Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа
Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации;
определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации;
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации..............................................................................5
Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации...................................................................................................10
Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………………………. ................15
Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………….........20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….27
ГОУ ВПО
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Ханты - Мансийского автономного округа - Югры»
Юридический факультет
Кафедра государственного и муниципального права
(очное отделение)
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Конституционное право России»
Тема: «Институт досрочного прекращения полномочий
Президента Российской Федерации»
Юридического факультета
Горбатенко
Валерия
Дмитриевна
Филиппова
Наталья
Алексеевна,
доцент, доктор юридических наук
Сургут, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Раздел I. Понятие института
досрочного прекращения полномочий Президента
Российской Федерации.....................
Раздел II. Конституционно-правовая
процедура отставки Президента Российской
Федерации.....................
Раздел III. Конституционно-правовая
процедура досрочного прекращения полномочий
Президента Российской Федерации в случае
стойкой неспособности по состоянию здоровья
осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………
Раздел IV. Конституционно-правовая
процедура отрешения Президента Российской
Федерации от должности………………………………………......
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………….27
Введение
Актуальность темы. Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. В соответствии с ч. 1 ст. 92 Конституции Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги, прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.1 В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента Российской Федерации, порядком прекращения полномочий Президента.
Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
Авторами научных источников, использованных в работе являются М.В. Баглай, Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, Н.В. Витрук, В. В. Маклаков и др.
Предметом исследования являются нормы конституционного права, регулирующие основания и механизм досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
Объектом исследования являются конституционно-правовые отношения, взятые в их системном единстве, складывающиеся в процессе реализации оснований прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации до окончания конституционного срока.
Методы исследования: диалектический, формально-логические методы (анализа, синтеза), исторический, метод толкования норм права, сравнительно-правовой, формально-юридический, статистический.3
Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации
Досрочное прекращение исполнения полномочий Президента Российской Федерации представляет собой отдельный и особый институт конституционного права, характеризующий природу президентуры в России.
Президент прекращает исполнение полномочий досрочно по трем основаниям, предусмотренным в ст. 92 и 93 Конституции Российской Федерации: 1) в случае его отставки; 2) стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия; 3) отрешения от должности.4
Прямым основанием для отрешения Президента от должности согласно ныне действующей Конституции Российской Федерации выступает лишь обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
В этих случаях выборы нового Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Рассмотрим зарубежный опыт урегулирования данного вопроса.
Достаточным основанием для привлечения к ответственности главы государства в ряде стран является умышленное нарушение конституции страны. Согласно положению ч.1 ст.61 Основного закона ФРГ Бундестаг или Бундесрат могут возбудить перед Федеральным конституционным судом обвинение Федерального Президента в том случае, если последний умышленно нарушит Основной закон или другой федеральный закон. Если в Федеральном конституционном суде будет установлена вина Президента, то он лишится своей должности.
Одним из наиболее типичных оснований, закрепленных во многих конституциях, как и в Конституции Российской Федерации, выступает государственная измена.
Так, Конституция Итальянской республики в ст. 90 предусматривает отрешение от должности Президента только в случае государственной измены либо посягательства на Конституцию.
Посягательство на Конституцию, а также нарушения общеуголовного характера являются основаниями для досрочного прекращения полномочий в Бразилии (ст. 85, 86 Конституции Федеративной республики Бразилии).5
Основания и порядок досрочного прекращения полномочий Президента США четко определены Конституцией. XXV поправка указывает 4 таких основания: отстранение от должности, смерть, отставка, неспособность осуществлять полномочия и обязанности по своей должности . Отстранение от должности возможно только через процедуру импичмента, которая осуществляется палатой Конгресса. Президент может быть отстранен по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления и правонарушения. 6
Для того, чтобы ни при каких обстоятельствах США не оказались без главы исполнительной власти, в 1947 г. был принят Закон о преемственности президентской власти. В нем была установлена последовательность лиц, замещающих пост Президента, если этот пост окажется вакантным: Вице-президент, Спикер Палаты представителей, временный Председатель Сената, государственный секретарь и далее все руководители департаментов по хронологии создания этих департаментов.7
Правовым последствием применения процедуры импичмента или подобной ему процедуры является отрешение президента от должности — как правило, без права занимать ее в будущем. При этом в некоторых странах одновременно с импичментом президент может быть привлечен к уголовной ответственности (Франция), в других уголовная ответственность возможна только после отрешения (ФРГ), а в ряде государств лицо вообще не может быть привлечено к уголовной ответственности за деяния, совершенные в период исполнения президентских полномочий (Чехия).8
Таким образом, зарубежная конституционная практика придерживается различных оснований для импичмента.
Что же касается уголовной ответственности Президента Российской Федерации?
Как я отметила выше, основанием для отрешения от должности Президента Российской Федерации является государственная измена, или совершение им иного тяжкого преступления.
Понятие государственной измены отражено в ст. 275 Уголовного кодекса Российской Федерации.9 Государственная измена - это шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации.
Что касается обвинения в совершении тяжкого преступления – их виды определены в Уголовного кодекса Российской Федерации. Необходимо заметить, что Уголовный кодекс в ст. 15 закрепляет классификацию преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности. Следовательно, Президент Российской Федерации вправе безнаказанно совершать умышленные преступления, максимальное наказание по которым не превышает пяти лет лишении свободы, и неосторожные деяния, максимальное наказание по которым не превышает трех лет лишения свободы. Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрены давностные сроки привлечения к уголовной ответственности: при совершении тяжкого преступления 10 лет, а при совершении особо тяжкого преступления – 15 лет (ст. 78 УК РФ).10 Однако, исходя из ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации, решение об отрешении Президента должно быть принято Советом Федерации не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента, иначе обвинение будет отклонено.11 Это положение допускает возможность того, что в случае совершения Президентом Российской Федерации тяжкого или особо тяжкого преступления, он может быть не только не привлечен к уголовной ответственности, но и остаться на своем посту.
Привлечь у головной ответственности невозможно даже Президента, прекратившего исполнение своих полномочий. Согласно ст. 3 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», бывший Президент обладает неприкосновенностью и не может быть привлечен к уголовной ответственности за деяния, совершенные им за время пребывания в своей должности.12
Конституция Российской Федерации, в отличие от некоторых зарубежных стран (США) не предусматривает в качестве основания прекращения исполнения полномочий Президентом в случае его смерти или же в случае утраты им гражданства РФ и т. п. 13
В основном Законе РСФСР 1978 г. в ст.121-11 положение о смерти Президента предусматривалось, а также круг лиц, уполномоченных на временное замещение главы государства, был значительно шире, нежели в настоящей Конституции РФ. «В случае отрешения Президента РФ от должности, отставки Президента РФ осуществления им своих полномочий, а также в случае смерти Президента РФ полномочия Президента РФ исполняет вице-президент РФ. В случае невозможности исполнения полномочий Президента РФ вице-президентом РФ они переходят последовательно к Председателю Совета Министров РФ, Председателю Верховного Совета РФ».14
Таким образом, понятие института досрочного прекращения полномочий Президента в Российской Федерациии достаточно сложно и требует более расширенного правового регулирования, т. к. имеется ряд пробелов по этому вопросу в законодательстве Российской Федерации.
Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации
Под отставкой, согласно общепринятой государственно-правовой практике, понимается добровольный уход главы государства со своего поста. В основе отставки могут лежать различные причины: состояние здоровья, усталость, осознание своей неспособности справляться с грузом проблем, лежащих на плечах Президента, конфликтные ситуации с парламентом, семейные и личные обстоятельства.
Конституция Российской Федерации не предусматривает процедуры «принятия» или «непринятия» отставки Президента и не регулирует процедуру отставки – перед кем Президент должен заявить о своей отставке, получает ли эта акция какое-либо правовое оформление, с какого момента вступает в силу отставка, каким образом оформляется исполнение обязанностей Президента Председателем Правительства, как быть, если и последний по каким-либо причинам не сможет взять на себя исполнение полномочии Президента. Следует отметить целесообразность правового урегулирования такого рода вопросов.
В Конституциях отдельных зарубежных стран имеются положения о том, какому государственному органу подается заявление об отставке, когда оно вступает в силу, обязательность его опубликования, о форме заявления, о невозможности вновь выставить свою кандидатуру при очередных выборах Президента и т. д.
Поскольку в Российской Федерации ни в Конституции, ни в федеральном законодательстве не урегулированы вопросы такого рода, рассмотрим, как на практике была оформлена отставка Президента Б. Н. Ельцина.15
Президент обратился по телевидению и радио с обращением к жителям России 31 декабря 1999 г., в котором сообщил о своем уходе в отставку. В тот же день он подписал Указ от 31 декабря 1999 г. № 1761« Об исполнении полномочий Президента Российской Федерации». В этом Указе он объявил, что в соответствии с ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации прекращает с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. исполнение полномочий Президента Российской Федерации. Одновременно этим же Указом Президентом было определено, что в соответствии с пп. 2, 3 ст. 92 Конституции полномочия Президента временно исполняет Председатель Правительства РФ с 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. В этот же день был издан Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1762 « О временном исполнении полномочий Президента Российской Федерации», подписанный исполняющим обязанности Президента В. Путиным, в котором указывалось, что последний приступил к временному исполнению обязанностей Президента в 12 час. 00 мин. 31 декабря 1999 г. Одновременно ушедший в отставку Президент своим Указом освободил Руководителя Администрации Президента, а исполняющий обязанности Президента своим Указом назначил то же лицо на ту же должность и, кроме того, произвел очередные кадровые изменения и перестановки в Администрации Президента.
Информация о работе Институт досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации