Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 20:39, контрольная работа
Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, Законом РСФСР
от 28 ноября 1991 года “О гражданстве РСФСР”, а так же международными
правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.
1. Граждане как субъекты административного права.
2. Предмет и метод административного права.
3. Задачи.
без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории
Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории
Российской Федерации по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 настоящей
статьи.
4. Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР,
постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР,
получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в
связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии
обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца
в обустройстве на территории Российской Федерации.
Деление прав и обязанностей граждан опирается прежде всего на их систему,
закреплённую Конституцией Российской Федерации. При этом конституционные
права и обязанности приобретают реальное значение, когда они находят своё
отражение в административно-правовых.
Права и обязанности граждан по содержанию можно подразделить на две группы :
~ статутные, указывающие на положение гражданина в социальной
структуре страны;
~ адекватные тем сферам, в которых права и обязанности могут
реализовываться.
Административное право влияет на осуществление конституционных прав,
обязанностей и свобод граждан в разной степени. В повседневной жизни
некоторые из них реализуются вне каких-либо правоотношений.
Во взаимодействии с управленческими структурами реализуются прежде всего
следующие права и обязанности, установленные Конституцией Российской
Федерации :
Статья 22
1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Статья 25
Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли
проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом,
или на основании судебного решения.
Статья 27
1. Каждый, кто законно находится
на территории Российской
право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
2. Каждый может свободно
Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую
Федерацию.
Статья 30
1. Каждый имеет право на
профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности
общественных объединений гарантируется.
Статья 31
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия,
проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 32
1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами
государства как непосредственно, так и через своих представителей.
2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в
органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также
участвовать в референдуме.
4. Граждане Российской Федерации
имеют равный доступ к
5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении
правосудия.
Статья 33
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также
направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и
органы местного самоуправления.
Статья 53
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными
действиями (или бездействием) органов государственной власти или их
должностных лиц.
Статья 57
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 59
1. Защита Отечества является
долгом и обязанностью
Федерации.
2. Гражданин Российской
федеральным законом.
3. Гражданин Российской
вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных
установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее
альтернативной гражданской службой.
Одним из прав граждан, находящихся в административной правовой сфере,
является право на хранение и ношение определённых видов оружия. Оно
реализуется Федеральным Законом от 13.12.96 "Об оружии" и контролируется
органами внутренних дел.
Так, для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской
Федерации обязан представить в орган внутренних дел по месту жительства
заявление по установленной форме, медицинское заключение об отсутствии
противопоказаний к владению оружием, связанных с нарушением зрения,
психическим заболеванием, алкоголизмом или наркоманией, и документ,
подтверждающий гражданство Российской Федерации.
Лица, впервые приобретающие огнестрельное гладкоствольное длинноствольное
оружие самообороны, огнестрельное бесствольное оружие самообороны, газовые
пистолеты и револьверы, сигнальное оружие, за исключением лиц, имеющих
разрешения на хранение или хранение и ношение оружия, обязаны по месту
жительства пройти проверку знания правил безопасного обращения с оружием по
программе, которую определяет Министерство внутренних дел Российской
Федерации.
Лица, впервые приобретающие спортивное огнестрельное гладкоствольное оружие и
охотничье оружие, при получении документа, удостоверяющего право на охоту,
обязаны по месту жительства пройти проверку знания правил безопасного
обращения с оружием в организациях, которым предоставлено такое право
Правительством Российской Федерации, по программе, согласованной с
Министерством внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации
имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в государственные органы и органы местного
самоуправления. Эта формула включает в себя право жалобы граждан.
Более полно право граждан обжаловать в судебные органы решения и действия,
нарушающие их права и свободы реализуется в Законе РФ от 27.04.93 (ред. от
14.12.95) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и
свободы граждан”. В соответствии с этим законом “каждый гражданин вправе
обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями
(решениями) государственных органов,
органов местного
учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или
должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.
Ответственность государственного служащего наступает в связи с его
обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и
гражданина в соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об основах
государственной службы Российской Федерации".
Действие статей настоящего Закона в отношении государственных служащих
распространяется также на муниципальных служащих в случае приравнивания их
федеральным законодательством к государственным служащим.
Статья 4. Подача жалобы
Гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его
права и свободы, либо непосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке
подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления,
учреждению, предприятию или объединению, общественному объединению,
должностному лицу, государственному служащему.
Вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо
обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении
жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи,
он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба может быть подана гражданином, права которого нарушены, или его
представителем, а также по просьбе гражданина надлежащее уполномоченным
представителем общественной организации, трудового коллектива.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту его жительства,
либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица,
государственного служащего.
Военнослужащий вправе в порядке, предусмотренном настоящей статьей,
обратиться в военный суд с жалобой на действия (решения) органов военного
управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы.
Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина или по своей
инициативе вправе приостановить исполнение обжалуемого действия (решения).
Подача жалобы оплачивается государственной пошлиной в установленном размере.
Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины или уменьшить ее размер”.
В том случае, если гражданину должностными лицами органов власти и управления
причинён ущерб, он вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд с
заявлением о возмещении ущерба. Порядок возмещения ущерба регламентируется
статьёй 15 части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации. В соответствии
с нею:
1. Лицо, право которого нарушено,
может требовать полного
причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено
возмещение убытков в меньшем размере.
2. Под убытками понимаются
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права,
утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные
доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского
оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право
которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками
упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Статья 16. Возмещение убытков, причиненных государственными органами и
органами местного самоуправления
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных
действий (бездействия) государственных органов, органов местного
самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не
соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа
или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской
Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным
образованием.
Ответственность должностных лиц за нарушение прав граждан предусмотрена так
же Кодексом РСФСР об административных правонарушениях в следующих статьях:
Статья 40.1. Воспрепятствование осуществлению гражданином Российской
Федерации своих избирательных прав либо работе избирательной комиссии;
Статья 41. Нарушение законодательства о труде и законодательства об охране
труда;
Статья 141. Нарушение порядка постановки на учет и сроков заселения жилых
домов и жилых помещений;
Статья 165.2. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя;
Статья 182. Незаконное изъятие паспортов и принятие их в залог .
2. Предмет и метод административного права.
Административное право - самостоятельная отрасль правовой системы России,
которая отличается от других прежде всего по предмету и методу правового
регулирования. Административное право призвано регулировать особую
разновидность общественных отношений, главным признаком которых является то,
что они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного
управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы
исполнительной власти.[1]
Следовательно, предметом административного права является совокупность
общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности
исполнительной власти.
Однако, следует сразу оговориться, что административное право не является
единственной отраслью права, охватывающей общественные отношения в сфере
действия системы исполнительной власти, хотя “ее нормы и имеют здесь
безусловный авторитет”. Какие же именно отношения входят в область интересов
административного права?
Исполнительная власть и ее органы выполняют огромный объем работы в сфере
управления государственными делами. Поэтому в российском законодательстве и
юридической литературе для определения сферы действия административного права
используются такие близкие по смыслу понятия как исполнительная власть,
государственное и муниципальное управление, государственная администрация,
административная власть. Все они обозначают понятие, которое складывается из
трех основных компонентов. Это: 1) управленческий аппарат (совокупность
служащих, административных органов); 2) исполняемая им деятельность
(административная, исполнительно-
этом власть.[2]
Таким образом, административное право регулирует отношения, возникающие в
ходе формирования и функционирования государственной администрации, оно
обслуживает сферу государственного и муниципального управления.
Административно-правовое регулирование производится посредством:
а) упорядочения, закрепления, совершенствования существующих общественных
отношений;
б) формирования новых общественных отношений, соответствующих объективным
законам развития общества, положениям Конституции РФ;
в) охраны общественных отношений, регулируемых нормами административного и
других отраслей права;
г) вытеснения из сферы государственного управления общественных отношений, не
Информация о работе Граждане как субъекты административного права