Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
В задачи работы входят:
рассмотрение административно-правового статуса гражданина РФ;
характеристика основных прав и обязанностей гражданина в сфере государственного управления;
изучение административно-правовых гарантий прав, свобод и
законных интересов граждан РФ.
Введение …………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации ………………..…………………………………………... 5
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного
управления …………………………………………….……………………….….. 10
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и
законных интересов граждан ……………………………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………..……. 26
Список использованной литературы ……………………………………………...29
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра таможенного, административного
и финансового права
ГРАЖДАНЕ РФ КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента (ки) 2 курса 251 группы
направления (специальности) 036401 Таможенное дело
юридического факультета
Пименовой Татьяны Андреевны
Научный руководитель
доцент кафедры таможенного,
административного и финансового
______________
права, к.ю.н. подпись, дата
Зав. кафедрой
к.ю.н.
Саратов 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………..
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации ………………..…………………………………………... 5
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного
управления …………………………………………….……………………….….
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и
законных интересов граждан ……………………………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………..……. 26
Список использованной литературы ……………………………………………...29
ВВЕДЕНИЕ
Субъектами любой отрасли права признаются участники общественных отношений, которые регулируются нормами данной отрасли. У каждой отрасли права есть свои особенности. Важной особенностью административного права является большое разнообразие субъектов административно-правовых отношений. В подавляющем большинстве случаев обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам административно-правовых отношений, что также является еще одной характерной особенностью административного права. К числу таких властных субъектов относятся органы исполнительной власти, должностные лица, государственные служащие. В качестве субъектов административного права могут выступать граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной и судебной власти, местного самоуправления.
В демократическом обществе права и свободы человека и гражданина занимают первое место. Основной Закон нашей страны закрепляет наиболее важные и социально значимые права и свободы для отдельного человека, общества и государства в целом. Права и свободы человека являются для него необходимыми условиями обеспечения его достоинства и чести, которые присущи любой личности; естественного права на участие в решении вопросов устройства и управления тем обществом, членом которого он является; социальных и экономических условий, которые нужны ему для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Основные фундаментальные права зафиксированы в конституции государства и важнейших международно-правовых актах.
Постоянное укрепление правовой основы государственной и общественной жизни тесно связано с совершенствованием законодательной базы, в том числе и административного права. Ведь Конституция Российской Федерации и действующие на её основе другие законодательные акты закрепляют и гарантируют гражданам нашей страны личные, политические и социально-культурные права, устанавливают порядок и способы защиты этих прав, а также в области государственного управления.
Граждане образуют самую многочисленную группу субъектов административного права. Актуальность данной темы состоит в том, что необходимо совершенствование административной деятельности, так как она направлена на обеспечение политических прав и свобод граждан, на создание всех условий для реального осуществления этих прав и свобод в области государственного управления. Также не менее важное значение имеет создание условий, которые обеспечивают выполнение гражданами их обязанностей по отношению как к обществу, так и к государству.
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
В задачи работы входят:
законных интересов граждан РФ.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, регулируемые административным правом, складывающиеся между гражданами РФ и иными субъектами административного права.
Предметом курсовой работы являются нормы административного права, которые защищают права и свободы гражданина РФ и в которых закреплен административно-правовой статус гражданина.
При изучении данной темы были использованы следующие методы: общенаучные (сравнительный, формально-логический) и частно-научные (сравнительно-правовой, логический).
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА ГРАЖДАНИНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Гражданин как субъект административного права - это участник общественных отношений, выступающий в качестве носителя содержащихся в нормативных актах конкретных прав и обязанностей, которыми он наделен для реализации своих жизненных потребностей, участия в управлении делами общества и государства. Необходимо заметить, что граждане входят в число индивидуальных субъектов административного права и занимают приоритетное место, так как в структуре публичного интереса защита и соблюдение прав и свобод граждан имеет первостепенное значение.
В своей совокупности права и обязанности гражданина образуют его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей, которые мы сейчас рассмотрим.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер. Это проявляется в том, что он основан на нормах конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, которые отражают взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых, если рассматривать по обязательности предписаний, то бывает три случая. Первый случай, когда административно-правовой статус содержит в себе только права, например, право граждан на личную неприкосновенность. Второй случай - когда только обязанности, например, соблюдать правила дорожного движения. И третий момент, когда административно-правовой статус содержит и права, и обязанности. Примером может служить: при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф.
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в полицию в соответствии с КоАПом).
В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности как общие для всех граждан, например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности, так и права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан; это могут быть водители автомобильного транспорта, предприниматели, охотники.
Административно-правовой статус гражданина представляет собой сложное юридическое образование, которое включает в себя четыре разновеликих составных элемента.
Первая, самая важная часть прав и обязанностей представляет собой правовой статус личности, человека как субъекта административного права. В нашем государстве правовое регулирование положения личности, человека занимает центральное, приоритетное место, так как выражает идею о том, что право и государство, его органы и должностные лица призваны служить обществу, каждой личности, каждому человеку в отдельности. Именно эта мысль выражена в ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1.
Статус гражданина РФ, вытекающий из факта гражданства представляет собой вторую составную часть административно-правового статуса. В Конституции РФ и ФЗ «О гражданстве РФ» закреплены основные положения о гражданстве РФ. В соответствии с данными законодательными актами каждый гражданин РФ наделен равными правами и обязанностями на территории России. Например, только граждане РФ имеют право избираться в государственные органы и обязаны защищать наше Отечество. Также следует отметить, что гражданин не может быть лишен своего гражданства и права его изменить2. При наличии гражданства государство защищает права и свободы своего гражданина как на территории своей страны, так и вне её границ.
После того как физическое лицо обрело статус личности, затем гражданина, к ним добавляется третий элемент административно-правового статуса - социальный. Гражданину нужно учиться, заниматься конкретной трудовой профессиональной деятельностью, служить в Вооруженных Силах и т.д, именно поэтому этот элемент административно-правового статуса необходим. В следствие этого личность, гражданин приобретает дополнительные права и обязанности. В сфере общественно-трудовой деятельности насчитываются тысячи профессий и специальностей и каждая из них имеет свой правовой статус, установленный в основном нормами трудового и административного права. И здесь в качестве социального элемента административно-правового статуса гражданина можно выделить правовые статусы учащегося, рабочего, служащего, военнослужащего, пенсионера и другие. Благодаря этому элементу административно-правового статуса гражданин реализует свои жизненно важные потребности, которые возникают именно в обществе, заключающиеся, например, в учебной и трудовой деятельности.
Четвертый элемент административно-правового статуса гражданина называют особым статусом, включающим в себя права и обязанности, которые граждане приобретают по своему желанию, личному интересу с целью удовлетворить свои чисто индивидуальные потребности. Это, например, любители-охотники, любители-водители, в том числе судоводители, туристы, коллекционеры и т.д. Для каждого особого субъекта установлен определенный круг новых прав и обязанностей.
Также административно-правовой статус гражданина определяется содержанием его административной правосубъектности, которая включает в себя административную правоспособность и дееспособность.
Чтобы стать участником административно-правовых отношений, гражданин должен обладать административной правоспособностью, т.е. реальной возможностью иметь субъективные права и выполнять юридические обязанности, установленные административно-правовой нормой. Административная правоспособность возникает у граждан с момента рождения и прекращается со смертью. Она не может быть отчуждена или передана другому лицу, но в соответствии с законодательством может быть частично или временно ограничена. Например, в КоАП предусмотрена возможность временного лишения гражданина права управления транспортным средством за соответствующие нарушения Правил дорожного движения3.
Конкретный объем прав, свобод и обязанностей граждан в сфере управления определяется рядом обстоятельств - возраст, состояние здоровья, наличие образования и т.д. К примеру: семейные обстоятельства могут служить основанием для освобождения от воинской обязанности на время. Также необходимо заметить, что в нашем обществе существуют отдельные категории граждан, которые имеют узаконенные различия в административно-правовом статусе, связанные с особенностями их административной правоспособности. Речь идет о ветеранах ВОВ, героях России, государственных служащих, имеющих высокий ранг. У них есть права, которые не доступны другим категориям граждан, например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте.
Административная правоспособность граждан служит фундаментом их административной дееспособности. Она является важным условием реализации этой правоспособности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.
Административная дееспособность представляет собой способность гражданина своими действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности в сфере реализации государственного управления. Административная дееспособность частично наступает с 14 лет при получении гражданином паспорта, затем в 16 лет появляется возможность привлечения к административной ответственности и полная возникает по достижении гражданином 18 лет.
Не все граждане РФ обладают одинаковой административной дееспособностью. Это во многом определяется особенностями управленческих отношений, которые предполагают наличие определенного уровня умственного и психического развития, жизненного опыта, способности отдавать отчет в последствиях своих действий и т.д.
В действительности, далеко не всегда возможно провести четкую грань между правоспособностью и дееспособностью гражданина. Довольно часто они неразделимы, так как являются двумя элементами единого административно-правового статуса гражданина.
Информация о работе Граждане РФ как субъекты административного права