Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:07, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
В задачи работы входят:
рассмотрение административно-правового статуса гражданина РФ;
характеристика основных прав и обязанностей гражданина в сфере государственного управления;
изучение административно-правовых гарантий прав, свобод и
законных интересов граждан РФ.
Введение …………………………………………………………………………..... 3
Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации ………………..…………………………………………... 5
Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного
управления …………………………………………….……………………….….. 10
Глава 3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и
законных интересов граждан ……………………………………………… 19
Заключение …………………………………………………………………..……. 26
Список использованной литературы ……………………………………………...29
Таким образом, основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления определяет Конституция РФ и дополняют, закрепляют этот перечень иные законодательные акты. Вопрос об определении прав и обязанностей во взаимодействии с управленческими структурами достаточно большой и существует много разных классификаций, которые можно использовать при его рассмотрении. Реализация и защита этих прав и обязанностей также лежит на государственных органах, должностных лицах. Несоблюдение обязанностей и злоупотребление правами влечет за собой неблагоприятные последствия и является административным правонарушением, за которое несется ответственность в соответствии в законодательством России как гражданами, так и государственными органами, их должностными лицами, которые не выполняют свои функции и превышают свои полномочия в области защиты и реализации данных прав и обязанностей граждан. На мой взгляд, полнота административно-правового статуса гражданина России достигнута, но претворение его в жизнь в современных условиях не всегда получается из-за незнания гражданами РФ своих прав и обязанностей.
ГЛАВА 3. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ, СВОБОД И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ГРАЖДАН
Государственная гарантия прав и свобод человека может осуществляться только в демократическом государстве, а Российская Федерация является таким, что также закреплено в Конституции РФ. Государство регулирует гарантии прав и обязанностей человека и гражданина, относя их регулирование в исключительное ведение РФ. Это позволяет обеспечить единый правовой статус граждан нашей страны и лиц, проживающих на её территории.
У каждого человека должна быть возможность пользоваться своими правами и обязанностями и возможность защищать их, а государство должно этому способствовать всеми доступными ему средствами.
Административно-правовая защита прав и свобод граждан опирается на экономические, политические, организационные и юридические гарантии. Рассмотрим их по очередности.
Экономические гарантии предполагают стабильную и эффективную работу промышленности, аграрного комплекса, твердый курс рубля, высокий прожиточный уровень населения, своевременную выплату заработной платы, пенсий и пособий, устойчивую финансовую и денежную систему, рост благосостояния граждан и многое другое. Если смотреть с этой точки зрения, то экономические гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления в современных условиях, конечно, малоэффективны и явно недостаточны.
Политические гарантии прав и обязанностей гражданина предусматривают приоритет личности и гражданина в обществе и государстве, признание прав и свобод человека высшей ценностью, многопартийность, идеологическое разнообразие. Также здесь предусматривается сильная и устойчивая государственная власть во главе с Президентом РФ как гарантом прав и свобод граждан и Конституции РФ, разумный компромисс законодательной и исполнительной власти, исключающий конфронтацию, широкое согласие в многонациональном обществе и большом федеративном государстве. Этот сектор гарантий больше, нежели экономический, способен защитить и реализовать права граждан нашей страны.
Организационные гарантии прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления представляют собой разветвленную систему правоохранительных, контролирующих, инспектирующих, надзирающих и других государственных и общественных организаций в центре и на местах. Это судебные органы, органы внутренних дел, органы юстиции, адвокатура, прокуратура, нотариат, многочисленные контрольные органы, разнообразные государственные инспекции, государственные надзорные органы и другие звенья. Все эти организационные структуры каждый день на основе законов и во исполнение их осуществляют деятельность по практическому претворению в жизнь предоставленных гражданам прав и свобод и возложенных на них обязанностей.
Юридические гарантии, в том числе и административно-правовые, можно разделить на два вида: судебные и внесудебные.
Для этих гарантий изначальным и универсальным гарантом прав и обязанностей граждан является только закон, а в широком смысле - все законодательство и прежде всего нормы административного права, включающего в себя не только законы, но и подзаконные правовые акты. В свою очередь в них должны определяться законодательные основы административной ответственности. Безусловно, на первом месте выступает КоАП РФ, в котором в ч.1 ст. 1.1 говорится, что законодательство об административных правонарушений состоит из КоАПа и законов субъектов РФ.9 В частности, в Саратовской области действует закон от 22 июля 2009 года «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области»10.
Для того чтобы законы и подзаконные акты действительно являлись гарантией прав и обязанностей граждан и не превратились в инструмент ограничения, стеснения или вообще отмены тех или иных прав и свобод и возложения на граждан новых необоснованных обязанностей, Конституцией РФ предусмотрен ряд положений, позволяющих исключить такой негативный вариант правотворчества.11
Во-первых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, а, следовательно, и подзаконные акты, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Во-вторых, их ограничение возможно только федеральным законом и лишь при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, т.е. только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.12 В-третьих, определены права и свободы граждан, вообще не подлежащие ограничению. К ним ч. 3 ст. 56 Конституции РФ относит право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени, недопустимость сбора, хранения информации о частной жизни лица без его согласия, свободу совести и свободу вероисповедания, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности и ряд других. В-четвертых, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения и противоречат Конституции РФ.
Данные конституционные положения создают определенные границы или юридические ориентиры для государственных органов и их должностных лиц, реализующих судебные и внесудебные гарантии прав и обязанностей граждан.
Разумеется, судебные гарантии являются предпочтительными, ибо суды и единолично судьи, в целом - система правосудия - выделяется Конституцией РФ и по справедливости ставится на первое место в защите прав и свобод граждан, в соответствии со ст. 18 и 46.
К ведению судов относится огромное количество дел, затрагивающих права и свободы гражданина, выполнение ими своих обязанностей. Это также прописано в ФКЗ от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации». Как положительный знак и перспективную тенденцию необходимо отметить все более расширяющийся спектр административной юрисдикции судов и судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях. Кроме того, судьи рассматривают дела об административных правонарушениях независимо от подведомственности их решения, когда за их совершение в качестве одного из видов административного наказания предусмотрены лишение специального права, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, административный арест, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, а также дисквалификация – в общем, большинство наказаний по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деятельность Конституционного Суда РФ занимает особое место среди судебных гарантий прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления. Он рассматривает дела по жалобам граждан, запросам должностных лиц органов исполнительно власти, законодательных органов о проверке конституционности дел, которые непосредственно связаны с конституционными правами, свободами и обязанностями граждан.13
Таким образом, современное законодательство неуклонно расширяет возможности и диапазон судебного обжалования нормативных правовых актов и правоприменительных актов органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц, а, следовательно, и защиты прав и свобод граждан.
Что касается внесудебных способов защиты прав и обязанностей граждан, то тут её обеспечивает Уполномоченный по правам человека, осуществляющий свою деятельность на основании Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. Необходимо заметить, что деятельность Уполномоченного по правам человека отделена от основных ветвей власти в нашем государстве, но тем не менее играет важную роль в системе органов государственной власти по защите прав и законных интересов человека.
В соответствии с данным Законом Уполномоченный по правам человека способствует:
а) восстановлению нарушенных прав;
б) совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина;
в) гармонизации его с общепризнанными принципами и нормами международного права;
г) выявлению нарушенных прав;
д) устранению выявленных нарушений;
е) правовому просвещению в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты.14
В настоящее время Институт Уполномоченного по правам человека активно развивается не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. Необходимо заметить, что в Саратовской области также существует Уполномоченный по правам человека Саратовской области.
Важное место в защите прав и свобод граждан занимает и Администрация Президента РФ и его Управления - по обеспечению конституционных прав граждан (Положение о нем утверждено Указом от 22 мая 2004 г.15), основной задачей которых является содействие реализации полномочий Президента РФ как гаранта основных прав и свобод человека.
Но существует актуальная проблема на сегодняшний день: как мы видим, гарантий на защиту прав и законных интересов граждан множество, но проблема в том, что далеко не все знают не только способ защиты и реализации своих прав, но даже о существовании самих этих конституционно закрепленных прав многие не догадываются. Именно поэтому назрела необходимость распространения правовой информации различными способами, а не только с помощью публикации в официальных источниках. Это могут быть разного рода брошюры, теле- и радиопередачи, посвященные основным аспектам законодательного регулирования и изменениям в законодательстве нашей страны. Только необходимо, чтобы данные источники были доступны всем без ограничения. Речь идет о том, что многие граждане не обладают юридическими знаниями, следовательно, нужно, чтобы вся информация была представлена на доступном и понятном всем языке.
Таким образом, можно сделать вывод, что существует разветвленная система по защите и соблюдению прав и свобод гражданина. Существуют различные гарантии: экономические, организационные, политические и юридические. Самым большим сектором гарантии соблюдения прав и свобод гражданина является юридический сектор, который в свою очередь включает внесудебные и судебные пути защиты прав гражданина. Начиная от Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), и заканчивая институтом Уполномоченного по правам человека, Администрацией Президента и его Управления. На мой взгляд, административный порядок защиты гражданских прав функционировать может и лучше. Безусловно, судебная процедура имеет свои приоритеты, но защиту своих прав и свобод гражданин может произвести в административном порядке намного быстрее. Также хочется отметить, что не все граждане знают о своих правах и законных интересах и способах их защиты. Именно поэтому необходимо информировать граждан с помощью различных источников, где будут публиковаться изменения в законодательстве и поясняться их права и обязанности, механизм защиты их. Это должно происходить не только путем опубликования в официальных источниках, так как это не всегда эффективно, должны быть использованы разные методы. Главный принцип реализации данного нововведения – общедоступность и понятность всем гражданам Российской Федерации.
Административно-правовой статус индивидуального субъекта — это правовое положение личности в ее отношениях с субъектами исполнительной власти, урегулированное нормами государственного и административного права. Он является составной частью общего правового статуса гражданина. Права и обязанности личности, о которых говорится в административно-правовых нормах, производны от конституционных и часто конкретизируют последние.
Административно-правовой статус гражданина – сложное юридическое образование, которое обладает своими особенностями. Это связано с тем, что гражданин РФ занимает приоритетное место в системе субъектов административного права и на него направлена административная деятельность по защите его прав и свобод, созданию условий их реализации, также и политических прав в области государственного управления. Необходимо заметить, что административно-правовой статус гражданина определяется его правосубъектностью, которая включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность, с помощью которых граждане РФ осуществляют свои права и обязанности. Естественно, что существуют различия правоспособности и дееспособности у отдельных граждан. Такие различия определяются особым административно-правовым статусом, который определяет конкретный объем прав и свобод в связи с возрастом, состоянием здоровья, жизненного опыта, профессией и т.д.
Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления определяет Конституция РФ и дополняют, закрепляют этот перечень иные законодательные акты. Вопрос об определении прав и обязанностей во взаимодействии с управленческими структурами достаточно большой и существует много разных классификаций, которые можно использовать при его рассмотрении. Реализация и защита этих прав и обязанностей также лежит на государственных органах, должностных лицах. Несоблюдение обязанностей и злоупотребление правами влечет за собой неблагоприятные последствия и является административным правонарушением, за которое несется ответственность в соответствии в законодательством России. На мой взгляд, полнота административно-правового статуса гражданина России достигнута, но претворение его в жизнь в современных условиях не всегда получается из-за незнания гражданами РФ своих прав и обязанностей.
В настоящее время в нашем государстве существует разветвленная система по защите и соблюдению прав и свобод гражданина, которая включает различные гарантии, например, экономические, организационные, политические и юридические. Самым большим сектором гарантий реализации и защиты прав и свобод гражданина является юридический сектор, который, в свою очередь, включает внесудебные и судебные пути защиты прав гражданина. Начиная от Конституции РФ, которая гарантирует государственную защиту прав и свобод человека, предоставляет гражданам возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ), и заканчивая институтом Уполномоченного по правам человека, Администрацией Президента и его Управления. Также граждане имеют право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, что также закреплено в Конституции РФ.
Информация о работе Граждане РФ как субъекты административного права