Государственное управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 13:55, реферат

Описание работы

В обыденном смысле под информацией понимается сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чем-либо, передаваемые людьми. Информация - это получение содержания, уменьшающего неопределенность знания о том или ином факте, явлении, событии, процессе. Любая информация есть сообщение, но не всякое сообщение содержит в себе информацию.
Криминологическая информация может быть определена как содержание, устраняющее неопределенность знаний о преступности и мерах по ее предупреждению.
Требования, предъявляемые к криминологической информации:

Файлы: 1 файл

кримин.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

б) форма № 1-Г – О зарегистрированных преступлениях и выявленных преступниках по всем статьям УК РФ;

в) форма № 2 – Отчет о лицах, совершивших преступления[28];

2. Отчеты судов  и юстиции:

а) отчет о работе судов (форма № 1 Минюста РФ);

б) отчет о числе привлеченных к уголовной ответственности и мерах уголовного наказания (форма № 10 Минюста РФ);

в) отчет о составе осужденных, месте совершения преступления (форма № 11 Минюста РФ);

г) отчет об осужденных, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте (форма № 12 Минюста РФ).

- архивные уголовные дела;

- административные производства;

- материалы об отказе в возбуждении уголовных дел,

- профилактические  дела;

- справки, характеризующие состояние оперативной обставновки в городе, районе, области и т.п.

Изучение документов осуществляется, как правило, с использованием специально подготовленных для этоговопросников (анкет), что упрощает процедуру исследования и позволяет более эффективно решать стоящие перед ним задачи.

При этом могут изучаться не только уголовные дела, по которым вынесены приговоры, но также и уголовные дела, прекращенные по законным основаниям, и так называемые «отказные» материалы.

В) Метод опроса.

Опрос – это получение сведений криминологического характера от отдельных лиц (респондентов) путем постановки перед ними определенных вопросов, отражающих проблему исследования[29].

Одним из часто применяемых опросников является – MPPI ((Minnesota Multiphasic Personality Inventory) -Миннесотский многоаспектный личностный опросник. Предложен С. Хатуэем и Дж. Маккинли в 1940 г. MMPI является реализацией типологического подхода к изучению личности и занимает ведущее место среди других личностных опросников в психодиагностических исследованиях.

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: «верно», «неверно», «не могу сказать». Ответ, совпадающий с «ключом», оценивается в один балл.

Возможны различные варианты предъявления утверждения, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом.

Полученные данные заносятся экспериментатором в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением «профиля личности», который вычерчивается на специальных бланках (два вида - для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные со средним значением 50 и стандартным отклонением 10.

Приведем основные клинические шкалы MMPI:  
1. Шкала ипохондрии (HS);  
2. Шкала депрессии (D);  
3. Шкала истерии (Hy);  
4. Шкала психопатии (Pd);  
5. Шкала мужественности - жентвенности (Mf);  
6. Шкала паранойи (Pa);  
7. Шкала психоастении (Pt);  
8. Шкала шизофрении (Sc);  
9. Шкала гипомании (Ma);  
10. Шкала социальной интроверсии (Si).

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т.д. Важную роль при интерпретации «профиля личности» играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных.

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989).

Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370).

Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность(3); депрессивность(4); забота о здоровье (5); причудливость, странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15).

Опрос может быть разделен на два основных вида:

-анкетирование;

-интервьюирование.

Анкетирование– это вид заочного опроса, в ходе которого опрашиваемый (респондент) дает письменные ответы на вопросы, содержащиеся в анкете. Анкета – методический документ, в котором содержится определенное количество вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик изучаемого объекта[30].

Классификация анкет:

1. в зависимости  от наличия или отсутствия  вариантов ответов вопросы анкеты делятся на закрытыеи открытые:

1.1. закрытыми называются вопросы, к которым дается на выбор один или несколько вариантов ответа.

Они подразделяются на:

- вопрос типа  «да – нет»;

- альтернативный  вопрос;

- «вопрос-меню» (м.б. несколько ответов).

