Граждане РФ как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 20:07, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование граждан РФ как субъектов административного права.
В задачи работы входят:
рассмотрение административно-правового статуса гражданина РФ;
характеристика основных прав и обязанностей гражданина в сфере государственного управления;
изучение административно-правовых гарантий прав, свобод и
законных интересов граждан РФ.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..... 3

Глава 1. Основы административно-правового статуса гражданина
Российской Федерации ………………..…………………………………………... 5

Глава 2. Права и обязанности граждан в сфере государственного
управления …………………………………………….……………………….….. 10

Глава 3. Административно-правовые гарантии прав, свобод и
законных интересов граждан ……………………………………………… 19

Заключение …………………………………………………………………..……. 26

Список использованной литературы ……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Курсовая Пименова 251.docx

— 56.79 Кб (Скачать файл)

Таким образом, административно-правовой статус гражданина – сложное юридическое образование, которое обладает своими особенностями. Это связано с тем, что гражданин РФ занимает приоритетное место в системе субъектов административного права и на него направлена административная деятельность по защите его прав и свобод, созданию условий их реализации, также и политических прав в области государственного управления. Необходимо помнить, что административно-правовой статус гражданина определяется его правосубъектностью, которая включает в себя два элемента: правоспособность и дееспособность, с помощью которых граждане РФ осуществляют свои права и обязанности. Естественно, что существуют различия правоспособности и дееспособности у отдельных граждан. Такие различия определяются особым административно-правовым статусом, который определяет конкретный объем прав и свобод в связи с возрастом, состоянием здоровья, жизненного опыта и т.д.

ГЛАВА 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Конституция Российской Федерации в статье 17 закрепляет положение о том, что права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц4.

Главной особенностью граждан как участников административных правоотношений является то, что они выступают в качестве частных лиц, то есть реализуют свои личные общегражданские права и обязанности в сфере исполнительной власти.

Права граждан в сфере государственного управления делятся на несколько категорий.

Первая категория: в зависимости от механизма их реализации права граждан делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными правами лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия, не мешать их реализации, а наоборот защищать. Примером могут служить право на отдых, право на труд, право на неприкосновенность жилища и т.д. Относительные права – это те, для осуществления которых необходим акт государственного органа, например, приказ о назначении на должность, лицензия на оружие и др.

Вторую категорию можно выделить в зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения. В этом случае права граждан делятся на общие и специальные. Общие права граждан распространяются на все отрасли и сферы управления. Например, право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные жалобы. Что касается специальных прав, то это права граждан в той или иной сфере или отрасли управления, например, в сфере экономики — каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности.

И, наконец, третья категория - по своему содержанию права делятся на три вида. К ним относятся право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, право на получение необходимых документов и др.), право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (право на получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.) и право на защиту. Основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций.

Главной функцией органов исполнительной власти является воплощение в жизнь законодательных положений, которые направлены на защиту прав граждан и создание необходимых условий для их реализации.

Во взаимодействии с управленческими структурами, гражданами России реализуются, а государственными органами - защищаются, прежде всего, следующие права:

1. Право граждан участвовать  в управлении государством как  непосредственно, так и через  своих представителей (ст. 32 Конституции  РФ). Оно подкрепляется их правом  избирать и быть избранными  в органы государственной власти  и органы местного самоуправления, чем реализуется активное и пассивное избирательное право.

2. Право граждан на  объединение, включая право создавать  профессиональные союзы для защиты  своих интересов (ст. 30 Конституции  РФ). В данном случае с помощью профсоюзов исполняется защита социально трудовых прав и интересов граждан, которые вступили в эти добровольные общественные объединения5.

3. Право граждан проводить  собрания, митинги, демонстрации, шествия  и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Данное право принадлежит исключительно гражданам нашей страны, и порядок его реализации регламентируется ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

4. Право граждан на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов (статья 22 Конституции РФ), что также закреплено и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В данном случае под свободой понимается возможность совершать любые правомерные действия.

5. Неприкосновенность жилища означает, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).

6. Право на свободное передвижение, выбор места пребывания и места жительства, свободного выезда за пределы Российской Федерации и возвращения (ст. 27 Конституции РФ). Ограничения, установленные правовыми актами, связаны с режимом паспортной системы и регистрации.

7. Право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29 Конституции РФ). Осуществление этого права регламентируется Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовой информации», Законом РФ от 21 июля 1993 г. «О государственной тайне», а также отдельными Указами Президента, направленными на обеспечение этого права.

8. Право граждан на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ). Такой вред, причиненный гражданину данными лицами при исполнении ими обязанностей в области административного управления, возмещается на общих основаниях, установленных гражданским законодательством.

Также хотелось бы отдельно выделить конституционное право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ).

Право на обращения является абсолютным, неограниченным и неотчуждаемым правом гражданина. Оно предусматривает возможность гражданина обратиться с предложением, заявлением или жалобой в любой государственный орган или к любому должностному лицу вплоть до Президента РФ. Этому праву граждан лежит обязанность государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц принимать граждан, их обращения, регистрировать их, рассматривать эти обращения и давать на них своевременные ответы. Это право регулируется ФЗ от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Нескородов Б.Н. в одной из своих статей рассуждает на тему о праве граждан на обращения, а именно на подачу жалоб. Автор замечает, что в большинстве случаев граждане участвуют в государственном управлении через право на обращения и что этому праву уделяется наибольшее внимание. «Если такое большое внимание уделяется защите прав человека и гражданина, то почему в отношениях с государством человек может по собственной воле реализовать только одно право, а именно: право на жалобу (на обращение или письмо)? Подавляющее большинство иных прав гражданина могут быть им реализованы только при условии «доброй воли» государства.»6 На мой взгляд, это утверждение имеет в себе рациональное зерно, но всё же иные права и свободы граждан в сфере государственного управления находят свое место и реализуются ими.

Проанализировав права и свободы граждан РФ, можно сделать вывод, что, в основном, все эти права зафиксированы в Конституции РФ, а также закрепляются в иных законодательных актах и более подробно там рассматриваются.

Имея права, граждане Российской Федерации, вместе с тем, выполняют возложенные на них Конституцией Российской Федерации обязанности. Ведь осуществление волеизъявления личности должно сочетаться с обязанностями, которые закреплены в Конституции, а также несовместимо с действиями, причиняющими вред общественной и государственной безопасности, правам и свободам других лиц, основам нормальной жизнедеятельности и здоровью населения.

В следствие этого обязанности граждан Российской Федерации как субъектов административного права заключаются в следующем:

— платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ);

— защищать Отечество (ст. 59 Конституции РФ);

— не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституция РФ);

— соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).

Соблюдение гражданами административно-правовых норм и основанных на них законных требований органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц - важнейшая обязанность граждан именно как субъектов административного права.

Как видно из приведенного выше перечня, все обязанности граждан Российской Федерации закреплены в основном законе страны — Конституции Российской Федерации.

Невыполнение гражданами своих обязанностей в сфере государственного управления и злоупотребление своими правами влекут за собой применение различных мер воздействия, включая и средства административно-правового характера. Неправомерное поведение является административными правонарушениями, ответственность за которые прописана в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях. В этом случае при наличии достаточных к тому оснований граждане могут быть привлечены к административной, дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности.

Рассмотрим и другую классификацию прав и обязанностей гражданина РФ, связанную также с государственным управлением. По мнению авторов учебника «Административное право»7, права и обязанности граждан в сфере государственного управления можно объединить в три блока.

Первый охватывает права и обязанности граждан, необходимые им для участия в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, а также посредством равного доступа к государственной службе (ст. 32 Конституции РФ). Под понятием участие в управлении "делами государства" имеются ввиду отношения, которые охватывают все сферы жизни государства. Особенность этой группы прав и обязанностей в том, что их реализация требует прежде всего активного волеизъявления самих граждан как субъектов административного права.

Особенность второго блока прав и обязанностей граждан состоит в том, что для их реализации необходима активная деятельность и как минимум - содействие исполнительной власти, должностных лиц органов государственного управления. Действительно, без помощи, поддержки и соответствующей реакции органов государственного управления граждане не в состоянии реализовать большинство политических прав, закрепленных в Основном Законе страны, которые мы рассмотрели выше.

Кроме того, от органов исполнительной власти, должностных лиц при реализации прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления требуется многообразная функциональная деятельность по их защите, государственная гарантия, создание условий для практического осуществления и, наконец, просто доброжелательное отношение. Так, каждый гражданин имеет право на равную защиту закона от какой бы то ни было дискриминации, никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или выдворению из страны и т.д.

Третий блок прав и обязанностей граждан в сфере государственного управления связан с их участием в деятельности органов исполнительной власти, например, в качестве членов экспертно-консультативных, координационных, научно-технических советов, межведомственных и рабочих комиссий и т.п., в составе членов организаций, действующих целиком на общественных началах, - например, добровольных народных дружин, которые есть и в нашей Саратовской области.

На мой взгляд, можно было бы расширить и привести обязанности граждан в более гармоничное сочетание с правами, тем самым усилить организующие начала обязанностей, возлагаемых на них. Важно помнить, что права и обязанности выступают главными элементами правосознания. Русский правовед и философ И. А. Ильин писал: «Люди, не ведующие своих обязанностей не в состоянии блюсти их; люди, не знающие своих полномочий, произвольно превышают их или же трусливо уступают силе; люди, не желающие признавать запретностей, легко забывают всякий раз и дисциплину, или оказываются обреченными на правовую невменяемость»8. Эта проблема как никогда актуальна и по сей день.

Информация о работе Граждане РФ как субъекты административного права