Институт досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации;
определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации..............................................................................5
Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации...................................................................................................10
Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………………………. ................15
Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………….........20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….27

Файлы: 1 файл

Курсааааач!!.docx

— 59.60 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО

«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»

 

Юридический факультет

Кафедра государственного и муниципального права

(очное отделение)

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право России»

Тема: «Институт досрочного прекращения полномочий

Президента Российской Федерации»

                                                       

                                                           

                                                               Выполнил: студент 22-22 гр. 2 курса

Юридического факультета

Горбатенко

Валерия

Дмитриевна

                                                                                                           Научный руководитель:

Филиппова

Наталья

Алексеевна,

доцент, доктор юридических наук

 

 

 

Сургут, 2013

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации..............................................................................5

Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации...................................................................................................10

Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………………………. ................15

Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………….........20

Заключение……………………………………………………………………...25

Список использованной литературы………………………………………….27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.1 В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, порядком прекращения полномочий Президента.

Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:

  • определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации;
  • определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации;
  • исследовать зарубежный опыт конституционного регулирования данного вопроса.

Авторами научных источников, использованных в работе являются М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Н.В. Витрук,  В. В. Маклаков и др.

Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и механизм досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.

Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации до окончания конституционного срока.

Методы исследования: диалектический, формально-логические методы (анализа, синтеза), исторический, метод толкования норм права, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий   Президента Российской Федерации 

Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента Российской Федерации представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий природу президентуры в России.

Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ст. 92 и 93 Конституции Российской Федерации: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.4

Прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции Российской Федерации выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

В этих случаях выборы нового Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим зарубежный опыт урегулирования данного вопроса.

Достаточным основанием для привлечения к ответственности главы государства в ряде стран является умышленное нарушение конституции страны. Согласно положению ч.1 ст.61 Основного закона ФРГ Бундестаг или Бундесрат могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение Федерального Президента в том случае, если последний умышленно нарушит Основной закон или другой федеральный закон. Если в Федеральном конституционном суде  будет установлена вина Президента, то он лишится своей должности.

Одним из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в Конституции Российской Федерации, выступает государственная измена.

  Так, Конституция Итальянской республики в ст. 90 предусматривает отрешение от должности Президента только в случае государственной измены либо посягательства на Конституцию.

Посягательство на Конституцию, а также нарушения общеуголовного характера являются основаниями для досрочного прекращения полномочий в Бразилии (ст. 85, 86 Конституции Федеративной республики Бразилии).5

Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента США четко определены Конституцией. XXV поправка указывает 4 таких основания: отстранение от должности, смерть, отставка, неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности . Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента, которая осуществляется палатой Конгресса. Президент может быть отстранен по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения. 6

Для того, чтобы ни при каких обстоятельствах США не оказались без главы исполнительной власти, в 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти. В нем была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов.7

Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности — как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).8

Таким образом, зарубежная конституционная практика придерживается различных оснований для импичмента.

Что же касается уголовной ответственности Президента Российской Федерации?

Как я  отметила выше, основанием для отрешения от должности Президента Российской Федерации является государственная измена, или совершение им иного тяжкого преступления.

Понятие государственной измены отражено в ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации.9 Государственная измена - это шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.

Что касается обвинения в совершении тяжкого преступления – их виды определены в Уголовного кодекса Российской Федерации. Необходимо заметить, что Уголовный кодекс в ст. 15 закрепляет классификацию преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности. Следовательно, Президент Российской Федерации вправе безнаказанно совершать умышленные преступления, максимальное наказание по которым не превышает пяти лет лишении свободы, и неосторожные деяния, максимальное наказание по которым не превышает трех лет лишения свободы. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены давностные сроки привлечения к уголовной ответственности: при совершении тяжкого преступления 10 лет, а при совершении особо тяжкого преступления – 15 лет (ст. 78 УК РФ).10 Однако, исходя из ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации, решение об отрешении Президента должно быть принято Советом Федерации не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, иначе обвинение будет отклонено.11 Это положение допускает возможность того, что в случае совершения Президентом Российской Федерации тяжкого или особо тяжкого преступления, он может быть не только не привлечен к уголовной ответственности, но и остаться на своем посту.

Привлечь у головной ответственности невозможно даже Президента, прекратившего исполнение своих полномочий. Согласно ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», бывший Президент обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им за время пребывания в своей должности.12

Конституция Российской Федерации, в отличие от некоторых зарубежных стран (США) не предусматривает в качестве основания прекращения исполнения полномочий Президентом в случае его смерти или же в случае утраты им гражданства РФ и т. п. 13

В основном Законе РСФСР 1978 г. в ст.121-11 положение о смерти Президента предусматривалось, а также круг лиц, уполномоченных на временное замещение главы государства, был значительно шире, нежели в настоящей Конституции РФ. «В случае отрешения Президента РФ от должности, отставки Президента РФ осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РФ полномочия Президента РФ исполняет вице-президент РФ. В случае невозможности исполнения полномочий Президента РФ вице-президентом РФ они переходят последовательно к Председателю Совета Министров РФ, Председателю Верховного Совета РФ».14

Таким образом, понятие института досрочного прекращения полномочий Президента в Российской Федерациии достаточно сложно и требует более расширенного правового регулирования, т. к. имеется ряд пробелов по этому вопросу в законодательстве Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации

Под отставкой, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и личные обстоятельства.

Конституция Российской Федерации не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли эта акция какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочии Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.

В Конституциях отдельных зарубежных стран имеются положения о том, какому государственному органу подается заявление об отставке, когда оно вступает в силу, обязательность его опубликования, о форме заявления, о невозможности вновь выставить свою кандидатуру при очередных выборах Президента и т. д.

Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б. Н. Ельцина.15

Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своем уходе в отставку. В тот же день он подписал Указ от 31 декабря 1999 г. № 1761« Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации». В этом Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации прекращает с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента Российской Федерации. Одновременно этим же Указом Президентом было определено, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 92 Конституции полномочия Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. В этот же день был издан Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1762 « О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации», подписанный исполняющим обязанности Президента В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. Одновременно ушедший в отставку Президент своим Указом освободил Руководителя Администрации Президента, а исполняющий обязанности Президента своим Указом назначил то же лицо на ту же должность и, кроме того, произвел очередные кадровые изменения и перестановки в Администрации Президента.

Информация о работе Институт досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации