Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, реферат
Развитие индикативного планирования в КНР связано с изменениями базовых принципов функционирования экономики, заключающимися в постепенном отходе от командно-распределительных механизмов в сторону рыночных. Эти изменения затронули практически все сферы социально-экономической жизни, включая реформирование существующих институтов (института собственности, государственного управления, законодательно-правовой базы) и создание новых. Процесс замещения командно-распределительных механизмов рыночными основывался, по мнению ведущих китаистов, на территориально-отраслевом принципе. «Территориальном» в данном случае означает сначала охват рыночными механизмами специальных экономических зон и прибрежных районов Китая и лишь затем постепенное их распространение вглубь страны
Индикативное планирование в Китае
Развитие индикативного
Анализируя эволюцию системы планирования в КНР, сразу отметим ее существенное отличие от процесса развития индикативного планирования в развитых странах. Оно состоит в том, что в развитых экономиках в рамках госрегулирования приходилось вновь создавать и внедрять элементы планирования, чуждые по своей сути рыночной системе, но ставшие ей необходимыми. В Китае, наоборот, в существующую социалистическую систему планирования постепенно встраивались рыночные механизмы, видоизменившие цели, методы и способы реализации разрабатываемых планов.
Первые попытки рыночного
К концу XX в. произошел постепенный
переход от системы директивного
планирования к системе индикативного
планирования для большей части
народнохозяйственных показателей. Тем
не менее, в условиях нарастающего дефицита
энергоносителей и обострения ситуации
на транспорте было сохранено небольшое
число показателей в качестве
директивных для ряда отраслей, включая
транспорт. В соответствии с новыми
государственными установками на расширение
прав предприятий были определены четыре
основные формы планирования, связанные
с местом предприятий в выполнении
задач государственного плана, формой
собственности предприятия, видом
и стандартами продукции
Основные изменения в системе
планирования начались при составлении
10-го пятилетнего плана (2001-2005 гг.), который
знаменовал собой переход от установления
количественных показателей к качественным.
Это было связано со вступлением
КНР в ВТО в декабре 2001 г. В
результате переговоров между ВТО
и КНР обе стороны пришли к
выводу, что Китай получает пятилетний
переходный период для урегулирования
всех законов и подзаконных актов,
которые должны соответствовать
требованиям рыночной экономики. Если
в 80-90-е годы изменения в системе
планирования народного хозяйства
шли медленными темпами, по-прежнему
устанавливалось много
Основные мероприятия по переходу
от плановой к рыночной экономике
происходили на протяжении 20 лет
в течение четырех пятилеток
– с 6-й по 9-ю (1980-2000 гг.). Все последующие
мероприятия в рамках 10-го и 11-го
(2006-2010 гг.) пятилетних планов развития
народного хозяйства знаменуют
собой дальнейший отход от системы
директивного планирования в сторону
индикативного планирования на базе
формулирования среднесрочных (на 5 лет)
и долгосрочных планов развития китайской
экономики. В целом можно выделить
пять основных направлений перехода
в системе стратегического
1. От экономического планирования к планированию народного хозяйства и социального развития. До начала 80-х годов осуществлялось количественное планирование показателей промышленного и сельскохозяйственного производства. Все социальные показатели не входили в необходимые показатели исполнения пятилетнего плана. Начиная с 80-х годов (6-я пятилетка), план развития народного хозяйства превратился в план экономического и социального развития. В показатели среднесрочных и долгосрочных планов уже включались не только экономические показатели, но и планы социального развития, развития «третьей сферы» экономики, охраны окружающей среды, защиты природных ресурсов и др., которые занимали все больше места в пятилетних планах.
2. От пятилетнего планирования как среднесрочного к сочетанию пятилетнего и долгосрочного планирования. Начиная с 90-х годов (8-я пятилетка), в КНР стали составлять планы десятилетнего развития народного хозяйства, а с 9-й пятилетки (1995 г.) – долгосрочные планы развития народного хозяйства на 15 лет. Таким образом, произошло сочетание среднесрочного и долгосрочного планирования при составлении народнохозяйственных планов в условиях перехода к рыночной экономике.
3. От директивного планирования к макроэкономическому, стратегическому и политическому планированию. По мере перехода к рыночной экономике директивный характер планирования стал постепенно ослабевать при нарастающем развитии направляющего планирования. Плановые показатели стали носить прогнозный и индикативный характер, а направляющее планирование было сконцентрировано на вопросах макроэкономического контроля, социального прогресса, окружающей среды и экономической структуры. Общее число традиционных количественных показателей все больше уменьшалось, также сокращалось общее количество плановых объектов капитального строительства.
4. От единого планирования к планированию по уровням управления. В ходе реформы и перехода от директивного к направляющему планированию заметно повысилась роль отраслевого и регионального планирования. Государственное планирование носит характер направляющего планирования в отношении планов экономического развития регионов и отраслей. А цели, задачи, политические мероприятия и другие показатели определяются на местах в рамках поставленной задачи на государственном уровне.
5. При составлении среднесрочных и долгосрочных планов повышение степени прозрачности информации. При составлении средне- и долгосрочных планов экономического развития значительно увеличивается объем информации для принятия решений субъектами экономической деятельности (предприятиями, организациями и др.), которые получают больше возможности для обсуждения составляемых планов и программ экономического развития [24].
Основные изменения в системе
подготовки государственных планов
развития народного хозяйства произошли
при составлении 10-го пятилетнего
плана в условиях вступления КНР
в ВТО, ускорения реструктуризации
мировой экономики, развития информатизации,
новых и высоких технологий, компьютеризации
общества и научно-технического прогресса,
значительного увеличения количества
транснациональных корпораций и
расширения масштабов их деятельности.
В результате в Китае отмечены
значительные изменения в экономике,
которые во многом способствовали изменениям
в системе составления
В настоящее время в процессе составления планов развития народного хозяйства КНР выделяют три вида планирования: 1) программное планирование; 2) планирование по основным объектам; 3) региональное и отраслевое планирование.
Программное планирование. Результатом программного планирования стало составление программы экономического развития по пятилеткам и долгосрочной программы развития. Этот вид планирования предусматривает составление комплексной стратегической программы развития народного хозяйства, которая должна играть направляющую роль как для всех остальных планов (включая годовые), так и для макроэкономической политики.
Планирование по основным объектам. Такого рода планирование проводится по тем видам хозяйственной деятельности, которые трудно осуществлять, используя возможности только рыночной экономики, и требуется государственное вмешательство в отраслевое или региональное планирование для решения стоящих перед страной экономических задач. Такой вид планирования позволяет расширять и уточнять задачи программного планирования. Планирование по основным объектам определяет ответственность и обязанности правительства, основные объекты капитального строительства (например, строительство железной дороги в Тибете или ГЭС Санься на реке Янцзы), территориальное размещение объектов и необходимое распределение между ними природных ресурсов.
Региональное и отраслевое планирование. Отраслевое планирование определяет степень маркетизации отраслей и тенденции изменений системы, учитывает технико-экономические особенности отраслей, соблюдает принципы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, борется с монополизмом, анализирует основные тенденции развития внутреннего и мирового рынков. Региональное планирование заключается в составлении планов регионального экономического и социального развития местными властями на уровне уездов и выше. Вначале составляется план развития народного хозяйства на уровне провинции, который должен в целом соответствовать государственным программам. Эти программы должны быть согласованы с планами по основным объектам, отраслевыми планами и планами соседних регионов. Все региональные планы должны учитывать общую ситуацию в стране и исходить из местных условий [24].
Основные права по принятию решений относительно национальной экономики в целом сосредоточены в руках государства и обеспечены необходимыми материальными и финансовыми ресурсами. Данные решения определяют меры по реализации политики центральных органов, что составляет одну из отличительных особенностей системы планирования в Китае.
В Китае индикативное планирование
представляет собой единую целостную
систему, которая состоит не только
из планов различных уровней, но и
разной продолжительности –
1. Разработка долгосрочного
2. Составление долгосрочных
3. Долгосрочный план призван сыграть значительную роль в мобилизации и стимулировании активности населения страны [32].
Среднесрочные (пятилетние) планы являются связующим звеном между долгосрочными и годовыми планами. В последних осуществляется конкретизация задач долгосрочной стратегии. В среднесрочном плане особое значение имеет проработка следующих аспектов: