Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа
Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации;
определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации;
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации..............................................................................5
Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации...................................................................................................10
Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………………………. ................15
Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………….........20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….27
За короткую историю Конституции Российской Федерации институт отрешения Президента Российской Федерации успел быть опробован: в 1999 году Государственной Думой Российской Федерации была предпринята попытка отрешить от должности Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе данная попытка потерпела неудачу: за выдвижение обвинения Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов. Другие попытки проходили на уровне выдвижения инициативы, но не проходили уже на уровне образования специальной комиссии.
Кроме того, в ходе рассмотрения процедуры выдвижения обвинений против Президента, выявлен еще один существенный пробел в российском законодательстве - отсутствие правовых норм, обеспечивающих явку на заседания специальной комиссии и Государственной Думы приглашаемых ими лиц. Специальная комиссия, тем более Государственная Дума, являются конституционными органами. Уже по этой причине их требования о явке на заседания должны считаться обязательными для всех граждан и должностных лиц. Но юридической ответственности за их невыполнение в законе не предусмотрено. Это обстоятельство оказало негативное влияние на рассмотрение вопроса об отрешении Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина от должности в Государственной Думе. Многие лица, приглашенные на заседания Специальной комиссии и Государственной Думы, по разным причинам от явки уклонились. И даже никто из представителей президентской стороны в заседаниях комиссии участия не принял и в печати длительное время не выступал.26
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Следует заметить, что заключение Верховного Суда имеет юридическую значимость исключительно в рамках процесса отрешения Президента Российской Федерации: юридическую силу приговора оно не имеет.
Третий этап - это получение заключения Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Правовой регламентацией данного этапа является Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Обращение в Конституционный Суд направляется Советом Федерации. Запрос о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления направляется в Конституционный Суд РФ не позднее месяца со дня принятия Государственной Думой решения о выдвижении обвинения. К запросу прилагается текст решения Государственной Думы о выдвижении обвинения, протокол или стенограмма обсуждения этого вопроса на заседании Государственной Думы и тексты всех связанных с этим обсуждением документов, а также текст заключения Верховного Суда Российской Федерации.27
Заключение должно быть дано Конституционным Судом Российской Федерации не позднее десяти дней после регистрации запроса.
По итогам рассмотрения дела Конституционный Суд Российской Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения или же о его несоблюдении. В последнем случае рассмотрение обвинения против Президента прекращается.
И четвертый этап - это принятие Советом Федерации Российской Федерации решения об отрешении Президента от должности. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации. В соответствии со ст. 171 Регламента Совета Федерации решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности принимается тайным голосованием с использованием бюллетеней. Решение об отрешении Президента Российской Федерации считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа членов Совета Федерации, и оформляется постановлением Совета Федерации. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента Российской Федерации считается отклоненным. Следует так же отметить, что в течение указанного срока Президент лишается права роспуска Государственной Думы.28
Недостатками правовых норм, закрепленных в ст. 93 Конституции, являются предусмотренное ими требование считать выдвижение обвинения против Президента состоявшимся лишь при условии, что за него будет подано не менее двух третей голосов от их общего числа в палате, и закрепленное в них предписание, ограничивающее срок рассмотрения обвинения, выдвинутого Государственной Думой, в Верховном Суде, Конституционном Суде и в Совете Федерации всего тремя месяцами.
Первое требование не может быть признано обоснованным потому, что по действующей Конституции Государственная Дума решает вопрос не об отрешении Президента от должности, а лишь о выдвижении против него обвинения. На мой взгляд, если за выдвижение обвинения проголосовали более половины депутатов палаты, то есть большинство, то ни государство, ни общество не должно и не вправе его игнорировать.
Очевидной представляется необоснованность и предусмотренного в ст. 93 Конституции ограничения тремя месяцами срока рассмотрения выдвинутого Государственной Думой обвинения. Нельзя согласиться с тем, чтобы Президент, обвиненный, например, в государственной измене в форме шпионажа, имел возможность и дальше заниматься своей деятельностью, если рассмотрение обвинения вышло за пределы установленного законом срока.
Таким образом, процедура отрешения Президента Российской Федерации относительно регламентирована законодательством. Однако и в данном случае появляется масса вопросов, требующих более четкой правовой регламентации.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
На мой взгляд, необходимо принятие специального закона, регулирующего процедуру досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, а также, регламентирующего институт конституционно-правовой ответственности Президента, в котором наряду с общими вопросами института ответственности в конституционном праве четко должны быть определены основания и механизм привлечения к ответственности Президента РФ как высшего должностного лица государства. С целью повышения легитимности данного закона целесообразным будет его внесение на рассмотрение в Конституционный Суд РФ, которым должен быть осуществлен анализ его положений на предмет соответствия Основному Закону РФ.
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты:
Научная, учебная, справочная литература
1 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).
2 Алборова, С. С. Институт досрочного прекращения исполнения полномочий президента Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Конституционное право ; Муниципальное право / С. С. Алборова ; Науч. рук. Р. М. Дзидзоев. -Ростов-на-Дону,2009. -26 с.
3 Алборова, С. С. Институт досрочного прекращения исполнения полномочий президента Российской Федерации : Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Конституционное право ; Муниципальное право / С. С. Алборова ; Науч. рук. Р. М. Дзидзоев. -Ростов-на-Дону,2009. -26 с.
4 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).
5 Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия: учеб. пособие // [сост. сб., пер., авт. введ. и вступ. ст. В.В. Маклаков]. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2009. – 624 с.
6 Баглай М. В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. – М. : Норма, 2008 – 144 с.
7 Баглай М.В. Президенты Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Роль, порядок выборов, полномочия. – М. : Норма, 2008 – 144 с.
8 Конституционное право государств Европы: Учеб. Пособие для студентов юрид. вузов и фак. // Отв. Ред. Д.А. Ковачев. – М. : Волтерс Клувер, 2005. – 320с.
9 Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 20 апреля 2013 г. – М. : Эксмо, 2013. – 192 с. – (Законы и кодексы).
10 Уголовный кодекс Российской Федерации : текст с изм. и доп. на 20 апреля 2013 г. – М. : Эксмо, 2013. – 192 с. – (Законы и кодексы).
11 Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 32 с. – (Кодексы и законы России).
12 Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4011.
13 Конституции зарубежных стран. Сборник. – М. : ООО Издательство К 65 «Юрлитинформ», 2000 – 366с
14 Конституция (Основной Закон) Российской Федерации – России. Принята Верховным Советом РСФСР 12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27 октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991 г. и законами Российской Федерации от 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г. – М. : Известия, 1993. 127 с
15 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 608 с.
16 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2009. – 608 с.
Информация о работе Институт досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации