Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:42, дипломная работа

Описание работы

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей.
Определение проблемы и актуальности темы позволяет сформулировать достаточно конкретно цель исследования: разработать и доказать эффективность
игровых средств для развития творческого мышления детей младшего школьного возраста.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..………..3

1 Теоретические основы игры как средство обучения………………………..………6
1.1 Исторические предпосылки возникновения игры……………….……..………-
1.2 Общая характеристика младшего школьника, его учебной игровой
деятельности…………..…………………………………………….………….14
1.3 Характеристика основных видов игр и их классификация….……….………20
2 Игра как средство развития творческого мышления учащихся начальных
классов…………...……………………………………………………………….…28
2.1 Дидактическая игра как средство развития
мышления младших школьников……………………………………..……………. -
2.2 Формирование творческих способностей средствами занимательного и наглядного материала на уроках математики……………………………………31.
2.3 Творческие игры в работе над слогом…………………………………………33
2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся начальных классов…………………………………………………………………………...39
3 Анализ и проведение опытно экспериментальной работы по проблеме
исследования…………………………………………………………………….…43
3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента……………………-
3.2 Анализ результатов исследования……………………………………………..47
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 358.00 Кб (Скачать файл)

 

      Ба

      Тон

      Зар

      За

      Нан

      лет

      Ня

       Ян

 

                   

                                         Рисунок 3   

         Подобные слоговые таблицы позволяют не только потренировать детей в чтении, но и воспитать внимание к слову, его лексическому значению и звукобуквенной форме.  

            Особый вариант слоговых таблиц представляют собой карточки, выполненные в виде домино. Играть можно всем классом, парами, группами из трех- пяти человек. С такими же карточками можно предложить и другие игры:

1)     Незнайка нес слово, но по дороге растерял слоги. В руках у него остался только первый слог «на» и последний «ка» (выставляются на наборное полотно). Помогите Незнайке.

            Дети вставляют карточку или карточки и читают получившиеся слова. Здесь учителю необходимо правильно отреагировать на ошибку ученика. Недостаточно сказать: «Неправильно, подумай!» - и убрать карточку. Слог надо оставить и прочитать получившееся, обращая внимание детей на то, что слово не составилось;

2)     учитель показывает карточку со слогом, дети его читают про себя, а в слух произносят слог, который получился в результате того, что они поменяли буквы местами.

            Игра способствует усвоению звуковой и буквенной форме слога. Одновременно с умением читать у детей формируется и умение писать. Поскольку письмо, как и чтение слоговое, то естественно, основной единицей письма должен стать слог. По этому после формирования у первоклассников умения писать отдельные буквы и их соединения переходят к обучению письму, слогов и слов. При этом основным методическим приемом будет послоговая диктовка (слог записывается одновременно с его проговариванием). Такая диктовка является своеобразным алгоритмом, и тренировать детей в выполнении последовательности определенных действий, целесообразно в коллективной игре.

            Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать комментарий, а остальные – продолжить. На более позднем этапе обучения правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда, когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

            Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного методического мастерства учителя начальной школы.            

     

       2.4 Формирование элементов экологического творчества учащихся

начальных классов

            Большое  наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. «Я вижу, - писал В.А.Сухомлинский, - воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе».

            Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Ушинский К.Д. писал: «зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать».

            В.А.Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

            Систематические экскурсии в природу – важная и обязательная составная часть учебно-воспитательной работы. Ведь, как признавался В.А.Сухомлинский, «вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке – дело значительно более сложное, чем провести уроки». О дне проведения экскурсии учитель заблаговременно предупреждает учеников, знакомит их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

            В предварительной беседе учитель объясняет учащимся, что экскурсия – это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит длительный и нелегкий путь к их сердцу. Важно осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

            По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание учитель обращает на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отводится время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого учитель приступает к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д. Учитель предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что – это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.            

            Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка», - утверждал В.А.Сухомлинский. Мальчики окружили большого жука. Учитель начинает рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа.

            Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной. Сказку продолжают все вместе.   

            Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и сопровождают это событие радостными возгласами.

            Экскурсия заканчивается игрой: учащиеся встают вокруг березы и поют песенку «Во поле береза стояла…»

            Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

            В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга – дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться.

            Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие встречи с природой – всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

            Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой – сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

            Без участия родителей невозможно заложить фундамент экологической культуры у младшего школьника. Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

            Дидактические игры экологического содержания представляют несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям этого возраста

Особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой  и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

            С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе необходимо проводить дидактические игры (см. приложение Д).

            Игра – это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.      

 

 

            3 Анализ и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме      

            исследования

            3.1 Подготовка и проведение педагогического эксперимента

            Для изучения творческого начала в процессе игры в младшем школьном возрасте мы провели исследование, которое проводилось в три этапа. На первом этапе констатирующего эксперимента мы подобрали методики и провели диагностическое обследование, направленное на выявление творчества у младших школьников.

            В процессе изучения специальной литературы мы пришли к выводу, что творчество чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности.

            Психической основой творческой деятельности является воображение, которое возникает уже в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства, с ним связывают зарождение личности (Л.С.Выготский и В.В.Давыдов).

            Важными показателями в развитии функций воображения является опора на наглядность, использование прошлого опыта, наличие особой внутренней позиции, позволяющей не приспосабливаться к ситуации, подчинять ее себе, овладевать ее содержательными особенностями.

            Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения. Поэтому мы подобрали методики, направленные на изучение воображения и развития творческого начала детей.

            Многие исследователи (Л.С.Выготский, О.Н.Дьяченко, Н.А.Ветлугина) указывали на необходимость создания такой предметной среды, которая бы служила пусковым механизмом, на важную роль на специфических предметах в развитии творчества у детей.

            На втором этапе формирующего эксперимента нами были созданы необходимые условия для оснащения развивающей среды младших школьников в учебном процессе.

            Третий этап – контрольный – был направлен на определение эффективности использования игры и игровых приемов как средство формирования творческого начала младших школьников.

            В исследовании принимали участие ученики 1 «а» класса (контрольная группа) и 1 «б» класса (экспериментальная группа) СОШ №2 г. Горячий Ключ.

            Для оценки творческой деятельности, продуктивности, оригинальности и способа создания рисунков мы использовали методику разработанную О.М.Дьяченко и А.И.Кириловой "Дорисовка фигур" [14].

            Испытуемым предъявлялись последовательно двадцать карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой, кружок – голова с двумя ушами и т.п.) Ученика просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.    

            Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности изображения. Подсчитывая коэффициент оригинальности каждого школьника, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не у кого их детей группы (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона).

            Познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству).

Информация о работе Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста