Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 17:57, курсовая работа
Цель работы заключается в системном и развернутом изучении института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации, конституционных оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента России в их теоретической, нормативной и практической составляющих.2
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи исследования:
определить институциональное значение досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации;
определить содержание оснований досрочного прекращения исполнения полномочий Президента Российской Федерации в контексте законодательного регулирования и практики их реализации;
Введение…………………………………………………………………………3
Раздел I. Понятие института досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации..............................................................................5
Раздел II. Конституционно-правовая процедура отставки Президента Российской Федерации...................................................................................................10
Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия……………………………………………………………………. ................15
Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности……………………………………….........20
Заключение……………………………………………………………………...25
Список использованной литературы………………………………………….27
Следует также заметить, что Указ об отставке Президента и другие соответствующие указы были опубликованы официально только 5 января 2000г. (в связи с праздниками «Российская газета» не выходила). Думается, что такого рода акты, как акт об отставке Президента и вступлении в должность временно исполняющего обязанности Президента, не могут вступать в силу без их незамедлительного опубликования. Обнародование их через телерадиоканалы недостаточно.16
Уход Президента в отставку не может оформляться единолично принятым актом, не должен объявляться в указе самого Президента. Отставка всенародно избранного Президента должна быть заявлена органу, который устанавливается законом. Она должна оформляться письменным заявлением, собственноручно написанным и подписанным Президентом. Можно вспомнить, что даже бывший российский император направил акт о своем отречении от престола в Сенат, который передал его Временному Правительству. В конституциях некоторых зарубежных стран предусматривается необходимость такого письменного заявления об отставке и указывается орган, которому оно подается. Обычно таким органом является Конституционный Суд, парламент, председатель палаты депутатов и др.
В Законе о выборах Президента Российской Федерации установлено, что Президент, подавший в отставку, не может быть выдвинут кандидатом в Президенты на выборах Президента, назначенных в связи с отставкой.17
Теперь хотелось бы обратить внимание на конкретизацию передачи президентских полномочий. Дело в том, что ни в Конституции Российской Федерации ни в решениях Конституционного Суда Российской Федерации не говорится о том, с какого момента Председатель Правительства должен приступить к своим полномочиям. Такое понятие, как исполнение Председателем Правительства Российской Федерации полномочий Президента с момента сложения с себя соответствующих полномочий последним, во многом остаётся конституционно-правовым обычаем. Отставка Президента Российской Федерации – это событие государственной важности. Здесь недопустимо промедление или же какая-то нечёткость – ведь речь идёт о государственной безопасности. Поэтому представляется целесообразным более конкретное и однозначное разрешение вопроса в Конституции Российской Федерации о моменте, с которого Председатель Правительства приступает к исполнению полномочий Президента Российской Федерации.
По причине того, что законодательство достаточно размыто в вопросе отставки Президента Российской Федерации, возникает вопрос о возможности для Президента объявить о своём уходе заблаговременно. Немаловажно и то, что Президент Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны, а также на международной арене.
Это означает, что объявление
заранее об уходе Президента
со своего поста может быть
небезопасно с точки зрения
внутренней стабильности
Нет так же чёткости в вопросе о возможности для Президента Российской Федерации передумать и отозвать своё заявление об уходе. Между тем представляется, что уход со своего поста заявившего об отставке Президента должен носить бесповоротный характер. И прежде всего потому, что подписание главой государства соответствующего документа о своей отставке и объявление об этом сопряжено с целой цепью из последовательных звеньев юридических и фактических последствий.18
Говоря о правовой природе полномочия, связанного с установлением юридического факта отставки главы государства, следует отметить, что оно носит юрисдикционный характер. В этой связи интересен опыт законодательного регулирования отставки Президента в Азербайджанской Республике. В соответствии с ч. 2 ст. 104 Конституции этого государства при уходе в отставку Президента соответствующее заявление представляется им в Конституционный Суд Азербайджанской Республики, который, удостоверившись, что Президент подал заявление об отставке лично и добровольно, принимает решение о принятии отставки. В этом случае именно с момента провозглашения Конституционным Судом Российской Федерации своего решения полномочия Президента считаются прекращенными в связи с его отставкой.
Закон Азербайджанской Республики от 23 декабря 2003 г. «О Конституционном Суде» (ст. 40) устанавливает надлежащую процессуальную форму для реализации вышеуказанного полномочия. Оно отнесено к числу полномочий, осуществляемых в порядке конституционного особого производства, специфика которых состоит в том, что они не связаны с разрешением конституционно-правовых споров, а предполагают, в том числе установление определенных юридических фактов, влекущих возникновение, изменение, прекращение конституционных правоотношений. Таким образом, речь в данном случае идет о специальной группе полномочий Конституционного Суда Российской Федерации, связанных, как отмечает Н.В. Витрук, с осуществлением учредительно-регистрационных актов по вопросам конституционного значения.19
Таким образом, сказанное выше показывает необходимость нормативно-правового урегулирования процедуры отставки Президента в федеральном законе.
Раздел III. Конституционно-правовая процедура досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия (ч. 2 ст. 92 Конституции Российской Федерации).20
Как и в случае с отставкой, порядок досрочного прекращения президентских полномочий по этому основанию не урегулирован федеральным законодательством.
Конституционный суд в Постановлении от 11 июля 2000 г. № 12-П «По делу о толковании положений статей 91 и 92 (часть 2) Конституции Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия» отметил, что решение этого вопроса может проходить при наличии урегулированной особой процедуры, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Однако Суд определил те конституционные начала, которые должны обусловливать основы порядка (процедуру) его решения. Они заключаются в следующем:
В п. 5 указанного выше Постановления Конституционного Суда сформулирована правовая позиция о том, что федеральному законодателю при регламентации порядка досрочного прекращения полномочий Президента в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия « надлежит соблюдать принцип баланса и взаимодействия всех ветвей власти ».
Конституционный суд Российской Федерации постановил, что досрочное освобождение Президента от должности при отсутствии его волеизъявления не нарушает установленную ст. 91 Конституции неприкосновенность Президента. Ни Конституция, ни законодательство не регулируют и порядок замещения должности Президента в случаях временной неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия.
Как показала практика,
в 1996 г. Президент Российской
Законодательство не определяет срок, в течение которого Председатель Правительства Российской Федерации осуществляет временное исполнение обязанностей Президента РФ. Постановление Конституционного Суда от 6 июля 1999 г. № 10-П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации» установило, что Председатель Правительства РФ исполняет обязанности Президента до момента возвращения действующего Президента Российской Федерации к исполнению своих обязанностей. Однако временная неспособность главы государства осуществлять свои полномочия может растянуться на годы, следовательно, она должна приобрести характер стойкой неспособности, что влечет за собой досрочное прекращение полномочий Президента.
В соответствии с определенными Конституционным Судом Российской Федерации конституционными началами урегулирования особой процедуры установления стойкой неспособности Президента по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия должен быть закрыт данный пробел в российском законодательстве.
В некоторых странах такого рода вопрос рассматривается на конституционном уровне. Так, в Конституции Словакии предусмотрено, что если Президент не может исполнять полномочия в течение более шести месяцев, Конституционный Суд объявляет, что пост Президента освободился. В день этого объявления заканчивается срок полномочий данного Президента.
В Конституции Казахстана подробно определен порядок признания устойчивой неспособности Президента осуществлять свои полномочия по болезни. Для этого Парламент образует комиссию, состоящую из равного от каждой Палаты числа депутатов и специалистов в соответствующих областях медицины. Решение о досрочном освобождении принимается на совместном заседании Палат Парламента большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов каждой Палаты и заключения Конституционного Суда о соблюдении установленных конституционных процедур.22
Следует отметить, что в конституциях стран Западной Европы не встречаются нормы о включении в процесс установления стойкой неспособности президента исполнять свои полномочия мер медицинского характера.
Разумеется, общество должно быть информировано о случаях длительного заболевания президента. В различных странах это часто практикуется. 23
Таким образом, возникающие выше вопросы должны получить законодательное решение. Пока же нормативное правовое регулирование соответствующих отношений осуществлялось только самим Президентом Российской Федерации и лишь применительно к конкретной ситуации, связанной с проведением главе государства 5 - 6 ноября 1996 г. хирургической операции на сердце.
Раздел IV. Конституционно-правовая процедура отрешения Президента Российской Федерации от должности
Третьим основанием досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации является отрешение его от должности.
Отрешение Президента от должности – высшая форма ответственности Президента.
Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.
Поэтому вполне правомерно Конституции Российской Федерации установила достаточно сложный порядок отрешения от должности (ст. 93). Она предусматривает участие четырех властных структур в процессе отрешения Президента Российской Федерации от должности: Государственной Думы Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации и Совета Федерации Российской Федерации.24
Таким образом, отрешение Президента от должности состоит из нескольких этапов.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. В соответствии со ст. 176 Регламента Государственной Думы, предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы и должно содержать конкретные указания на признаки преступления, предусмотренного ст. 93 Конституции РФ, которое вменяется в вину Президенту РФ. Предложение о выдвижении обвинения против Президента Российской Федерации направляется Государственной Думой на заключение специальной комиссии, образуемой палатой, для оценки соблюдения процедурных правил и фактической обоснованности обвинения. По итогам данного заключения на пленарном заседании Государственной Думы выдвигается обвинение против Президента Российской Федерации. 25
Информация о работе Институт досрочного прекращения полномочий Президента Российской Федерации