Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:41, контрольная работа
Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.
1.Институт Президента в конституционной системе
государственной власти России
2.Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента
3.Акты Президента РФ
Список использованной литературы
Содержание
государственной власти
России…………………………….............
Список использованной литературы…………………………………..21
1. Институт Президента
в конституционной системе
Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.
Президент РФ должен реализовывать государственную власть в соответствии с Конституцией РФ, не выходя за рамки своих полномочий, исполняя федеральные законы, в том числе и при определении им основных направлений внутренней и внешней политики государства.
Вопросы взаимоотношений Президента и исполнительной власти являются одними из важнейших, краеугольных в государственно-правовой жизни российского общества и государства. От их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. Президент - это одна из разновидностей главы государства. "Президента" следует определить как конституционный орган, высшее должностное лицо государства. Он получает полномочия по наследству или в порядке выборов. Институт президента давно известен мировой государственно-правовой практике. Институт президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности.
Конституция 1993 г. не предусматривает специального закона о Президенте. Вместе с тем ряд вопросов его функционирования регулируется различного рода правовыми актами. На сегодняшний день приняты и действуют законы обо всех высших органах государственной власти страны. В связи с этим целесообразна подготовка и принятие специального федерального закона о статусе Президента РФ, в котором в концентрированном виде будут урегулированы все важнейшие вопросы, связанные с организацией и деятельностью данного института.
Конституция РФ 1993 г. по-новому определяет статус Президента РФ. По сравнению с ранее существовавшим произошло своего рода "отделение" его от исполнительной власти. В тексте Основного закона 1993 г. уже нет ранее существовавшего положения о том, что Президент является главой исполнительной власти РФ. Важнейшее, основополагающее значение здесь имеют конституционные формулы, закрепленные в ст. 80. Это, прежде всего положение о том, что Президент РФ является главой государства. Далее в обобщенной форме установлены его важнейшие функции в обществе и государстве. На первое место поставлена позиция о том, что Президент РФ - гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Следует отметить, что именно в ней отражены важнейшие характеристики демократического, правового, социального государства - верховенство Основного закона, не человек для государства, а государство для человека. И именно главенствующее место в деле гарантирования этих принципов отведено прежде всего высшему должностному лицу - Президенту РФ. Определено, что он, в установленном Конституцией порядке, принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.
Новая конструкция вызвала оживленную дискуссию в научных кругах о месте Президента РФ в системе разделения властей. Здесь есть два основных подхода. В краткой форме они сводятся к следующему. Сторонники первого считают незыблемой классическую триаду властей: законодательная, исполнительная, судебная. Они безоговорочно относят Президента РФ к исполнительной власти. Сторонники второго подхода считают, что выделение трех ветвей власти не в полной мере отражает существующие сегодня реалии, и в связи с этим выделяют иные ветви власти: избирательную, учредительную, муниципальную, информационную, контрольную, политическую и др. В полной мере такой подход коснулся и Президента РФ. В российской правовой литературе в связи с этим говорят о наличии новой, самостоятельной отдельной власти, называя ее "президентской властью", "арбитражной".
Второй подход, с нашей точки зрения, является наиболее плодотворным. Он основывается на том, чтобы сегодня отойти от прежних представлений "жесткого" разделения властей, в наибольшей степени учесть современные потребности, тенденции развития общества и государства. "Важно понять, что концепция разделения властей имеет, прежде всего, ориентирующий характер. Она является одним из важнейших достижений политической и правовой мысли, ею следует руководствоваться при определении структуры органов демократического государства (в авторитарных и тоталитарных государствах эту концепцию отрицают), но вместе с тем в угоду догматическому ее пониманию не следует закрывать глаза на реальную ситуацию".
При определении сущности власти Президента следует иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, Конституция РФ 1993 г. не относит Президента ни к одной из традиционных ветвей власти. Вместе с тем ряд элементов этих властей присутствует в его деятельности. В законодательной сфере это находит свое выражение в праве вето на законы; в подписании законов, принятых парламентом, без чего они не могут быть опубликованы и, следовательно, не подлежат исполнению; вправе принимать указы, которые регулируют общественные отношения, для которых нужен закон, в том случае, когда такой закон еще не принят (в случае принятия соответствующего закона указ отменяется). Президент РФ, как будет показано далее, принимает активнейшее участие в осуществлении исполнительной власти. Он наделен некоторыми полномочиями в сфере судебной власти - имеет право помилования, назначать федеральных судей, за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Они назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Таким образом, власть Президента как главы государства в определенной степени сочетает в себе черты всех трех традиционных ветвей власти.
Во-вторых, анализ текста Конституции дает возможность говорить об особой ветви президентской власти. Это, в частности, вытекает из смысла и содержания ст. 11, которая говорит о обособленной государственной власти Президента. Ее специфические черты или непосредственно отражены в самом тексте Конституции, или вытекают из смысла содержания ряда ее статей. В связи с этим в научной литературе выделяются, прежде всего, положения ч. 2 ст. 80 Конституции РФ. В ней содержится положение о том, что Президент РФ "обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". Именно эта формула говорит о координационных, арбитражных полномочиях Президента, которые характеризуют особенности его власти. Ее общую сущность наиболее удачно выразил В.Е. Чиркин. Он отмечает, что в связи с тем, что Президент РФ - глава государства, его власть включает элементы участия в законодательной, отчасти в судебной и более всего в исполнительной власти, но ее суть - арбитражно-координационное осуществление государственной власти. Учитывая все указанные обстоятельства, было бы правильно в условиях полупрезидентских, полупарламентских республик, приобретающих все большее распространение, рассматривать президентскую власть как особую власть, имеющую арбитражно-координационный характер. Отметим здесь, что более удачным было бы говорить не о арбитражно-координационной, а о координационно-арбитражной деятельности. Это связано с тем, что в деятельности Президента РФ координационные полномочия доминируют над арбитражными.
2. Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента РФ
Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Всеобщность выборов означает, что любой гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе участвовать в выборах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Принцип равенства означает, что все избиратели участвуют в выборах Президента страны на равных основаниях.
Прямые выборы означают, что голос каждого избирателя действует непосредственно.
Наконец, тайное голосование означает создание правовых, технических условий для того, чтобы обеспечить анонимность волеизъявления гражданина, исключить всякую возможность какого-либо контроля за таким волеизъявлением и, следовательно, возможность преследований за выражение своей позиции.
Президентом Российской
Федерации может быть избран гражданин
Российской Федерации не моложе 35 лет,
постоянно проживающий в
В Конституции Российской Федерации указан только минимальный возраст Президента - 35 лет. Это свидетельствует об акцентировке только на одном обстоятельстве - жизненном опыте, позволяющем возглавлять государство. Что же касается ограничения максимального возраста, то действующая Конституция России его не предусматривает.
10-летний срок
постоянного проживания
Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Однако установлена возможность даже после двух сроков пребывания в должности Президента вновь через какое-то время занять этот пост, поскольку Конституция ограничивает занятие президентской должности двумя сроками, только если они следуют подряд.
Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Конституция, устанавливая общие принципы и условия избрания на президентскую должность, оставляет регулирование порядка избрания Президента Российской Федерации за федеральным законом. Таковым является Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации".
Компетенция Президента представляет собой совокупность его полномочий по разрешению вопросов государственной и общественной жизни, установленных Конституцией Российской Федерации.
Компетенция Президента реализуется в рамках предметов исключительного федерального ведения (ст. 71 Конституции), а также в пределах вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции).
Поскольку Президент
наделен обширными
Полномочия Президента России могут быть объединены в несколько групп, чтобы удобнее было проанализировать их.
1. Полномочия
по формированию и руководству
исполнительной властью.
Президент имеет обширные полномочия по назначению остальных членов Правительства. По предложению Председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства, федеральных министров. При этом согласии Государственной Думы на проведение этих кадровых перестановок не требуется.
Вся деятельность Правительства неразрывно связана с финансово-кредитным обеспечением. Поэтому вполне логично участие Президента в назначении на должность Председателя Центрального банка России. Согласно ст. 83 Конституции, глава государства представляет Государственной Думе кандидатуру на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя ЦБ.
Поскольку Президент имеет конституционное право председательствовать на заседании Правительства, он в отдельных случаях может взять руководство им на себя, давать непосредственно поручения и указания всем членам Правительства.