Институт президента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.

Содержание работы

1.Институт Президента в конституционной системе
государственной власти России
2.Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента
3.Акты Президента РФ
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

иинстит през1.doc

— 108.00 Кб (Скачать файл)

Такое разграничение  между указами и распоряжениями установлено распоряжением Президента Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. N 85-рп, которым утвержден также  Порядок подготовки и внесения проектов указов и распоряжений Президента Российской Федерации. Кроме этого, некоторые вопросы подготовки актов Президента, а также связанные с его правом внесения законодательных инициатив, урегулированы Указом от 10 июня 1994 г. "Об обеспечении взаимодействия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации" с дополнениями.

Обязательность  актов Президента для исполнения на всей территории страны обеспечивает управляемость государством, дает в  руки Президента рычаги сохранения единства и целостности Российской Федерации. Принцип обязательности актов главы государства распространяется как на государственных служащих, так и на граждан, хотя в отношении последних право Президента регулировать отношения, устанавливать права и обязанности ограничено. По общему принципу такое регулирование осуществляется главным образом посредством федеральных законов. Однако, поскольку сегодня законодательная база не в полной мере отвечает потребностям развития страны, в короткие сроки сменившей свой государственный и общественный строй, постольку нормативные акты главы государства способствуют восполнению огромных правовых пробелов. Они не заменяют собою законы, а только служат временным правовым средством компенсации отсутствия правового регулирования в той или иной сфере.

Понятие "на всей территории Российской Федерации" означает, что указы и распоряжения главы государства обязательны не только в отношении лиц, непосредственно подчиненных ему, но и в отношении органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. При этом критерием законности акта Президента и соответственно обязательности его исполнения является не только непротиворечие Конституции и федеральному законодательству, но и отнесение регулирования соответствующих отношений к исключительной компетенции Российской Федерации либо к совместной компетенции. При этом, если по предметам ведения Российской Федерации или предметам совместного ведения акты субъекта Российской Федерации противоречат акту Президента Российской Федерации (при отсутствии соответствующего федерального закона), то действует акт Президента Российской Федерации.

В условиях недостаточности  правовой базы нормативные акты Президента Российской Федерации, как уже говорилось, направлены на восполнение пробелов в российском законодательстве. Динамика происходящих в стране социально-экономических процессов настолько велика, что законодательный орган, ввиду длительности процесса законотворчества, не успевает регулировать все актуальные проблемы. Это приходится делать Президенту страны, разумеется, при соблюдении принципа непротиворечия его актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Законность  такого способа восполнения Президентом  Российской Федерации пробелов в  праве подтвердил Пленум Верховного Суда Российской Федерации. В своем  постановлении от 31 октября 1995 г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" он установил: "Нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, если они не противоречат Конституции Российской Федерации и федеральным законам". Это установление весьма важно, поскольку мало, чтобы органы исполнительной власти и должностные лица исполняли нормативные акты Президента. Необходимо, чтобы судебная власть признавала эти акты в качестве юридической основы при разрешении конкретных ситуаций, в том числе в случае правовых споров. Теперь такой подход подтвержден и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым 14 ноября 2002 г. и вступившим в силу 1 февраля 2003 г. В ст. 11 ГПК РФ говорится, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании, среди прочего, и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

В условиях разделения властей глава государства является таким же подконтрольным в правовом отношении субъектом власти, как и все остальные властные структуры.

Прежде всего  конституционность его нормативных  актов может быть проверена Конституционным  Судом Российской Федерации. И если он приходит к выводу о неконституционности такого акта, последний утрачивает силу и не подлежит применению. При этом не требуется, чтобы Президент сам отменял такой акт. Но в отдельных случаях это происходит в качестве своеобразной морально-политической поддержки решения Конституционного Суда.

В соответствии с новым ГПК РФ (ст. 27) суд вправе рассматривать ненормативные правовое акты Президента Российской Федерации, а также его нормативные акты, если последние затрагивают права, свободы и законные интересы граждан  и организаций. Однако подсудны обе категории дел только Верховному Суду Российской Федерации.

Ранее, Верховный  Суд мог принимать к рассмотрению только ненормативные акты Президента Российской Федерации. И судебная практика знает немало исков к Президенту страны как должностному лицу, причем главным образом о восстановлении на работе. Следует отметить, что в ряде случаев такие иски удовлетворяются.

Если нормативные  правовые акты Президента Российской Федерации предположительно, по мнению заявителей, противоречат Конституции Российской Федерации, они оспариваются в Конституционном Суде РФ

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 2007.
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. Карповича В.Д./  М.: "Юрайт-М", "Новая Правовая культура", 2008 г.
  3. Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации /под ред. Л.А. Окунькова/ М.: "БЕК", 2007 г.
  4. Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2006.                 
  5. Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2008. № 1.
  6. Кулябин А. И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти // Государство и право. 2006. № 8. 
  7. Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 2007. № 2.
  8. Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2006. № 8.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Институт президента