Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:35, реферат

Описание работы

Современное развитие российского общества требует дальнейшего укрепления законности во всех сферах деятельности человека, в том числе в области применения трудового законодательства и правовых актов по охране труда. В условиях реформирования общественных отношений необходимо постоянно совершенствовать механизм правовой защиты работающих. Правовое регулирование трудовых отношений должно соответствовать характеру структурных преобразований в экономике как по форме, так и по содержанию.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика органов надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.1 Понятие и виды надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства
1.2 Система и правовое положение органов государственной власти, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства
Глава 2. Юридическая сущность административной ответственности за нарушение трудового законодательства.
2.1 Административная ответственность - как вид юридической ответственности применяемой за нарушение трудового законодательства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

право.docx

— 41.32 Кб (Скачать файл)

Таким образом, административную ответственность  можно охарактеризовать как реализацию административно-правовых санкций, применение уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации  лица, виновные в нарушении трудового  законодательства и иных нормативных  правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Порядок привлечения к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов о труде, предусмотрен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г.

Административная  ответственность наступает в случаях и в пределах, предусмотренных ст. 5.27-5.35, 5.42, 5.44 КоАП РФ.

Согласно  ст. 5.27 названного Кодекса нарушение  должностным лицом организации  независимо от форм собственности законодательства РФ о труде и об охране труда  влечет наложение штрафа в размере  от 5 до 50 минимальных размеров оплаты труда; данное нарушение, совершенное  лицом, ранее подвергнутым административному взысканию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от двух до трех лет.

Кроме того, КоАП РФ предусмотрено наложение  административного штрафа:

за уклонение  работодателя или его представителя  от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28);

за непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления  контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29);

за необоснованный отказ от заключения коллективного  договора, соглашения (ст. 5.30);

за нарушение  или невыполнение обязательств по коллективному  договору, соглашению (ст. 5.31);

за уклонение  от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32);

за невыполнение соглашения, достигнутого в результате примирительной процедуры (ст. 5.33);

за увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34);

за сокрытие страхового случая (ст. 5.44).

Дела  об административных правонарушениях, предусмотренных указанными статьями, в соответствии со ст. 23.12 КоАП РФ рассматривают  Федеральная инспекция труда  и подведомственные ей государственные  инспекции труда.

При отказе работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты на него может быть наложено административное взыскание в виде штрафа в размере от 20 до 30 минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.42 КоАП РФ).

В законодательстве установлена административная ответственность сторон социального партнерства. Ответственность сторон социального партнерства за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением соглашения, коллективного договора, за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора регламентируется ст. 54 и 55 ТК РФ.

Представители сторон, уклоняющиеся от участия в  коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения, подвергаются штрафу в размере и порядке, которые установлены федеральным законом.

КоАП  в главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" предусматривает ряд составов административных правонарушений, связанных с нарушением норм о социальном партнерстве и практикой их применения, а также определяет круг государственных органов и их должностных лиц, имеющих право применять административные наказания в виде административного штрафа.

Ими являются составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 5.28 – ст. 5.33 КоАП РФ.

Дисциплинарная  ответственность – это санкция, которая применяется работодателем к работнику, в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплиной  труда, по ст.189 Трудового кодекса  РФ, понимается обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором, локальными нормативными актами организации.

Работодатель  обязан в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Дисциплина  труда есть необходимое условие  всякой общей работы, всякого совместного труда. Совместный труд нуждается в определенном порядке, в том, чтобы все совместно работающие подчинялись этой дисциплине, порядку. Любая совместная деятельность людей нуждается в определенном согласовании. Особое значение упорядочение приобретает при объединении работников для производства и распределения материальных и духовных благ.

Под дисциплинарной ответственностью понимается осуждение  поведения работника путем объявления ему властью администрации (т.е. работодателем или уполномоченными им лицами) дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарная  ответственность отличается от административной тем, что последняя наступает  за совершение лицом административного  проступка, т.е. за нарушение установленных  полномочными органами государственного управления общеобязательных правил поведения. Административная ответственность применяется органами или лицами, с которыми нарушитель не связан отношениями подчинения по работе или службе.

Законодательство, предоставляя работодателю право налагать на работника дисциплинарное взыскание (а в отдельных случаях и обязывая к этому), одновременно предусматривает и соответствующие гарантии для работника. К ним относятся:

1.правовое  основание привлечения к дисциплинарной  ответственности;

2.круг  лиц, имеющих право налагать  дисциплинарные взыскания;

3.сроки  и порядок наложения дисциплинарных  взысканий;

4.исчерпывающий  перечень дисциплинарных взысканий;

5.порядок  объявления дисциплинарных взысканий;

6.порядок  снятия дисциплинарных взысканий;

7.порядок  обжалования дисциплинарных взысканий.

Правовым  основанием привлечения работника  к дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, т.е. виновное неисполнение работником своих трудовых обязанностей. Следовательно, работодатель до наложения на работника дисциплинарного взыскания должен установить: противоправное поведение этого работника в трудовой сфере, его вину.

Поведение работника является противоправным, если он не соблюдает установленные  для него правила поведения, а  так же приказы и распоряжения работодателя. Такие правила могут содержаться в законах, постановлениях правительства и иных актах, исходящих от органов государства, а так же в локальных нормативных актах (например, постановление Правительства РФ от 25 августа 1992г. № 621 "Об утверждении Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации" (с изм. и доп. от 14.07.2001г.). В данном случае речь идет об обязательных правилах поведения работника в трудовой сфере, т.е. во время выполнения своей трудовой функции.

Примером  противоправного поведения работника  могут быть прогулы, опоздания, появление  на работе в нетрезвом состоянии, невыполнение норм труда, изготовление недоброкачественной продукции, участие  в незаконной забастовке, уклонение  представителей работодателя от участия  в примирительных процедурах или виновных в неисполнении обязательств по соглашению, достигнутому в результате указанной процедуры.

По ст.192 ТК РФ за совершение дисциплинарного  проступка, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1.замечание;

2.выговор;

3.увольнение  по соответствующим основаниям.

Федеральными  законами, уставами и положениями  о дисциплине для отдельных категорий  работников могут быть предусмотрены  также и другие дисциплинарные взыскания.

Не допускается  применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

 

 

Заключение

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением  трудового законодательства является динамично развивающимся институтом. С развитием рыночной экономики  связано и бурное развитие частнопредпринимательской  и другой коммерческой негосударственной  деятельности. И отношения работников с работодателем постоянно требуют  значительного упорядочивания для  построения трудовых правоотношений, основанных на взаимном доверии. Для  этого необходима как гарантия того, что сторона, нарушившая право или  злоупотребившая им, обязательно  будет привлечена к ответственности, так и такое законодательное  регулирование, которое позволит сторонам трудовых отношений извлекать максимальную выгоду без каких-либо ухищрений,"перетягиваний одеяла". Именно такое правовое регулирование может характеризовать Российскую Федерацию как правовое государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.// Российская газета № 237, 25.12.1993

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ в (ред. от 30.12.2006 N 271-ФЗ, с изм., внесенными Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 213-О)//СЗ РФ

3. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации от 30 декабря 2001 N 195-ФЗ (в ред., от 30.12.2006 N 266-ФЗ)// СЗ РФ

4. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции ФЗ от 17 января 1992 г. № 2202-1. (ред. от 04. 11. 2005) // СЗ РФ

5. ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". // СЗ РФ

6. ФЗ от 08 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" // СЗ РФ

7. Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору" // СЗ РФ

8. Постановление Правительства РФ от 9 сентября 1999 г. N 1035 "О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда

9. Трудовое право России: Учебник / Отв. ред. Ю.П.Орловский, А.Ф. Нуртдинова.- М.: Юридическая фирма КОНТАКТ, ИНФРА - М, 2003

10. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях / Под. ред. Ю.М.Козлова. –М.: Юрист, 2004

11. Котельникова Е.А. Административное право: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Феникс, 2002

12. Куренной А.М. Правовое регулирование охраны труда // Законодательство. -2001. - №7. –С. 32.

 


Информация о работе Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства