Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:35, реферат
Современное развитие российского общества требует дальнейшего укрепления законности во всех сферах деятельности человека, в том числе в области применения трудового законодательства и правовых актов по охране труда. В условиях реформирования общественных отношений необходимо постоянно совершенствовать механизм правовой защиты работающих. Правовое регулирование трудовых отношений должно соответствовать характеру структурных преобразований в экономике как по форме, так и по содержанию.
Введение
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.1 Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Федеральное
государственное бюджетное
«Омский
государственный технический
Кафедра «Государственное, муниципальное управление и таможенное дело»
Реферат
Тема: Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства
Выполнил студент: Демченко А.В.
Гр. ТД-310 курс: 3
Факультет гуманитарного образования
Преподаватель: Гусарская Е.Н.
Омск 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.1 Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современное
развитие российского общества требует
дальнейшего укрепления законности
во всех сферах деятельности человека,
в том числе в области
Следует признать, что, несмотря на назревшую необходимость, не были предметом системного анализа принятое в последние годы российское законодательство, регулирующее вопросы надзора и контроля в области охраны труда, а также практика его применения. До сих пор проблема правового регулирования надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством, как целостное правовое явление, не изучалась в рамках отдельной научной работы.
Реформы
в экономике, возникающие на их основе
новые общественные отношения, изменили
теоретическое представление о
правовой сути надзора и контроля.
Для обобщения фактически сложившихся
правовых отношений в области
охраны труда необходимы новые подходы
в нормотворчестве и
Перемены в отношениях собственности и появление на этой основе в экономическом пространстве новых хозяйствующих субъектов, которые ча- ще всего допускают нарушения законодательства о труде и охране труда, требуют научной разработки правовых проблем надзора и контроля за охраной труда и трудовым законодательством, обобщения правоприменительной практики в этой области.
В этих условиях надзор и контроль за охраной труда и трудовым законодательством приобретает большее, чем прежде значение, повышается роль органов, осуществляющих такой надзор и контроль, а исследование теоретических и практических проблем надзора и контроля будет способствовать укреплению законности в области применения законодательства о труде и охране труда.
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства.
1.1 Понятие
и виды надзора и контроля
за соблюдением трудового
Правовое государство устанавливает виды и меры юридической ответственности за нарушение законодательства. На усиление ответственности за нарушение законодательства, регулирующего трудовые отношения и непосредственно связанные с ними отношения, должен быть направлен государственный надзор и контроль, а также общественный (профсоюзный) контроль. Надзор и контроль за соблюдением действующего законодательства о труде является составной частью механизма защиты трудовых прав.
Принятие
обязательных для применения на всей
территории Российской Федерации федеральных
законов и иных нормативных правовых
актов, устанавливающих принципы и
порядок осуществления
Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов работников являются:
Надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства представляет собой деятельность компетентных органов, направленную на защиту трудовых прав работников. В процессе указанной деятельности названные органы предупреждают и выявляют нарушения трудового законодательства со стороны работодателя и уполномоченных им лиц, восстанавливают трудовые права работников и привлекают к ответственности виновных в нарушении этих прав.
Надзор за соблюдением трудового законодательства означает проверку законности решения работодателя (уполномоченных им лиц), а контроль – проверку этого решения с точки зрения не только законности, но и целесообразности. Законность есть высшая государственная целесообразность. Однако по мере усиления договорного начала в регулировании трудовых отношений появляется реальная возможность принимать в рамках действующего законодательства наиболее эффективные решения. Это влечет за собой повышение ответственности работодателя (уполномоченных им лиц) не только за законность, но и за целесообразность принятых решений.
Анализ законодательства и практики его применения позволяет выявить следующие основные виды надзора и контроля:
Каждый из них осуществляется различными организациями, имеющими определенную компетенцию, полномочия и круг поднадзорных (подконтрольных) объектов.
Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде проводятся в двух основных сферах: установления условий труда и применения установленных условий труда.
В условиях существенного расширения локального и автономного (индивидуально-договорного) регулирования трудовых отношений возрастает значение надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде при установлении условий труда. Условия договоров о труде (как коллективных, так и индивидуальных), ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.
Другой сферой надзорно - контрольной деятельности является применение установленных условий труда.
В каждой из названных сфер следует различать предварительный (предупредительный), текущий и последующий надзор и контроль. Цель предварительного надзора и контроля состоит в том, чтобы предупредить нарушения законодательства, т.е. не допустить принятия незаконных решений (такие функции выполняет, например, выборный профсоюзный орган). В сфере применения условий труда – рассмотрение тем же органом представлений работодателя. В процессе предварительного надзора и контроля проверяется законность и целесообразность (в рамках законности) решений работодателя.
Последующий надзор и контроль имеет целью выявить допущенные нарушения трудового законодательства и восстановить права работника. Особо следует обратить внимание на выявление скрытых (латентных) нарушений.
Текущий надзор и контроль может быть либо предварительным (если соответствующее решение еще не принято), либо последующим (если это решение уже состоялось).
надзор контроль трудовой административный правонарушение
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Статья 353 ТК РФ определяет органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.
Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система государственных органов, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ст.354 ТК РФ). В своей деятельности она не зависит от администрации, работодателей и их вышестоящих органов согласно положению об этом органе надзора.
Федеральная инспекция труда осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда. Она взаимодействует с правоохранительными и другими органами, которым предоставлено право надзора и контроля, с органами государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, а так же объединениями работодателей, профсоюзов и другими государственными и общественными организациями.
Руководство деятельностью федеральной
инспекции труда осуществляет государственный
инспектор труда Российской Федерации,
назначаемый на должность и освобождаемый
от должности Правительством РФ. Руководители
государственных инспекций
Деятельность органов
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы – федеральные надзоры.
Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности осуществляют специально уполномоченные органы. Они занимаются особым кругом вопросов, связанных с охраной труда, здоровья и безопасностью труда работающих в соответствующей отрасли народного хозяйства.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного и промышленного надзора в Российской Федерации, который вправе следить за соблюдением норм по охране труда в организациях угольной, горнорудной, горно-химической, нерудной, нефтедобывающей газодобывающей, химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением, трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей, транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в промышленности (ст.366 ТК РФ).
Государственный
надзор за проведением мероприятий,
обеспечивающих безопасное обслуживание
электрических и
При проведении указанных в части 1 настоящей статьи мероприятий работники специального органа, ведающего вопросами энергетического надзора, независимы и подчиняются только закону (ст.367 ТК РФ).
В статье
368 Трудового кодекса РФ установлено,
что государственный санитарно-
Информация о работе Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства