Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:42, дипломная работа
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность
игровых средств для развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.
Введение………………………………………………………………………..………..3
1 Теоретические основы игры как средство обучения………………………..………6
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры……………….……..………-
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой
деятельности…………..…………………………………………….………….14
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20
2 Игра как средство развития творческого мышления учащихся начальных
классов…………...……………………………………………………………….…28
2.1 Дидактическая игра как средство развития
мышления младших школьников……………………………………..……………. -
2.2 Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики……………………………………31.
2.3 Творческие игры в работе над слогом…………………………………………33
2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных классов…………………………………………………………………………...39
3 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме
исследования…………………………………………………………………….…43
3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-
3.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..47
Заключение
Список используемой литературы
Рис.1 Берегите муравейники. Помните, муравьи – санитары леса!
Рис.2 Не подходите близко к гнездам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнезд!
Рис.3 Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!
Рис.4. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву. От этого погибают насекомые и растения!
Рис.5 Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы нужны природе!
Рис.6 Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются природе.
Для лучшего усвоения этого правила можно прочитать детям стихотворение В. Викторова «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял
И завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
Рис.7. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!
Рис.8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников!
Рис.9. Не лови и не уноси домой здоровых птиц и детенышей зверей! В природе о них заботятся взрослые животные.
Важно, чтобы правила поведения в природе воспринимались детьми осознано, а ни как строгие указания. Можно предложить школьникам самим изложить некоторые формулировки, это облегчит восприятие правил и их выполнение при общении с природой.
Игровое действие. Учитель показывает рисунок, а дети своими словами передают смысл правила.
Когда школьники усвоят правило и научатся применять их в реальной жизни, рисунки можно будет использовать для обозначения соответствующих действий на экологической тропе.
Дидактическая задача. Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а так же определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу и в других природных сообществах).
Материал и оборудование. Картинка, на которой изображены тропинки. По краям тропинок расставлены этикетки с правилами поведения в лесу.
Игровое действие: Ребенок должен определить, по какой тропинке он пойдет, и обосновать свой выбор.
Ход игры. Первый вариант. Если пройти по первой тропинке, можно наступить на муравьев (изображен муравейник). По второй, узкой тропинке, тоже нельзя идти – между деревьями паук сплел свою паутину. По третьей тропинке – змея с детенышами греется на солнышке. Возле четвертой тропинки растет кустарник, а на нем – гнездо с птенчиками. Здесь можно пройти, но очень тихо.
Второй вариант. На первой тропинке – тлеющий большой костер. На остальных те же знаки, что и в первом варианте. Дети, обосновав свои ответы, приходят к выводу, что надо идти по первой тропинке, но с начала потушить костер.
В конце года для уточнения и закрепления знаний можно провести игру – викторину «Мы знаем и любим природу».
Программное содержание: расширить, уточнить и пополнить знание детей о природе, о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к ней.
Материал и оборудование: проигрыватель и пластинка «голоса птиц», оборудование для игр «Птички на кормушках», «Птицы в природе», «Угадай правила», жетоны, эмблемы для команд.
Ход игры. В группу заходят два школьника, здороваются. Учитель спрашивает, кого они ищут. Школьники рассказывают, что они юннаты, объясняют, чем занимаются, и говорят, что им нужны помощники в работе по охране природы.
Учитель. Я думаю, здесь вы найдете себе много помощников. Наши ученики тоже любят природу и ухаживают за растениями и животными.
Учащиеся рассказывают, как они ухаживают за растениями в уголке природы, за попугаями, лягушками, как зимой кормили птиц, весной сажали деревья, чтобы привлечь птиц на участок.
Школьники-юннаты. Это очень интересно, но нам нужны помощники, которые хорошо знают и правила поведения в природе.
Участники игры отвечают на вопросы педагога, выполняют задание, отгадывают загадки, участвуют в уже известных им играх. За правильный ответ команда получает одно очко (жетон).
Вопросы и задания
1. Назовите птиц, которые встречаются в наших краях.
2. Какие птицы улетают в теплые края? Почему они улетают? Каким, одним словом можно назвать этих птиц?
3. Какие птицы остаются зимовать? Каким, одним словом можно назвать этих птиц?
4. Загадка.
В зимний день среди ветвей
Стол накрыли для гостей.
(Кормушка).
5. Игра «Птичкина кормушка» (задание выполняют по одному ребенку из каждой команды поочередно).
6. Отгадывание загадок про птиц (первая игра).
7. Игра «Птицы в природе» (из каждой команды по одному ребенку составляет экологические пирамидки для дятла и снегиря).
8. Инсценировка стихотворения К.Д.Ушинского «Пойманная птичка» (участвуют трое детей – «птичка» и два «птицелова» с сеткой).
Ход инсценировки. Птицеловы накрывают птичку сеткой.
Первый птицелов.
Ах, попалась, птичка, стой!
Не уйдешь из сети.
Не расстанемся с тобой
Ни за что на свете.
Птичка.
Ах, зачем, зачем, я вам,
Маленькие дети?
Отпустите полетать,
Развяжите сети.
Второй птицелов.
Нет, не пустим, птичка, нет
Оставайся с нами:
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями.
Птичка.
Ах, конфет я не клюю,
Не люблю я чаю.
В поле мошек я ловлю,
Зернышки сбираю.
Первый птицелов.
Там замерзнешь ты зимой
Где-нибудь на ветке,
А у нас-то в золотой
Будешь жить ты клетке!
Птичка.
О! Не бойтесь в теплый край
Улечу зимою,
А в неволе – светлый рай
Будет мне тюрьмою.
Второй птицелов.
Птичка, птичка, как любить
Мы тебя бы стали!
Не позволили б грустить,
Все тебя ласкали.
Птичка.
Верю, детки, но для нас
Вредны ваши ласки:
С них закрыла бы как раз
Я навеки глазки.
Птицеловы (вместе).
Правда, правда, птичка! Ты
Не снесешь неволи.
Ну, так, Бог, с тобой – лети
И живи на воле!
Птицеловы собирают сети и отпускают птичку, которая радостно улетает.
9. Игра «Угадай правило».
По окончании дидактической игры – викторины «Мы знаем и любим природу» школьники считают жетоны и называют количество очков у каждой команды (практически одинаковое).
Школьники-юннаты. Мы принимаем всех учеников в помощники юных натуралистов, и первое наше задание – установить скворечники на территории школы. Тогда вы будете слушать пение птиц все лето (звучат голоса птиц, записанные на пластинке).
27