Индикативное планирование в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, реферат

Описание работы

Развитие индикативного планирования в КНР связано с изменениями базовых принципов функционирования экономики, заключающимися в постепенном отходе от командно-распределительных механизмов в сторону рыночных. Эти изменения затронули практически все сферы социально-экономической жизни, включая реформирование существующих институтов (института собственности, государственного управления, законодательно-правовой базы) и создание новых. Процесс замещения командно-распределительных механизмов рыночными основывался, по мнению ведущих китаистов, на территориально-отраслевом принципе. «Территориальном» в данном случае означает сначала охват рыночными механизмами специальных экономических зон и прибрежных районов Китая и лишь затем постепенное их распространение вглубь страны

Файлы: 1 файл

Индикативное планирование в Китае.docx

— 201.13 Кб (Скачать файл)

Пятилетний план выступает в  качестве основной формы организации  производства, строительства, обращения  и социальной сферы.

Таким образом, долгосрочное и среднесрочное  планирование имеет стратегическое значение и играет решающую роль в  развитии экономики страны. Стратегические концепции долгосрочного и среднесрочного планирования реализуются через  годовые планы, превращаются в практические планы с четкими задачами, целостными показателями и конкретными мероприятиями. Одновременно годовые планы выполняют  роль обратной связи. Государственные  плановые органы Китая имеют возможность  в соответствии с новой ситуацией  и проблемами, возникающими в процессе реализации годового плана, пересматривать пятилетние планы с тем, чтобы  они в большей степени соответствовали  реальной действительности. В этой связи необходимо обеспечивать увязку долгосрочных, пятилетних и годовых  планов, создавая систему планов.

Разработка планов обычно проводится в четыре этапа:

  1. подготовительная работа;
  2. разработка контрольных цифр;
  3. составление и передача на утверждение проекта плана;
  4. рассмотрение, утверждение и передача плана нижестоящим органам («сверху-вниз») [32].

Руководство плановой работой осуществляет Госсовет, который является высшим государственным исполнительным органом. Через свой орган планового управления – Государственный плановый комитет  – он отвечает за процесс составления  и организацию выполнения народнохозяйственных планов.

Существующий порядок составления  народнохозяйственных планов предусматривает  движение информации «сверху – вниз», «снизу – вверх», а также сочетание  этих двух подходов. Как правило, при  составлении долгосрочных и среднесрочных  планов информация движется «дважды  вниз, один раз вверх», то есть первоначально  Госсовет разрабатывает плановые показатели и контрольные (рекомендательные) цифры, затем регионы и отрасли представляют вышестоящим органам свои проекты  планов и, наконец, Госплан с помощью  комплексных балансов разрабатывает  проект народнохозяйственного плана  экономического и социального развития.

Процедура составления плана выглядит следующим образом. Вначале Комиссией  по экономической реформе в увязке с разработками Госплана подготавливаются годовые и пятилетние планы. В  них определяется, когда и как  проводить те или иные хозяйственные  мероприятия. Предварительно собираются предложения и соответствующая  информация из провинций. Составляются три варианта каждого из таких  планов: ускоренный, средний и замедленный. По каждому из вариантов обсчитываются  затраты на их осуществление, оцениваются  все «за» и «против». Каждый вариант  обсуждается с учеными, представителями  предприятий, ведомств и регионов. После  соответствующей доработки все  три варианта направляются на рассмотрение Госсовета, который – после обсуждения и доработки – представляет окончательный  вариант Всекитайскому собранию народных представителей (ВСНП). Однако одобренный ВСНП план не является директивой. Это только ориентир на перспективу. Каждый регион и каждое министерство на его основе составляет свой собственный  план, в котором могут предусмотреть  более быструю или более медленную  реализацию тех или иных хозяйственных  мер в зависимости от конкретной ситуации в регионе или отрасли. Для координации работы сотрудники Комиссии по экономической реформе  выезжают на места. После утверждения  планов социально-экономического развития и экономической реформы Госсовет ежемесячно рассматривает ход их осуществления и принимает необходимые  меры по регулированию социально-экономических  процессов на макроуровне, включая  изменение в нормативной базе.

Китайские специалисты считают, что  рынок выдвигает такие проблемы, по которым необходимо принимать  решения на макроуровне. Для выявления  этих вопросов разработана «система предупреждения опасности» на основе систематического анализа ряда важнейших  макроэкономических показателей: темп роста производства; эмиссия наличных денег; динамика капитальных вложений; объем кредитных вложений; напряженность  работы транспорта, энергетической системы, металлургии (балансы соответствующих  продуктов); движение цен; процентные ставки по кредитам и вкладам. Считается, что  рост накоплений и устойчивое развитие экономики можно обеспечить лишь при условии, когда рост производительности труда опережает повышение средней  заработной платы, а увеличение последней  – выше прироста среднего уровня цен [33].

Подготовка хозяйственных решений  по возникающим вопросам и их правовое регулирование осуществляются в  несколько этапов. Сначала проводится экспериментальная проверка предлагаемых нововведений в хозяйственный механизм. При положительном результате эксперимента принимается правительственное  решение, которое обеспечивает его  широкое внедрение. Затем уже  реально сложившееся экономическое  отношение закрепляется законом. В  силу этого законодательное регулирование  реформированных отношений несколько  отстает от хозяйственной практики; только после накопления положительного опыта в течение ряда лет ставится задача о внесении соответствующих  изменений в Конституцию.

Порядок составления всех видов  долгосрочных и среднесрочных планов исходит из требования «управлять государством на основе закона». Всего определено пять этапов при составлении планов 10-й и 11-й пятилетки: 1) составление  программы; 2) составление плана по основным объектам; 3) составление отраслевых программ; 4) составление региональных программ; 5) исправления во всех видах  программ.

1. Составление программы. Госсовет КНР предлагает проект программы, ВСНП ее утверждает, ведомства, отвечающие за планирование, составляют проект программы на основании требований Госсовета КНР. В проекте программы должны присутствовать стратегия развития, цели макрорегулирования, основные области развития, а также необходимая увязка задач ведомств, отвечающих за макрорегулирование, и отраслевых ведомств.

2. Составление плана по основным объектам. Этот план составляется ведомствами по планированию государственного развития и местными органами власти. Они совместно определяют на основе прогноза экономического развития спрос и предложение на рынке и основные объекты для планирования. После составления проекта плана по основным объектам в ходе опроса происходит учет мнений всех заинтересованных сторон, созывается консультативное совещание, на котором присутствуют представители различных ведомств Госсовета КНР, представители местных властей на уровне провинций. В результате принимается согласованное решение по плану по основным объектам, которое утверждается Госсоветом КНР.

3. Составление отраслевых программ. Ведомства Госсовета КНР несут ответственность за составление отраслевых программ, которые должны быть увязаны друг с другом. Они должны составить прогноз развития ситуации в отрасли, спроса и предложения на рынке и на основе учета мнений заинтересованных ведомств и регионов выработать концепцию плана развития отрасли. Отраслевые ведомства вносят поправку в программу, и после доработки по поправкам она утверждается соответствующим ведомством.

4. Составление региональных программ. Составление региональных программ экономического развития возлагается на местные власти на уровне провинций. Затем они утверждаются местными собраниями народных представителей. Местные плановые ведомства отвечают за составление проекта программы, который должен быть увязан с государственной программой экономического развития. До утверждения проект программы регионального развития согласовывается с программой строительства основных объектов на местах, программой размещения основных объектов развития природных ресурсов и других объектов, которые оказывают влияние на основное содержание программы экономического и социального развития страны. После этого программа обсуждается и утверждается на заседании местного СНП и направляется в соответствующие ведомства.

5. Исправления во всех видах программ. После направления утвержденных программ их нельзя менять произвольно как организациям, так и отдельным людям. Все поправки должны носить регулирующий характер [24].

Таким образом, за последние годы система  стратегического планирования в  Китае претерпела значительные изменения: от централизованного директивного планирования с определением большого количества фиксированных натуральных  показателей производства продукции  промышленности и сельского хозяйства  до направляющего планирования с  составлением долгосрочных и среднесрочных  экономических и социальных программ развития народного хозяйства. В  них основное место занимают программы  строительства основных объектов, отраслевые и региональные программы, в которых  практически отсутствуют фиксированные  натуральные показатели, а используются индикативные показатели общего характера (общая численность населения  страны, темпы роста ВВП, показатель ВВП на душу населения и др.).

В настоящее время главным вопросом реформ остается выработка переходной модели экономического роста. Прежняя  модель, основанная на экстенсивных факторах развития, таких, как использование  большого количества рабочей силы, энергоносителей, сырья и материалов, постепенно исчерпывает себя из-за нарастающего дефицита трудовых и природных  ресурсов. В этих условиях перед  Китаем поставлена задача перехода к  интенсивным формам развития, повышению  качества рабочей силы, экономии сырья  и материалов и особенно энергоресурсов, которые являются дефицитными для  страны.  

2.4.2. Развитие государственно-частного  партнерства. Рыночные преобразования предполагают, как известно, большие финансовые затраты, бремя которых для государства оказывается непосильным. Как показала мировая практика, проблема привлечения инвестиционных ресурсов успешно решается с помощью объединения государственного и частного капиталов через механизм государственно-частного партнерства.

Развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в Китае связано  с реформированием экономики  в сторону формирования рыночных механизмов. Проблемы внедрения ГЧП  начали обсуждаться с 1999 г. в связи  с необходимостью привлечения внутренних и иностранных частных капиталов  в развитие общественного сектора. По инициативе Административного центра АССА21 и при поддержке Государственной  комиссии по планированию развития (ГКПР) и Министерства науки и техники (МНТ) партнерство как институт развития был официально признан и включен  в текущую программу экономического развития. В 2005 г. был учрежден первый центр ГЧП [6].

С целью создания благоприятной  среды для развития механизмов ГЧП  было проведено реформирование законодательной  базы. Прежде всего, на 10-й сессии Всекитайского  собрания народных представителей в  марте 2004 г. был одобрен ряд поправок к Конституции КНР, направленных на защиту прав и интересов частного сектора. Кроме того, были внесены  поправки в целый ряд законов, прямо или косвенно регулирующих создание и деятельность ГЧП и  основные формы взаимодействия государственных, частных и некоммерческих структур (закон о праве собственности, закон о решениях органов власти, антимонопольный закон и т.д.). Аналогичные поправки, регламентирующие функции государства и частного сектора, были внесены и в действующие  нормативные акты, регулирующие развитие и внедрение ГЧП (закон о партнерских  предприятиях, закон о государственных  закупках, закон об организации и  проведении тендеров и торгов и т.д.) [34].

Первоначально механизмы ГЧП использовались в ограниченном объеме. Однако и  сегодня возможности ГЧП используются не в полной мере. Как правило, приоритетом  партнерства остается функция привлечения  частных капиталов. Одной из наиболее популярных моделей ГЧП является модель «строительство-эксплуатация-передача», при которой частным компаниям  предоставляется право на строительство  объекта и получение прибыли  в течение согласованного периода, затем объект безвозмездно передается государству. Наиболее широко эта форма  ГЧП используется в дорожном строительстве, водоснабжении и электроэнергетике.

К 2000 г. в Китае насчитывалось 168 проектов, инвестиции в которые составляли 108 млрд. долл. или 10% мировых инвестиций в проекты ГЧП [35]. В настоящее  время крупные проекты реализуются  в области создания и модернизации транспортной инфраструктуры. Так, например, в Китае осуществляются целые  программы строительства и модернизации железных дорог. В 2002 г. начата реализация одного из проектов по расширению пропускной способности сети железных дорог, связывающих  северо-западную часть страны с центральной  и восточной частями. Линия связывает  города Баоси в провинции Шанси и Ланьчжоу в провинции Гансу и призвана улучшить сообщение между провинциями Шанхай, Ксиан, Ланчжоу и Урумчи. За счет прокладки второго пути пропускная способность дороги должна увеличиться почти в 4 раза, а максимальная скорость движения – в 1,5 раза. Проект оценивается в 1,3 млрд. долл., включая собственные средства 1,1 млрд. долл. и заемный капитал Мирового банка в размере 160 млн. долл. [35].

Другой пример – это реализация проекта по созданию нового пограничного перехода между Россией и Китаем в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока  и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока  КНР на период до 2018 г. Проект предусматривает  строительство железнодорожного участка  «Ленинск–государственная граница  с КНР» в комплексе со строительством железнодорожного мостового перехода «Нижнеленинское–Тунцзян» через Амур и реконструкцию существующей железнодорожной линии «Биробиджан–Ленинск». Проект связан с созданием горно-металлургического кластера в Приамурье. К 2020 г. в рамках проекта планируются поставки железнорудного сырья и другой продукции в Китай в объеме 20 млн. тонн ежегодно [36].

Значительное количество проектов ГЧП реализуется в сфере создания современной инфраструктуры аэропортов. Это связано с проведенной  в 90-х годах приватизацией авиалиний. Самым крупным по стоимости проектом в мире за последние годы стало  сооружение международного аэропорта  Кай-Так в Гонконге. Цена проекта  составила 20 млрд. долл. Он включает 10 крупных  независимых инфраструктурных проектов в сфере аэропортов и связанных  с ними инфраструктурных отраслей (строительство  дорог, туннелей, мостов). За счет использования  механизмов ГЧП при строительстве  аэропорта было сэкономлено около 1 млрд. долл. бюджетных средств. Всего  за период 1994- 2002 гг. было реализовано 12 проектов ГЧП по строительству или  модернизации аэропортов в Китае. Как  правило, это были проекты в форме  концессий или создания совместных предприятий. В ближайшее время  Китай планирует построить и  приватизировать более 150 аэропортов [35].

Информация о работе Индикативное планирование в Китае