Индикативное планирование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Развитие индикативного планирования в КНР связано с изменениями базовых принципов функционирования экономики, заключающимися в постепенном отходе от командно-распределительных механизмов в сторону рыночных. Эти изменения затронули практически все сферы социально-экономической жизни, включая реформирование существующих институтов (института собственности, государственного управления, законодательно-правовой базы) и создание новых. Процесс замещения командно-распределительных механизмов рыночными основывался, по мнению ведущих китаистов, на территориально-отраслевом принципе. «Территориальном» в данном случае означает сначала охват рыночными механизмами специальных экономических зон и прибрежных районов Китая и лишь затем постепенное их распространение вглубь страны

Файлы: 1 файл

Индикативное планирование в Китае.docx

— 201.13 Кб (Скачать файл)

Индикативное планирование в Китае

 

Развитие индикативного планирования в КНР связано с изменениями  базовых принципов функционирования экономики, заключающимися в постепенном  отходе от командно-распределительных  механизмов в сторону рыночных. Эти  изменения затронули практически  все сферы социально-экономической  жизни, включая реформирование существующих институтов (института собственности, государственного управления, законодательно-правовой базы) и создание новых. Процесс замещения  командно-распределительных механизмов рыночными основывался, по мнению ведущих  китаистов, на территориально-отраслевом принципе. «Территориальном» в данном случае означает сначала охват рыночными  механизмами специальных экономических  зон и прибрежных районов Китая  и лишь затем постепенное их распространение  вглубь страны. «Отраслевом» означает, что рыночные отношения начали постепенно развиваться сначала в аграрной сфере, мелком и среднем бизнесе, сфере услуг и экспортном производстве, а затем стали распространяться на другие отрасли экономикиj.

Анализируя эволюцию системы планирования в КНР, сразу отметим ее существенное отличие от процесса развития индикативного  планирования в развитых странах. Оно  состоит в том, что в развитых экономиках в рамках госрегулирования приходилось вновь создавать  и внедрять элементы планирования, чуждые по своей сути рыночной системе, но ставшие ей необходимыми. В Китае, наоборот, в существующую социалистическую систему планирования постепенно встраивались рыночные механизмы, видоизменившие цели, методы и способы реализации разрабатываемых  планов.

Первые попытки рыночного реформирования китайской экономики относятся  к 80-м годам и связаны в основном с аграрными преобразованиями и  развитием частного сектора в  промышленности. Эти изменения повлияли на систему стратегического управления народным хозяйством. Начался процесс  постепенного ухода от постоянного  контроля за выполнением народнохозяйственных показателей на уровне предприятий, регионов, министерств и ведомств и переключения на контроль за деятельностью  всех структур с помощью различных  экономических рычагов (налоги, льготные кредиты, государственная закупка  продукции по преференцированным ценам и др.).

К концу XX в. произошел постепенный  переход от системы директивного планирования к системе индикативного  планирования для большей части  народнохозяйственных показателей. Тем  не менее, в условиях нарастающего дефицита энергоносителей и обострения ситуации на транспорте было сохранено небольшое  число показателей в качестве директивных для ряда отраслей, включая  транспорт. В соответствии с новыми государственными установками на расширение прав предприятий были определены четыре основные формы планирования, связанные  с местом предприятий в выполнении задач государственного плана, формой собственности предприятия, видом  и стандартами продукции предприятия. К первому виду планирования –  директивному планированию – относился  костяк государственных предприятий  или предприятия, выпускающие важнейшие  виды продукции по государственному плану развития народного хозяйства; их удельный вес в объеме валовой  продукции промышленности и сельского  хозяйства был высок, однако ассортимент  продукции небольшой. Ко второму  виду планирования относились предприятия, производство на которых подверглось  изменениям в соответствии с переходом  к рынку, но осуществлялось на основе согласований в рамках государственного плана. Это был широкий ассортимент продукции, производство которой было разбросано по большому количеству мелких предприятий и индивидуальных производителей; их доля в валовой продукции промышленности и сельского хозяйства была невелика. Кроме того, были еще два вида предприятий. На одной категории предприятий выпуск большей части продукции регулировался государственным планом, производство меньшей части продукции осуществлялось на основе рыночного спроса и предложения. На другой категории предприятий, наоборот, производство большей части продукции регулировалось с помощью рынка, а меньшей части – посредством плана.

Основные изменения в системе  планирования начались при составлении 10-го пятилетнего плана (2001-2005 гг.), который  знаменовал собой переход от установления количественных показателей к качественным. Это было связано со вступлением  КНР в ВТО в декабре 2001 г. В  результате переговоров между ВТО  и КНР обе стороны пришли к  выводу, что Китай получает пятилетний переходный период для урегулирования всех законов и подзаконных актов, которые должны соответствовать  требованиям рыночной экономики. Если в 80-90-е годы изменения в системе  планирования народного хозяйства  шли медленными темпами, по-прежнему устанавливалось много количественных показателей и сохранялась ведущая  роль плановых органов, министерств, ведомств и местных властей, то с 2000 г. в  результате вступления в ВТО административно-хозяйственные  функции стали переходить к непосредственным производителям и все большее  значение в экономической деятельности стали играть различные законодательные  акты. Как отмечалось в китайской  литературе, в соответствии с требованиями 10-й пятилетки необходимо «управлять государством в соответствии с законами», а административная работа правительства  должна идти в направлении легитимизации. Это означает, что вся работа по составлению планов развития народного хозяйства тоже должна осуществляться на правовой основе.

Основные мероприятия по переходу от плановой к рыночной экономике  происходили на протяжении 20 лет  в течение четырех пятилеток  – с 6-й по 9-ю (1980-2000 гг.). Все последующие  мероприятия в рамках 10-го и 11-го (2006-2010 гг.) пятилетних планов развития народного хозяйства знаменуют  собой дальнейший отход от системы  директивного планирования в сторону  индикативного планирования на базе формулирования среднесрочных (на 5 лет) и долгосрочных планов развития китайской  экономики. В целом можно выделить пять основных направлений перехода в системе стратегического планирования китайской экономики за период реформ.

1. От экономического планирования к планированию народного хозяйства и социального развития. До начала 80-х годов осуществлялось количественное планирование показателей промышленного и сельскохозяйственного производства. Все социальные показатели не входили в необходимые показатели исполнения пятилетнего плана. Начиная с 80-х годов (6-я пятилетка), план развития народного хозяйства превратился в план экономического и социального развития. В показатели среднесрочных и долгосрочных планов уже включались не только экономические показатели, но и планы социального развития, развития «третьей сферы» экономики, охраны окружающей среды, защиты природных ресурсов и др., которые занимали все больше места в пятилетних планах.

2. От пятилетнего планирования как среднесрочного к сочетанию пятилетнего и долгосрочного планирования. Начиная с 90-х годов (8-я пятилетка), в КНР стали составлять планы десятилетнего развития народного хозяйства, а с 9-й пятилетки (1995 г.) – долгосрочные планы развития народного хозяйства на 15 лет. Таким образом, произошло сочетание среднесрочного и долгосрочного планирования при составлении народнохозяйственных планов в условиях перехода к рыночной экономике.

3. От директивного планирования к макроэкономическому, стратегическому и политическому планированию. По мере перехода к рыночной экономике директивный характер планирования стал постепенно ослабевать при нарастающем развитии направляющего планирования. Плановые показатели стали носить прогнозный и индикативный характер, а направляющее планирование было сконцентрировано на вопросах макроэкономического контроля, социального прогресса, окружающей среды и экономической структуры. Общее число традиционных количественных показателей все больше уменьшалось, также сокращалось общее количество плановых объектов капитального строительства.

4. От единого планирования к планированию по уровням управления. В ходе реформы и перехода от директивного к направляющему планированию заметно повысилась роль отраслевого и регионального планирования. Государственное планирование носит характер направляющего планирования в отношении планов экономического развития регионов и отраслей. А цели, задачи, политические мероприятия и другие показатели определяются на местах в рамках поставленной задачи на государственном уровне.

5. При составлении среднесрочных и долгосрочных планов повышение степени прозрачности информации. При составлении средне- и долгосрочных планов экономического развития значительно увеличивается объем информации для принятия решений субъектами экономической деятельности (предприятиями, организациями и др.), которые получают больше возможности для обсуждения составляемых планов и программ экономического развития [24].

Основные изменения в системе  подготовки государственных планов развития народного хозяйства произошли  при составлении 10-го пятилетнего  плана в условиях вступления КНР  в ВТО, ускорения реструктуризации мировой экономики, развития информатизации, новых и высоких технологий, компьютеризации  общества и научно-технического прогресса, значительного увеличения количества транснациональных корпораций и  расширения масштабов их деятельности. В результате в Китае отмечены значительные изменения в экономике, которые во многом способствовали изменениям в системе составления народнохозяйственных планов. Если вначале основной задачей  регулирования экономической структуры  было восполнение различного рода дефицита и ликвидация народнохозяйственных диспропорций, то в настоящее время  основной задачей является всестороннее и стратегическое регулирование. За 20 с лишним лет экономической  реформы повысился как уровень  развития производительных сил, так  и экономическая мощь Китая. В  экономике произошла смена ориентиров от стремления добиться количественных показателей к повышению роли качественных показателей за счет изменения  отраслевой структуры производства и перехода к всестороннему и  стратегическому планированию пропорций  между отраслями экономики, городом  и деревней, различными регионами, спросом  и предложением. В процессе перехода к среднесрочному и долгосрочному  планированию все больше внимания уделяется  чисто экономическим рычагам. В  начале XXI в. произошел переход от традиционных методов реформирования экономики к новым методам  всестороннего совершенствования  экономической модели, выражающемся в регулировании экономических  интересов государства, предприятия  и отдельного работника.

