Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Современное развитие российского общества требует дальнейшего укрепления законности во всех сферах деятельности человека, в том числе в области применения трудового законодательства и правовых актов по охране труда. В условиях реформирования общественных отношений необходимо постоянно совершенствовать механизм правовой защиты работающих. Правовое регулирование трудовых отношений должно соответствовать характеру структурных преобразований в экономике как по форме, так и по содержанию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.1 Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

право.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования 

«Омский государственный технический университет»

Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»

 

 

 

Реферат

Тема: Государственный  контроль за соблюдением трудового  законодательства

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент: Демченко А.В.

Гр. ТД-310 курс: 3

Факультет гуманитарного образования

Преподаватель: Гусарская Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства

1.1 Понятие и виды надзора  и контроля за соблюдением  трудового законодательства

1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современное развитие российского общества требует  дальнейшего укрепления законности во всех сферах деятельности человека, в том числе в области применения трудового законодательства и правовых актов по охране труда. В условиях реформирования общественных отношений  необходимо постоянно совершенствовать механизм правовой защиты работающих. Правовое регулирование трудовых отношений  должно соответствовать характеру  структурных преобразований в экономике  как по форме, так и по содержанию.

Следует признать, что, несмотря на назревшую  необходимость, не были предметом системного анализа принятое в последние  годы российское законодательство, регулирующее вопросы надзора и контроля в  области охраны труда, а также  практика его применения. До сих  пор проблема правового регулирования  надзора и контроля за охраной  труда и трудовым законодательством, как целостное правовое явление, не изучалась в рамках отдельной  научной работы.

Реформы в экономике, возникающие на их основе новые общественные отношения, изменили теоретическое представление о  правовой сути надзора и контроля. Для обобщения фактически сложившихся  правовых отношений в области  охраны труда необходимы новые подходы  в нормотворчестве и правоприменительной  практике. В связи с этим совершенствование  механизма правового воздействия  на хозяйствующие субъекты диктуется  временем. Он должен соответствовать  экономическим и социально-политическим преобразованиям, происходящим в обществе, и находится в постоянном динамическом развитии.

Перемены  в отношениях собственности и  появление на этой основе в экономическом  пространстве новых хозяйствующих  субъектов, которые ча- ще всего допускают нарушения законодательства о труде и охране труда, требуют научной разработки правовых проблем надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством, обобщения правоприменительной практики в этой области.

В этих условиях надзор и контроль за охраной труда  и трудовым законодательством приобретает  большее, чем прежде значение, повышается роль органов, осуществляющих такой  надзор и контроль, а исследование теоретических и практических проблем  надзора и контроля будет способствовать укреплению законности в области  применения законодательства о труде  и охране труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.

 

1.1 Понятие  и виды надзора и контроля  за соблюдением трудового законодательства

 

Правовое  государство устанавливает виды и меры юридической ответственности  за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение  законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно  связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный  надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.

Принятие  обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных  законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих принципы и  порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением  законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового  права, а также систему и полномочия федеральных органов государственной  власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относится к ведению  федеральных органов государственной  власти

Основными способами защиты трудовых прав и  законных интересов работников являются:

  • государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
  • защите трудовых прав работников профессиональными союзами;
  • самозащита работниками трудовых прав (ст. 352 ТК РФ).

Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников. В процессе указанной деятельности названные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны работодателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных в нарушении этих прав.

Надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль – проверку этого решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности. Законность есть высшая государственная целесообразность. Однако по мере усиления договорного начала в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. Это влечет за собой повышение ответственности работодателя (уполномоченных им лиц) не только за законность, но и за целесообразность принятых решений.

Анализ  законодательства и практики его  применения позволяет выявить следующие  основные виды надзора и контроля:

  • государственный, особыми разновидностями которого являются ведомственный и муниципальный;
  • судебный, где необходимо выделить прежде всего надзор за соблюдением конституционных прав и свобод работника; прокурорский надзор, занимающий промежуточное положение между государственным и судебным;
  • общественный.

Каждый  из них осуществляется различными организациями, имеющими определенную компетенцию, полномочия и круг поднадзорных (подконтрольных) объектов.

Надзор  и контроль за соблюдением законодательства о труде проводятся в двух основных сферах: установления условий труда  и применения установленных условий труда.

В условиях существенного расширения локального и автономного (индивидуально-договорного) регулирования трудовых отношений  возрастает значение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде при установлении условий труда. Условия договоров о труде (как коллективных, так и индивидуальных), ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

Другой  сферой надзорно - контрольной деятельности является применение установленных условий труда.

В каждой из названных сфер следует различать  предварительный (предупредительный), текущий и последующий надзор и контроль. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предупредить нарушения законодательства, т.е. не допустить принятия незаконных решений (такие функции выполняет, например, выборный профсоюзный орган). В сфере применения условий труда – рассмотрение тем же органом представлений работодателя. В процессе предварительного надзора и контроля проверяется законность и целесообразность (в рамках законности) решений работодателя.

Последующий надзор и контроль имеет целью  выявить допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работника. Особо следует обратить внимание на выявление скрытых (латентных) нарушений.

Текущий надзор и контроль может быть либо предварительным (если соответствующее  решение еще не принято), либо последующим (если это решение уже состоялось).

надзор контроль трудовой административный правонарушение

 

1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства

 

Статья 353 ТК РФ определяет органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

Федеральная инспекция труда –  это единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ст.354 ТК РФ). В своей деятельности она не зависит от администрации, работодателей и их вышестоящих органов согласно положению об этом органе надзора.

Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Она взаимодействует с правоохранительными и другими органами, которым предоставлено право надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а так же объединениями работодателей, профсоюзов и другими государственными и общественными организациями.

Руководство деятельностью федеральной  инспекции труда осуществляет государственный  инспектор труда Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый  от должности Правительством РФ. Руководители государственных инспекций труда  – главные государственные инспекторы труда назначаются на должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда Российской Федерации.

Деятельность органов федеральной  инспекции труда и должностных  лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением  трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным  исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют специально уполномоченные органы. Они занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст.366 ТК РФ).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих  установок, осуществляются специальным  органом, ведающим вопросами энергетического  надзора в Российской Федерации.

При проведении указанных в части 1 настоящей  статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону (ст.367 ТК РФ).

В статье 368 Трудового кодекса РФ установлено, что государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением организациями  санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических  норм и правил осуществляется специальным органом, ведающим вопросами санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

Информация о работе Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства