различающих по целям, задачам, функциям, субъектам и их полномочиям, а также процедурам управления: 1) государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти); 2) местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное управление); 3) общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях); 4) коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

 

 

 

2. Понятие и сущность государственного управления

 

 

Говоря об административном управлении как предмете административного  права, мы имеем в виду государственное управление как деятельность специальных государственных органов - органов государственного управления. Следует отчетливо понимать, что административное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере государственного управления. Государственное управление, как один из видов государственной деятельности, заключается в исполнительно-распорядительной деятельности специальных государственных органов в целях руководства различными областями общественной жизни.

 

Единого понятия управления нет, термину "управление" дают следующие определения: а) перевод системы из одного состояния в другое, б) как организации и реализации целенаправленного воздействия, в) информация, т.е. управление следствие информации, г) это организованное и целенаправленное воздействие для достижения определенных результатов.

 

Элементами управления являются субъект, объект, иногда понятия  субъекта и объекта совпадают  для некоторых организаций. Для  осуществления управления необходимо иметь прямые и обратные связи: воздействие объекта на субъект - прямая связь, и наоборот.

 

Государственное управление - юридически властная, организующая деятельность особой группы органов государства, состоящая в практическом исполнении законов в процессе повседневного  и непосредственного руководства, хозяйственного, социально-культурного, политического строительства.

 

Государственное управление - это научно-обоснованное, планомерное, непрерывно- властное воздействие государства  на общественную систему, осуществляемую преимущественно в правовой форме и направленную на непосредственную практическую организацию и регулирование поведения и деятельности людей их коллектива, общества в целом.

 

Основные черты государственного управления:

Информация о работе Государственное управление как объект административно-правового регулирования