Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Современное развитие российского общества требует дальнейшего укрепления законности во всех сферах деятельности человека, в том числе в области применения трудового законодательства и правовых актов по охране труда. В условиях реформирования общественных отношений необходимо постоянно совершенствовать механизм правовой защиты работающих. Правовое регулирование трудовых отношений должно соответствовать характеру структурных преобразований в экономике как по форме, так и по содержанию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.1 Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

право.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Работники специального органа, ведающего вопросами  санитарно-эпидемиологического надзора, при осуществлении надзора за соблюдением организациями перечисленных в части первой настоящей статьи норм и правил независимы и подчиняются только закону.

Государственный надзор за соблюдением правил ядерной  и радиационной безопасности осуществляется специальным органом, ведающим вопросами надзора за ядерной и радиационной безопасностью в РФ (ст. 369 ТК РФ).

Лица, осуществляющие надзор за ядерной и радиационной безопасностью, обязаны доводить до сведения работников и работодателей информацию о нарушении норм ядерной и радиационной безопасности в проверяемых организациях.

Работники специального органа, ведающего вопросами  надзора за ядерной и радиационной безопасностью, при осуществлении надзора за ядерной и радиационной безопасностью независимы и подчиняются только закону.

Существуют  две разновидности надзорно-контрольных  органов. Первую составляют федеральные надзоры, занимающие самостоятельное положение в структуре органов исполнительной власти – Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России). Ко второй принадлежат надзорно-контрольные органы, входящие в систему министерств на правах структурных подразделений: органы, состоящие в системе Министерства энергетики РФ, которые ведают вопросами энергетического надзора в России, и санитарно-эпидемиологическая служба Министерства здравоохранения РФ, ведающая вопросами санитарно- эпидемиологического надзора в России.

Правовой  статус всех надзорно-контрольных органов (безотносительно к занимаемому  месту в структуре федеральных  органов исполнительной власти) устанавливается  Правительством РФ. Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации – постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000г.

Государственные надзоры наделены определенным кругом полномочий, в том числе властных. Так, Гоатомнадзор России вправе выдавать руководителям и должностным  лицам организаций обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, а также обязательные предписания о приостановке работ, проводимых с нарушениями условий действия разрешений (лицензий), требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии; запрещать применение оборудования и технологий, не соответствующих требованиям в области ядерной и радиационной безопасности.

Должностным лицам всех государственных надзоров Российской Федерации предоставлено право налагать денежные штрафы на руководителей организаций (их заместителей) за административные правонарушения в соответствующей области хозяйственной деятельности. Конкретный состав правонарушений, размер штрафов и порядок их наложения определяется КоАП РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде в подведомственных им организациях.

Компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации  в сфере внутриведомственного контроля устанавливается в положении о соответствующем министерстве (ведомстве).

Органы  прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов о труде. Его организация и проведение регулируется Федеральным законом от 17 ноября 1995г. "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии с названным Законом (ст.1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Органы прокуратуры осуществляют надзор за законностью решений судов общей юрисдикции по трудовым спорам.

Таким образом, органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением трудового законодательства:

  • непосредственно администрацией работодателя;
  • министерствами и ведомствами, в компетенцию которых входит внутриведомственный контроль;
  • муниципальными органами;
  • государственными инспекциями труда;
  • судами общей компетенции при рассмотрении конкретных трудовых споров.

При осуществлении  надзора за исполнением законов  органы прокуратуры не подменяют  иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании  поступившей в органы прокуратуры  информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.

Источниками информации о нарушениях могут быть жалобы и заявления граждан, поступившие  в прокуратуру, выборный профсоюзный  орган или комиссию по трудовым спорам организации, обобщения судебной практики, материалы расследования уголовных  дел, данные статистических органов  и отчетные сведения предприятий, сообщения печати, радио, телевидения и другие сигналы.

С учетом полученных данных прокурор определяет объект и характер проверки, перечень подлежащих выяснению основных вопросов, решает вопрос о привлечении к  проверке специалистов, прежде всего  их органов федеральной инспекции труда, из территориальных органов федеральных надзоров, статистических, налоговых, финансовых и других контролирующих органов, профессиональных союзов.

Прокурор  при осуществлении возложенных  на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещение поднадзорных объектов, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов, требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов для проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций, вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов. В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурора или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.

В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке.

Прокурор  по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом  ответственности.

Практика  применения законодательства позволяет  выделить судебный надзор, и прежде всего надзор за соблюдением конституционных прав и свобод работника (хотя о таком не сказано в Трудовом кодексе РФ).

Правосудие  в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным  конституционным законом от 31 декабря 1996г. "О судебной системе Российской Федерации".

Согласно  ст.125 Конституции РФ Конституционный  Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства РФ. По жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

Суды  общей юрисдикции (от Верховного Суда РФ до районных и городских судов) прежде всего решают вопрос о законности правоприменительных актов работодателя (приказов о переводах на другую работу, увольнении работников и т.п.) при рассмотрении индивидуальных трудовых споров. Вместе с тем при рассмотрении конкретных дел они оценивают содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применяют Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.

О значительной роли Прокуратуры РФ и судов всех уровней в Российской Федерации в деле надзора за соблюдением законности в трудовых правоотношениях говорит ныне действующий Указ Президента РФ от 10 марта 1994г. № 458 "Об ответственности за нарушения трудовых прав граждан", в котором рекомендовано прокуратуре РФ:

  • усилить надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности законодательство Российской Федерации о труде, коллективных договорах и соглашениях, обратив особое внимание на недопущение случаев задержки заработной платы;
  • проводить тщательные проверки каждого случая нарушения законных прав работников, их представительных органов, задержки выплаты на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности заработной платы, привлекая к ответственности виновных лиц;

и рекомендовано  судам:

  • обратить особое внимание при рассмотрении дел о нарушениях законодательства Российской Федерации о труде, коллективных договорах и соглашениях на необходимость принятия мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, приводящих к таким нарушениям;
  • систематически проводить обобщение судебной практики рассмотрения дел, связанных с нарушением трудовых прав граждан, в том числе по фактам задержки выплаты заработной платы, имея в виду, что указанные действия приводят к усилению социальной напряженности в обществе.

По статье 370 ТК РФ, профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Такой контроль называется общественным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.

 

2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства

 

Неправомерным поведением признается противоправное поведение, выражающееся в несоблюдении правовых предписаний, нарушений установленных правом запретов, в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на субъект обязанностей.

С неправомерным  поведением связана юридическая  ответственность, понимаемая как правоотношение, возникающее между государством и правонарушителем, как государственное принуждение, применяемое к правонарушителю, и как его обязанность претерпевать неблагоприятные последствия неправомерного поведения.

В самом  общем виде цели юридической ответственности  состоят в создании неблагоприятных, предупреждающих условий для  совершения противоправных действий и установлении следуемых за ними отрицательных последствий для правонарушителя. Такого рода условия и последствия (санкции) могут быть определены в виде штрафов, лишения специального звания – в административном праве; возмещения ущерба – в гражданском праве; полной или ограниченной материальной ответственности, дисциплинарной ответственности – в трудовом праве; лишения свободы, конфискации имущества и др. – в уголовном праве.

Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью  обеспечение правопорядка и государственной  дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают  интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной  подчиненности и формы собственности.

В ст.2.1 Кодекса  РФ об административных правонарушениях (КоАП) сформулировано определение  такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е. действие или бездействие, во-вторых, общественно опасное, в-третьих, противоправное, в-четвертых, виновное, в-пятых, наказуемое деяние.

Административное  правонарушение как деяние представляет собой единство физического и  психического, т.е. это осознанный, волевой  акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деяния, а также охватывает такие личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение к содеянному.

Административная  ответственность – это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней. Она наступает на основе норм права; за фактическое нарушение  правовых норм, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые санкциями (административное правонарушение) и конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов о наложении конкретного взыскания за конкретное административное нарушение, т.е. связана с государственным принуждением. В административном праве из всех многочисленных мер административного принуждения только назначение административного наказания влечет наступление административной ответственности.

Информация о работе Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства