Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 14:41, контрольная работа
Конституция РФ ставит институт президентства на первое место среди федеральных государственных органов. Российский Президент наделен большими реальными полномочиями, которые применяет самостоятельно, юридически независимо от других государственных органов, но взаимодействуя с ними. Он не подчинен и не подотчетен никакому органу власти, получая свои полномочия от народа на основе Конституции РФ.
1.Институт Президента в конституционной системе
государственной власти России
2.Порядок избрания, полномочия и ответственность Президента
3.Акты Президента РФ
Список использованной литературы
Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента с Правительством является его право принять решение об отставке Правительства.
Роль Президента как руководителя исполнительной власти проявляется не только в его взаимоотношениях с Правительством. Согласно п. «к» ст. 83 Конституции, глава государства назначает и освобождает своих полномочных представителей.
Обеспечивает нормальное функционирование исполнительной власти в известной мере и право Президента формировать свою Администрацию (п. «и» ст. 83 Конституции РФ), которая выполняет функции аппарата главы государства.
2. Полномочия
по взаимодействию с
Президент располагает совокупностью полномочий, позволяющих воздействовать как на формирование Государственной Думы и на прекращение ее полномочий, так и на ее законодательную деятельность.
Глава государства в соответствии с п. «а» ст. 84 Конституции назначает выборы Государственной Думы.
Конституцией 1993 года Президенту предоставлено право распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией (п. «б» ст. 84).
Весьма обширны
полномочия Президента, дающие ему
возможность участвовать в
Средством влияния главы государства на деятельность Федерального Собрания является и предусмотренный п. «е» ст. 84 Конституции институт послания Президента парламенту о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
В системе разделения властей Президент взаимодействует не только с законодательной, но и с судебной ветвью власти. Это взаимодействие достаточно специфично, поскольку глава государства не может в какой-либо форме вмешиваться в деятельность судебных органов. Его полномочия связаны лишь с участием в формировании органов судебной власти, которые к тому же осуществляются совместно с Советом Федерации. Согласно п. «е» ст. 83 Конституции, Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Президент в соответствии с п. «е» ст. 83 Конституции имеет право назначать судей других федеральных судов, понятие и перечень которых должны быть определены федеральным конституционным законом о судебной системе Российской Федерации. Президенту принадлежит право представлять Совету Федерации кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации, а также вносить предложение об освобождении его от должности.
3. Полномочия в области безопасности и обороны. Безопасность страны представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Соответственно к основным объектам безопасности относятся права и свободы личности, материальные и духовные ценности общества, среда обитания, конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность государства. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Как глава государства
Президент осуществляет ряд важных
полномочий в этой сфере. Согласно п.
«ж» ст. 83 Конституции, он формирует
и возглавляет Совет
К компетенции Президента относится утверждение военной доктрины России (п. «з» ст. 83 Конституции), которая является частью общей концепции безопасности. По Конституции Президент назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (п. «л» ст. 83 Конституции РФ), присваивает высшие воинские звания. В соответствии с общей международной практикой Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.
В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной ее угрозы глава государства вводит на территории России или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87 ч. 2 Конституции). Режим военного положения должен быть определен федеральным конституционным законом.
Угроза безопасности России может возникнуть не только в связи с военной агрессией, но и в силу ряда внутренних причин: экологические катастрофы, природные (стихийные) бедствия, массовые беспорядки и др. В этих случаях, согласно ст. 88 Конституции, Президент при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
4. Полномочия
в области внешней политики
и международных отношений.
Положение п. «в» ст. 86 о том, что Президент «подписывает ратификационные грамоты», косвенным образом свидетельствует о признании самой процедуры ратификации парламентом международных договоров и соглашений России. Согласно Конституции, Президент принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
5. Иные полномочия
Президента. Наряду с перечисленными
группами полномочий
Важнейшее из них — решение о назначении референдума (п. «в» ст. 84 Конституции). Как уже отмечалось, референдум представляет собой всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. Референдум может быть способом законотворчества, средством принятия прямым народным голосованием законопроектов. И в этом смысле он может рассматриваться как форма участия Президента в законодательной деятельности.
К компетенции Президента относится решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища. В Конституции не конкретизируется, какие конкретно вопросы гражданства решаются Президентом России. Это сделано Законом Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». К компетенции главы государства отнесены вопросы приема, выхода и восстановления в гражданстве Российской Федерации, прописана процедура рассмотрения соответствующих обращений. При этом, безусловно, глава государства должен руководствоваться и нормами Конституции Российской Федерации, посвященными гражданству.
На основании п. «б» ст. 89 Конституции Президент награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации.
Президент Российской Федерации осуществляет помилование (п. «в» ст. 89 Конституции). В законодательстве России отсутствует специальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок реализации соответствующей нормы, однако сложилась весьма устойчивая практика применения помилования. Актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания лиц, обратившихся к нему с соответствующим ходатайством.
Президент РФ во время пребывания у власти и соответственно в процессе выполнения своих полномочий обладает неприкосновенностью. Однако в то же время он как высшее должностное лицо и как представитель государства за свои действия несет ответственность.
Так, Президент РФ выступает в качестве ответчика в Конституционном Суде РФ при рассмотрении вопросов, связанных с ходатайством о признании изданного им акта неконституционным. Он может быть ответчиком по гражданскому иску в суде общей юрисдикции в случаях нарушения изданными им актом прав и законных имущественных интересов граждан – физических лиц и различных объединений и организаций – юридических лиц.
Наконец, Президент РФ может оказаться в положении ответчика по обвинению «в государственной измене или в совершении иного тяжкого преступления». Мера наказания, предусмотренная в связи с этим Конституцией РФ (п.1 ст.93), заключается в отрешении его от должности. Следуют заметить, что отрешение Президента РФ от должности вовсе не исключает его гражданско-правовой и уголовной ответственности в связи с последствиями деяний, послуживших основанием отрешения от должности.
Процедура отрешения Президента РФ от должности определена и закреплена в ст.93 Конституции РФ. Она носит многоэтапный, искусственно усложненный характер.
В статье 93 Конституции
РФ регулируется процедура отрешения
Президента от должности, выражающая особенности
его юридической
В процедуре отрешения Президента от должности находит выражение также особый порядок привлечения Президента к ответственности. Согласно ст. 93 процедура имеет три этапа.
Первый этап состоит в выдвижении Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности.
Второй этап процедуры отрешения Президента от должности включает подтверждение решения Государственной Думы заключениями Верховного Суда и Конституционного Суда России.
Третий, завершающий этап процедуры отрешения Президента от должности состоит в принятии Советом Федерации собственно решения об отрешении Президента от должности.
Следует отметить,
что отрешение Федеральным
3. Акты Президента Российской Федерации
Часть первая статьи 90 Конституции РФ точно определяет виды актов, издаваемых Президентом страны, в которые облекаются его властные решения. Они могут быть нормативными и индивидуальными.
Осуществляя свою компетенцию, Президент РФ согласно ст. 90 Конституции РФ издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей страны. Акты главы государства не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.
Указы при этом делятся на нормативные и ненормативные.
Указ нормативного значения – правовой акт, относящийся к неопределённому кругу физических и юридических лиц, органов государства, организаций, содержит общие правила поведения и рассчитан на многократное применение.
Указ ненормативного значения – касается конкретных отношений, определённых органов государства, конкретных предприятий, лиц.
Распоряжение – акт индивидуального организационного характера по оперативным управленческим вопросам. Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ, имеют прямое действие и не нуждаются в каком-либо одобрении (ратификации) законодательных или исполнительных органов государственной власти или субъекта РФ.
Указы и распоряжения являются подзаконными актами, они не должны противоречить как Конституции РФ, так и Федеральным законам. В системе подзаконных актов акты Президента РФ имеют наибольшую юридическую силу.
Peшeниe o гoтoвнocти пpoeктa aктa к пpeдcтaвлeнию Пpeзидeнтy пpинимaeт Pyкoвoдитeль Aдминиcтpaции Пpeзидeнтa PФ.
Укaзы, pacпopяжeния и зaкoны пoдпиcывaютcя coбcтвeннopyчнo Пpeзидeнтoм.
Укaзы и pacпopяжeния Пpeзидeнтa PФ пoдлeжaт oбязaтeльнoмy oфициaльнoмy oпyбликoвaнию, крoмe aктoв или oтдeльныx иx пoлoжeний, coдepжaщиx cвeдeния, cocтaвляющиe гocyдapcтвeннyю тaйнy или cвeдeния кoнфидeнциaльнoгo xapaктepa.
Aкты Пpeзидeнтa PФ пyбликyютcя в "Poccийcкoй гaзeтe" и "Coбpaнии зaкoнoдaтeльcтвa Poccийcкoй Фeдepaции" в тeчeниe дecяти днeй пocлe иx пoдпиcaния.
Ecли эти aкты
нocят нopмaтивный xapaктep, тo oни вcтyпaют
в cилy oднoвpeмeннo нa вceй тeppитopии
PФ по иcтeчeнии ceми днeй
Иныe aкты вcтyпaют в cилу co дня иx пoдпиcaния.
Taкoй cтpoгий пopядoк, ycтaнoвлeнный Укaзoм Пpeзидeнтa PФ oт 13 aвгycтa 1998г, имeeт знaчeниe для eдинooбpaзнoгo пpимeнeния aктoв глaвы гocyдapcтвa по вceй тeppитopии cтpaны.
Указами главы
государства оформляются решени
Распоряжениями Президента оформляются, как правило, решения по оперативным, кадровым и организационным вопросам, а также по вопросам работы Администрации Президента Российской Федерации.