1.2. открытые вопросыне содержат никаких вариантов. Опрашиваемому предлагается в свободной форме самому сформулировать ответ на вопрос анкеты, для чего в ней отводится определенное место.

Открытые вопросы могут быть источником очень интересной информации, давая возможность исследователю увидеть новые грани исследуемой проблемы (такие вопросы имеют место при пилотажном опросе).

2. по содержаниювопросы делятся на:

2.1. вопросы о фактах (например, «Приходилось ли Вам участвовать в расследовании квартирных краж?»);

2.2. вопросы о знаниях (например, «Знаете ли Вы Вашего участкового инспектора? Если да, то не вспомните ли Вы, как его зовут?»);

2.3. вопросы о мнениях, установкахи мотивахповедения.

Любая анкета должна иметь четкую структуру.Структуруанкеты составляют:

- вводная часть, в ней обозначаются цели и задачи проводимого исследования, разъясняются правила заполненияанкеты и содержится обращение к респонденту, призванное побудить его принять участие в исследовании, заполнив анкету;

- основнаячасть, в которой располагаются вопросы, отражающие содержание проводимого исследования, по принципу: «от простого – через сложное – к простому»;

- заключительная, содержит данные о личности респондента. На последней странице целесообразно поместить текст, содержащий благодарность респонденту за то, что он принял участие в исследовании, заполнив анкету.

Преимущества анкетирования: оперативность, анонимность, относительно невысокие затраты, охват значительного числа опрашиваемых.

2. Интервью (интервьюирование)илиочный опрос, представляет собой устную беседу, один из участников которой (интервьюер) получает от другого лица (интервьюируемого) криминологически значимую информацию.

Виды интервью:

1. свободное  интервью – это такой вид интервью, которое проводится без заранее подготовленного плана или специального вопросника. Заранее определяется только тема беседыс респондентом.

2. глубинное  интервью – предполагает предварительное определение не только общей темы беседы, но и ее структуры, т.е. тех вопросов, которые, по мнению интервьюера, составляют ее содержание. Однако специального вопросника и в данном случае не требуется. Круг вопросов может меняться в ходе интервью;

3. фокусированное (или направленное) интервью– проводится для получения информации о конкретных криминологических фактах, явлениях, ситуациях, а также о криминогенных причинах и их последствиях. Этот вид интервью требует специальной подготовки не только от интервьюера, но и от респондента. Так, например, интервьюер перед беседой обязательно планирует ее, определяет круг вопросов, которые должны быть заданы опрашиваемому, и их примерную последовательность. Однако если последовательность вопросов может быть в ходе интервью изменена, то круг их меняться в ходе беседы не должен. Таким образом, свобода интервьюера в данном случае несколько ограничена.

4. интервью  с открытыми вопросами -интервьюер до проведения беседы на определенную тему составляет детальный план ее проведения, четко формулирует вопросы, подлежащие обсуждению, определяет последовательность их обсуждения. В ходе интервью исследователь обязан четко фиксировать ответы респондента, не допуская никакой их личной интерпретации.

Этот вид интервью целесообразно использовать при проведении так называемых пилотажных (или пробных) криминологических исследований. Поскольку на четко сформулированные вопросы каждый из многочисленных респондентов высказывается в свободной форме, исследователь получает целый спектр возможных вариантов ответов на тот или иной вопрос, а это, в свою очередь, позволяет ему в последствии использовать часть из формулировок при подготовке закрытых вопросов для анкетного опроса;

5. формализованное(или стандартизированное) интервью– самый «жесткий» вид интервью из всех выше перечисленных. Для его проведения разрабатываются специальный план, вопросник, а также инструкция по его заполнению, отступление от которых не допускаются.

Этот вид интервью очень удобен с точки зрения обработки полученных в ходе опроса его результатов, так как при этом используются преимущественно закрытые вопросы.

Панельное (или повторное) интервью, которые представляют собой повторные беседы с одним и тем же контингентом респондентов на одну и ту же тему с целью выяснения и соответствующей фиксации изменений в их рядах, установках, мнениях и т.п. по той или иной криминологической проблеме, если выявление указанной динамики необходимо для достижения целей исследования. Проведение повторных выборочных бесед с ранее проанкетированными лицами[31].

Г) Метод наблюдения.

Под наблюдениемпонимается непосредственное восприятие исследователем фактов, явлений, процессов и т.п., имеющих криминологическое значение, и их соответствующая фиксация.

Определяя наблюдение как непосредственное восприятие, следует иметь в виду, что, будучи самостоятельным методом научного познания, оно отличается от простого чувственного восприятия, так как, «характеризуется целенаправленностью, организованностью и анализом (осмыслением) результатов»[32].

Наблюдение как метод исследования может использоваться для:

- изучения семей, в том числе неблагополучных, их жизни и быта;

- изучения неформальных групп;

- изучения конкретных условий, в которых жили и работали лица, совершившие преступления;

- изучения поведения лиц, освободившихся из исправительных учреждений[33].

Классификация метода наблюдения:

1) по целям формирования процедуры:

1.1. неструктурализованное – заранее определяется только сам объект наблюдения, детальный план наблюдения не составляется, фиксируется любая информация, относящаяся к объекту наблюдения;

1.2. структурализованное – предполагает четкое определение элементов объекта наблюдения и составление плана его проведения.

2) по степени участия наблюдателя в исследуемой криминологической ситуации:

2.1. включенное– криминолог- исследователь непосредственно включается в изучаемый процесс, контактирует с наблюдательными людьми, «внедряется» в микрогруппу, смешивается с ней и наблюдает ее как один из ее участников.

2.2. невключенное наблюдение – исследователь просто регистрирует события, факты, явления, которые он наблюдает, не вмешиваясь в их развитие, находясь как бы за пределами наблюдаемого им объекта.

Д) Экспериментальный метод. Эксперимент – научно поставленный опыт, позволяющий в специально созданных условиях выявить и измерить криминологически значимые факторы и связи общественных явлений.

Эксперимент используется в криминологических исследованиях для:

- получения криминологической  информации (криминологических фактов),

- проверки теоретических  положений о причинах преступности и мерах ее предупреждения,

- проверки достоверности  выводов и научных рекомендаций  и предположений, направленных на  предупреждение преступлений и  иных правонарушений, совершенствование  правового регулирования этой  деятельности,

- установление эффективности форм и методов профилактики правонарушений,

- внедрение достижения  криминологии в практику предупреждения  преступлений.

Разновидности эксперимента:

1. эксперимент на  математической модели (чаще применяется  при проведении научных исследований  по прогнозированию преступности и индивидуального преступного поведения);

2. эксперимент в  реальных условиях (может быть  использован, в частности, для проверки  эффективности новых форм и  методов работы правоохранительных  органов, в управленческой деятельности).

Е) Метод экспертной оценки заключается в получении, обработке и интерпретации суждений специалистов в какой-либо отрасли знаний или практической деятельности по конкретным вопросам. В большинстве случаев, отбирается ограниченная группа экспертов-специалистов (не более 20-30 человек) и с ними проводится интервью либо раздаются вопросники для заполнения.

Ж) Метод социометрии (от лат. слов: Socius– товарищ, соучастник и metrum - измерение) в социологии понимается как совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах.

З) Психологическое тестирование – измеряет степень выраженности психических свойств личности, а также свойства лиц и психические состояния малых групп и коллективов (общеличностные тесты – Г. Айзенка и Р. Кеттела, тесты Роршаха, Люшера и т.д.).

И) метод обобщения независимых характеристик (у Игошева)

Объективность выводов, как показывает опыт, значительно возрастает, если при этом используется разработанный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик, суть которого сводится к обработке исследователем информации об ученике, поступившей из различных источников — от учителя, родителей, сверстников.

Разновидностью названного метода является метод «педагогического консилиума» (Ю. К. Бабанский), который предполагает коллективное обсуждение результатов изучения воспитанности школьников по определенной оптимальной по своему объему программе и по единым признакам, коллективное оценивание тех или иных качеств личности, выявление причин возможных отклонений в сформированности тех или иных черт личности, коллективную выработку средств преодоления обнаруживаемых недостатков.

Информация о работе Государственное управление