В настоящее время в процессе составления планов развития народного  хозяйства КНР выделяют три вида планирования: 1) программное планирование; 2) планирование по основным объектам; 3) региональное и отраслевое планирование.

Программное планирование. Результатом программного планирования стало составление программы экономического развития по пятилеткам и долгосрочной программы развития. Этот вид планирования предусматривает составление комплексной стратегической программы развития народного хозяйства, которая должна играть направляющую роль как для всех остальных планов (включая годовые), так и для макроэкономической политики.

Планирование  по основным объектам. Такого рода планирование проводится по тем видам хозяйственной деятельности, которые трудно осуществлять, используя возможности только рыночной экономики, и требуется государственное вмешательство в отраслевое или региональное планирование для решения стоящих перед страной экономических задач. Такой вид планирования позволяет расширять и уточнять задачи программного планирования. Планирование по основным объектам определяет ответственность и обязанности правительства, основные объекты капитального строительства (например, строительство железной дороги в Тибете или ГЭС Санься на реке Янцзы), территориальное размещение объектов и необходимое распределение между ними природных ресурсов.

Региональное  и отраслевое планирование. Отраслевое планирование определяет степень маркетизации отраслей и тенденции изменений системы, учитывает технико-экономические особенности отраслей, соблюдает принципы межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, борется с монополизмом, анализирует основные тенденции развития внутреннего и мирового рынков. Региональное планирование заключается в составлении планов регионального экономического и социального развития местными властями на уровне уездов и выше. Вначале составляется план развития народного хозяйства на уровне провинции, который должен в целом соответствовать государственным программам. Эти программы должны быть согласованы с планами по основным объектам, отраслевыми планами и планами соседних регионов. Все региональные планы должны учитывать общую ситуацию в стране и исходить из местных условий [24].

Основные права по принятию решений  относительно национальной экономики  в целом сосредоточены в руках  государства и обеспечены необходимыми материальными и финансовыми  ресурсами. Данные решения определяют меры по реализации политики центральных  органов, что составляет одну из отличительных  особенностей системы планирования в Китае.

В Китае индикативное планирование представляет собой единую целостную  систему, которая состоит не только из планов различных уровней, но и  разной продолжительности – долгосрочные (10-20 лет), среднесрочные (5 лет) и годовые. Долгосрочный план является документом программного характера, который отражает стратегию развития экономики, науки  и техники, социальной сферы. Его  основная задача заключается в разработке этой стратегии на период действия плана в соответствии с научным  прогнозом, определении темпов экономического развития, основных показателей, основных объектов строительства, установлении экономической политики и основных мероприятий по реализации плана. Долгосрочному  планированию отводится ведущее  место в системе народнохозяйственного  планирования. Китайские экономисты объясняют это следующими обстоятельствами:

1. Разработка долгосрочного плана  способствует максимальному использованию  результатов НТП. Только в долгосрочном  плане можно с достаточной  степенью достоверности дать  прогнозные оценки предстоящих  прорывов в науке и технике  на длительную перспективу и  определить степень их влияния  на развитие экономики.

2. Составление долгосрочных планов  содействует совершенствованию  производственной, технологической  и территориальной структуры  производства, а также поддержанию  благоприятной экономической обстановки.

3. Долгосрочный план призван  сыграть значительную роль в  мобилизации и стимулировании  активности населения страны [32].

Среднесрочные (пятилетние) планы  являются связующим звеном между  долгосрочными и годовыми планами. В последних осуществляется конкретизация  задач долгосрочной стратегии. В  среднесрочном плане особое значение имеет проработка следующих аспектов:

  1. темпов экономического роста;
  2. основных пропорций, складывающихся в экономике страны;
  3. основных показателей развития национальной экономики;
  4. масштабов, направлений и эффективности капитальных вложений;
  5. ключевых проблем развития и внедрения достижений НТП;
  6. среднего уровня жизни городского и сельского населения страны;
  7. уровня комплексного использования природных ресурсов и степени защиты окружающей среды от загрязнения;
  8. уровня рождаемости и естественного прироста населения;
  9. важнейших направлений экономической и научно-технической политики государства;
  10. основных мер по обеспечению выполнения плана.

Информация о работе Индикативное планирование в Китае