Граждане как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 20:39, контрольная работа

Описание работы

Правовой статус граждан России устанавливается Конституцией РФ, Законом РСФСР
от 28 ноября 1991 года “О гражданстве РСФСР”, а так же международными
правовыми актами, в частности, Всеобщей декларацией прав человека.

Содержание работы

1. Граждане как субъекты административного права.
2. Предмет и метод административного права.
3. Задачи.

Файлы: 1 файл

контрольная работа вариант 3.docx

— 48.87 Кб (Скачать файл)

соответствующих интересам граждан, общества, государства.

Под понятием государственной администрации главным образом подразумеваются:

а) властная деятельность аппарата управления, исполнительно-распорядительных

органов; б) внутриорганизационная деятельность руководителей иных

государственных и муниципальных органов (премьер-министра, прокуроров,

председателя суда); г) деятельность судей при рассмотрении ими мелких дел (о

мелком хулиганстве, неповиновении и т.п.), предполагающих реализацию не

судебной, а административной власти; г) деятельность иных формирований,

осуществляющих административный контроль на основании предоставленных им

государством полномочий.

Содержание деятельности органов управления весьма разнообразно. Осуществляя

свои функции, исполнительная власть вступает в определенные взаимоотношения с

гражданами, юридическими лицами, общественными организациями, регулируя таким

образом деятельность обеих сторон связей: как управляющих, так и управляемых.

Примером тому служат правила дорожного движения, санитарные нормы и т.п.

Иногда функции управления могут быть столь специфичны, что регламентируются

нормами не административного, а других отраслей права, например, трудового,

уголовно-процессуального, финансового.

Следовательно, можно ограничить предмет административного права, уточнив, что

оно регулирует только те общественные отношения, которые не закреплены за

другими отраслями действующего права.

Таким образом, предмет административного права можно условно подразделить на

две части: 1) внутриаппаратные отношения и 2) взаимоотношения органов

административной власти с гражданами, юридическими лицами и государством.

Следовательно, предметом административного права являются отношения,

возникающие в процессе образования и деятельности органов исполнительной

власти, а также отношения между нею и иными субъектами административного

права.

Можно определить следующие основные цели административно-правового

регулирования: 1) создание условий для эффективной деятельности исполнительной

власти как важного инструмента обеспечения потребностей граждан, общества,

государства; 2) обеспечение демократической правовой организации исполнительной

власти; 3) создание в сфере управления условий для реализации гражданами и их

объединениями предоставленных им прав и свобод; 4) обеспечение защиты граждан и

общества от административного произвола, злоупотреблений, некомпетентности и

т.п. служащих государственного аппарата.

В зависимости от конкретных условий возникновения управленческих отношений можно

также выделить внутренние и внешние функции административно-правового

регулирования:

а) внутренние или внутрисистемные - это отношения, связанные с

формированием управленческих структур, определением способов взаимодействия

между ними и их подразделениями, с распределением обязанностей, прав и

ответственности между работниками аппарата управления и т.п. Сторонами в этих

отношениях выступают соподчиненные исполнительные органы, а также должностные

лица;

б) внешние отношения - это отношения, связанные с непосредственным

воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти - на

граждан, общественные отношения, коммерческие структуры, в том числе - частные,

и т.п.

Наука административного права различает, таким образом, индивидуальных и

коллективных субъектов права, речь о которых пойдет ниже.

В рамках своего предмета административное право создает определенный правовой

режим организации и деятельности субъектов исполнительной власти (в

соответствии с их конституционным назначением), а также поведения всех иных

участников регулируемых управленческих отношений. В этом заключается основное

проявление служебной роли данной отрасли российского права, ее регулятивная

функция. Ей сопутствует и другая функция - правоохранительная 

(юрисдикционная), обеспечивающая как соблюдение установленного правового режима,

так и защиту законных прав и интересов сторон в рамках регулируемых

управленческих отношений.

     Метод правового регулирования - это совокупность форм и приемов,

применяемых государством для регулирования общественных отношений; способ

воздействия на поведение участников правоотношений, направленный на достижение

целей правового регулирования.

При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга

отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся

другим отраслям права.

Административное право - это юридическая форма, модель управления, которая

закрепляет юридическое неравенство (субординацию) субъектов отношений в

отличие, например, от норм гражданского права, которое характеризуется

юридическим равенством сторон. Подобное подчинение одной стороны другой может

быть линейным (связь типа “начальник-подчиненный”) и функциональным

(“инспектор-гражданин”). Юридическое  неравенство сторон обусловлено  разными

ролями, задачами, которые выполняют субъекты в системе общественных

отношений. Даже у органов и должностных лиц, находящихся на одной ступени

управленческой лестницы могут быть неодинаковые права и обязанности.

Например, не равны полномочия инспекторов ГАИ, саннадзора, рыбохраны и т.п.

Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию

сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются,

например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение

штрафа и т.п..

Споры между различными сторонами административных отношений в основном

решаются также в административном порядке - субъектом управления, который

представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях

(при одних и тех же обстоятельствах  одни субъекты исполнительной  власти

наделены правом решать, а другие  - правом обжаловать решения вышестоящих

органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов

административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не

правило, а, скорее, исключение из него.

Таким образом, административное право исключает юридическое равенство

участников правоотношений. Можно заключить, что главными признаками метода

административного правового регулирования являются: а) определение

юридического положения сторон; б) определение оснований возникновения,

изменения и прекращения правоотношений; в) определение прав и обязанностей

субъектов административных правоотношений; г) способы защиты субъектов

правоотношений.

Еще одной особенностью метода административно-правового регулирования в

последнее время становится внедрение в систему администрирования

демократических начал. Субъекты и объекты административных правоотношений

имеют строго  определенные права и обязанности: властвующий не имеет

возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на

государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в силу

имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.

Закрепляя демократические начала формирования административной власти и

контролируя ее деятельность, рационально организуя управленческую структуру,

закрепляя права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры

деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям

цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности,

справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие

отношения характера отношений власти - властеотношений.

[3]

                                     Задача.                                    

                                  Вариант № 3.                                 

Гражданин Павлов за грубое нарушение правил охоты (ч.2 ст. 85 КоАП) был лишен

права охоты на три года с конфискацией ружья. От сдачи охотничьего билета он

уклонился. Принятыми мерами его удалось изъять спустя год после вынесения

постановления.

Павлов обжаловал действия по изъятию.

Обоснована ли жалоба?

Согласно ч.2 ст. 85 КоАП, которая гласит:

Статья 85.  Нарушение правил  охоты  и  рыболовства,  а  также правил

осуществления других видов пользования животным миром

Нарушение правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, а также  правил

осуществления  других  видов  пользования  животным миром -  влечет

предупреждение  или  наложение  штрафа  на  граждан   в размере до пятидесяти

рублей и предупреждение или наложение штрафа на должностных лиц - до ста

рублей,  с конфискацией находящихся  в личной  собственности  нарушителя

ружей и других орудий добывания животных и иных предметов,  явившихся орудием

совершения указанных нарушений, или без таковой.

Постановлением  Конституционного  Суда  РФ от 11.03.1998 N 8-П часть  вторая

статьи 85 признана не соответствующей Конституции РФ в  той  мере,  в какой

она во взаимосвязи со статьей 222 допускает применение конфискации без

судебного решения.

Грубое нарушение правил охоты (охота  без  надлежащего  на  то разрешения,

или  в запрещенных местах,  либо в запрещенные сроки, запрещенными орудиями

или  способами),  а  также  систематическое нарушение других правил охоты -

влечет наложение штрафа на граждан  в  размере  до  пятидесяти рублей  и  на

должностных  лиц  -  до  ста  рублей с конфискацией находящихся в  личной

собственности  нарушителя  ружей  и  других орудий  охоты или без таковой,

либо лишение граждан и должностных лиц права охоты на срок до трех лет с

конфискацией ружей и  других орудий охоты или без таковой.

(в ред.  Указа Президиума ВС  РСФСР  от  01.10.1985 - Ведомости  ВС  РСФСР,

1985, N 40, ст. 1398)

или ч.1 ст. 8.37. по КоАП от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ которая гласит:

Статья 8.37. Нарушение правил пользования объектами животного мира.

1. Нарушение правил охоты - влечет  наложение административного штрафа  на

граждан  в  размере  от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда  с

конфискацией  орудий охоты или без таковой или лишение права охоты на срок

до  двух  лет;  на должностных лиц - от двадцати до  тридцати  минимальных

размеров  оплаты труда с конфискацией орудий охоты или без таковой.

Жалоба гражданина Павлова не обоснована т.к. при лишении права охоты он

обязан был сдать охотничий билет, лицензию и все документы, дающие право на

охоту – добровольно. Раз он этого не сделал то эти документы должны быть

изъяты в установленном законом порядке.

       литература[4] :      

1.   Конституция Российской  Федерации.

2.   Кодекс РСФСР об административных  правонарушениях.

3.   Гражданский Кодекс Российской  Федерации.

4.   Закон РФ от 19.04.91 (ред. от 20.04.96) "О занятости населения  в

Российской Федерации”.

5.   Федеральный Закон от 19.02.93 (ред. от 28.06.97) "О беженцах".

6.   Закон РФ от 19.02.93 (ред. 20.12.95) "О вынужденных переселенцах"

7.   Федеральный Закон от 13.12.96 "Об оружии"

8.   Закон РФ от 11.03.92 “О  частной детективной и охранной  деятельности в

Российской Федерации”

9.   Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 1996.

10    Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.:

Издательство НОРМА, 2001.

12 Бельский К.С. Феноменология административного   права. - Смоленск, 1995.

13               оздрачев А.Ф. Административное право: Фундаментальный курс.

- М., 1992.

    

 


Информация о работе Граждане как субъекты административного права