Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 19:39, реферат
Развитие индикативного планирования в КНР связано с изменениями базовых принципов функционирования экономики, заключающимися в постепенном отходе от командно-распределительных механизмов в сторону рыночных. Эти изменения затронули практически все сферы социально-экономической жизни, включая реформирование существующих институтов (института собственности, государственного управления, законодательно-правовой базы) и создание новых. Процесс замещения командно-распределительных механизмов рыночными основывался, по мнению ведущих китаистов, на территориально-отраслевом принципе. «Территориальном» в данном случае означает сначала охват рыночными механизмами специальных экономических зон и прибрежных районов Китая и лишь затем постепенное их распространение вглубь страны
Пятилетний план выступает в качестве основной формы организации производства, строительства, обращения и социальной сферы.
Таким образом, долгосрочное и среднесрочное
планирование имеет стратегическое
значение и играет решающую роль в
развитии экономики страны. Стратегические
концепции долгосрочного и
Разработка планов обычно проводится в четыре этапа:
Руководство плановой работой осуществляет Госсовет, который является высшим государственным исполнительным органом. Через свой орган планового управления – Государственный плановый комитет – он отвечает за процесс составления и организацию выполнения народнохозяйственных планов.
Существующий порядок
Процедура составления плана выглядит
следующим образом. Вначале Комиссией
по экономической реформе в увязке
с разработками Госплана подготавливаются
годовые и пятилетние планы. В
них определяется, когда и как
проводить те или иные хозяйственные
мероприятия. Предварительно собираются
предложения и соответствующая
информация из провинций. Составляются
три варианта каждого из таких
планов: ускоренный, средний и замедленный.
По каждому из вариантов обсчитываются
затраты на их осуществление, оцениваются
все «за» и «против». Каждый вариант
обсуждается с учеными, представителями
предприятий, ведомств и регионов. После
соответствующей доработки все
три варианта направляются на рассмотрение
Госсовета, который – после обсуждения
и доработки – представляет окончательный
вариант Всекитайскому собранию
народных представителей (ВСНП). Однако
одобренный ВСНП план не является директивой.
Это только ориентир на перспективу.
Каждый регион и каждое министерство
на его основе составляет свой собственный
план, в котором могут предусмотреть
более быструю или более
Китайские специалисты считают, что
рынок выдвигает такие
Подготовка хозяйственных
Порядок составления всех видов долгосрочных и среднесрочных планов исходит из требования «управлять государством на основе закона». Всего определено пять этапов при составлении планов 10-й и 11-й пятилетки: 1) составление программы; 2) составление плана по основным объектам; 3) составление отраслевых программ; 4) составление региональных программ; 5) исправления во всех видах программ.
1. Составление программы. Госсовет КНР предлагает проект программы, ВСНП ее утверждает, ведомства, отвечающие за планирование, составляют проект программы на основании требований Госсовета КНР. В проекте программы должны присутствовать стратегия развития, цели макрорегулирования, основные области развития, а также необходимая увязка задач ведомств, отвечающих за макрорегулирование, и отраслевых ведомств.
2. Составление плана по основным объектам. Этот план составляется ведомствами по планированию государственного развития и местными органами власти. Они совместно определяют на основе прогноза экономического развития спрос и предложение на рынке и основные объекты для планирования. После составления проекта плана по основным объектам в ходе опроса происходит учет мнений всех заинтересованных сторон, созывается консультативное совещание, на котором присутствуют представители различных ведомств Госсовета КНР, представители местных властей на уровне провинций. В результате принимается согласованное решение по плану по основным объектам, которое утверждается Госсоветом КНР.
3. Составление отраслевых программ. Ведомства Госсовета КНР несут ответственность за составление отраслевых программ, которые должны быть увязаны друг с другом. Они должны составить прогноз развития ситуации в отрасли, спроса и предложения на рынке и на основе учета мнений заинтересованных ведомств и регионов выработать концепцию плана развития отрасли. Отраслевые ведомства вносят поправку в программу, и после доработки по поправкам она утверждается соответствующим ведомством.
4. Составление региональных программ. Составление региональных программ экономического развития возлагается на местные власти на уровне провинций. Затем они утверждаются местными собраниями народных представителей. Местные плановые ведомства отвечают за составление проекта программы, который должен быть увязан с государственной программой экономического развития. До утверждения проект программы регионального развития согласовывается с программой строительства основных объектов на местах, программой размещения основных объектов развития природных ресурсов и других объектов, которые оказывают влияние на основное содержание программы экономического и социального развития страны. После этого программа обсуждается и утверждается на заседании местного СНП и направляется в соответствующие ведомства.
5. Исправления во всех видах программ. После направления утвержденных программ их нельзя менять произвольно как организациям, так и отдельным людям. Все поправки должны носить регулирующий характер [24].
Таким образом, за последние годы система
стратегического планирования в
Китае претерпела значительные изменения:
от централизованного директивного
планирования с определением большого
количества фиксированных натуральных
показателей производства продукции
промышленности и сельского хозяйства
до направляющего планирования с
составлением долгосрочных и среднесрочных
экономических и социальных программ
развития народного хозяйства. В
них основное место занимают программы
строительства основных объектов, отраслевые
и региональные программы, в которых
практически отсутствуют
В настоящее время главным
2.4.2. Развитие государственно-
Развитие государственно-
С целью создания благоприятной среды для развития механизмов ГЧП было проведено реформирование законодательной базы. Прежде всего, на 10-й сессии Всекитайского собрания народных представителей в марте 2004 г. был одобрен ряд поправок к Конституции КНР, направленных на защиту прав и интересов частного сектора. Кроме того, были внесены поправки в целый ряд законов, прямо или косвенно регулирующих создание и деятельность ГЧП и основные формы взаимодействия государственных, частных и некоммерческих структур (закон о праве собственности, закон о решениях органов власти, антимонопольный закон и т.д.). Аналогичные поправки, регламентирующие функции государства и частного сектора, были внесены и в действующие нормативные акты, регулирующие развитие и внедрение ГЧП (закон о партнерских предприятиях, закон о государственных закупках, закон об организации и проведении тендеров и торгов и т.д.) [34].
Первоначально механизмы ГЧП использовались
в ограниченном объеме. Однако и
сегодня возможности ГЧП
К 2000 г. в Китае насчитывалось 168
проектов, инвестиции в которые составляли
108 млрд. долл. или 10% мировых инвестиций
в проекты ГЧП [35]. В настоящее
время крупные проекты
Другой пример – это реализация проекта по созданию нового пограничного перехода между Россией и Китаем в рамках программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на период до 2018 г. Проект предусматривает строительство железнодорожного участка «Ленинск–государственная граница с КНР» в комплексе со строительством железнодорожного мостового перехода «Нижнеленинское–Тунцзян» через Амур и реконструкцию существующей железнодорожной линии «Биробиджан–Ленинск». Проект связан с созданием горно-металлургического кластера в Приамурье. К 2020 г. в рамках проекта планируются поставки железнорудного сырья и другой продукции в Китай в объеме 20 млн. тонн ежегодно [36].
Значительное количество проектов
ГЧП реализуется в сфере