Институт Референдума в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что референдум как один из институтов народовластия имеет существенное значение для конституционного развития современных государств, он призван обеспечивать непосредственное участие граждан в решении важнейших вопросов государственного строительства. Государственная власть и местное самоуправление могут эффективно выполнять свои функции лишь при наличии развитых институтов прямой демократии.
Теоретическую, методологическую и информационную основу настоящей работы составляют труды Бaглaй M.B., Кривачев А.А., Платковский В.В. и многих других авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 4
§ 2. ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 6
§ 3. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА 10
§ 4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕФЕРЕНДУМЕ 13
§ 5. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Институт Референдум а в РФ.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

§ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 4

§ 2. ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 6

§ 3. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА 10

§ 4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕФЕРЕНДУМЕ 13

§ 5. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что референдум как один из институтов народовластия имеет существенное значение для конституционного развития современных государств, он призван обеспечивать непосредственное участие граждан в решении важнейших вопросов государственного строительства. Государственная власть и местное самоуправление могут эффективно выполнять свои функции лишь при наличии развитых институтов прямой демократии.

Теоретическую, методологическую и информационную основу настоящей работы составляют труды  Бaглaй M.B., Кривачев А.А.,  Платковский В.В. и многих других авторов. 

Нормативной базой послужили  законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные акты, как  действующие, так и утратившие силу.

Более подробно мне хотелось бы рассмотреть данную тему в своем реферате, рассмотрев следующие задачи: понятия референдума и его классификации, истории проведения референдумов в России, практика проведения референдумов, Конституция РФ.

Целью данной работы является раскрытие понятия референдума, его видов, истории возникновения  и проведения референдумов, представление  того, как отображен институт референдума  в современном Российском законодательстве, когда и при каких обстоятельствах  проводились референдумы в России и какие вопросы они были призваны решать. 
 

 

§ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ

Референдум (от лат. referendum) - это форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа.

Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.

В мировой политической и государственно-правовой теории и практике референдум трактуется не всегда одинаково. Он нередко отождествляется  с всенародным опросом и плебисцитом  и рассматривается как утверждение  того или иного государственного решения путем народного голосования, придающего ему окончательный и  обязательный характер. Различия между  референдумом и плебисцитом: в ходе референдума избирательный корпус высказывается по поводу какого-либо законопроекта, поправок к конституции, решающих шагов во внутренней и внешней  политике.

В ходе плебисцита (от лат. «plebs» -простой  народ, «scitum» -решение, постановление.) избирательный корпус голосует за доверие  личности.

 Различия между референдумом  и «всеобщими выборами»: если  в ходе выборов избираются  выборщики или кандидаты, то  в ходе референдума избиратель  отвечает «да» или «нет» на  поставленный вопрос. Если выборы  непосредственно связаны с представительной  демократией, то референдум - институт  прямой, непосредственной демократии. Законодательство по референдумам  развитых демократических стран  выделяют референдумы:

- конституционный (голосование  по новой конституции или поправкам  к ней);

- обычный законодательный (по  любому законопроекту, предложенному  к ратификации в установленном  порядке);

 - дозаконодательный или консультативный. Мнение, высказанное на консультативном референдуме, т.е. до утверждения законопроекта не является обязательным ни для парламента, ни для правительства и используется лишь как орудие политического воздействия на них;

- послезаконодательный (ратифицирующий). После ратифицирующего референдума  законопроект приобретает силу  закона, даже если нет согласия  представительных органов;

- обязательный (при наступлении  точно установленных законом  условий);

- факультативный (по усмотрению  правомочного на это действие  субъекта права); также оговорен  и территориальный принцип. в  современном государстве референдум  проводится и на общенациональном, и на региональном, и на местном  уровнях.

 

§ 2. ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ

 Референдум в Российской Федерации сравнительно новое явление. Между тем он имеет и собственные российские корни. Всенародным голосованием принимались решения на вечевых собраниях в Новгороде, Пскове и Киеве, в некоторых других городах Руси. Если обратиться к истории советского периода, то первое упоминание о референдуме содержалось в Конституции СССР 1936 года и соответственно в Конституции РСФСР 1937 г, где Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из республик.

В работах некоторых ученых-государствоведов встречаются высказывания о том, что референдумы в СССР проводились  на местном уровне, они использовались для решения национально-территориальных  вопросов, вопросов управления территорией.

Исходя из того, что Конституция  СССР 1936 г. характеризовала референдум как всенародный опрос (ст. 49), нельзя согласиться с теми авторами, которые  утверждают, что референдумов в СССР не было. Другое дело, что с точки  зрения современного представления  о референдуме (голосование по определенному  вопросу, результат которого обладает высшей юридической силой и обязателен для применения) практики применения референдума в нашей стране действительно  не существовало.

Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. предусматривала  две формы непосредственного  народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Аналогичное положение содержалось  и в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 г. Однако долгое время законодательство не определяло механизма применения этого института, несмотря на то, что отечественные ученые настаивали на необходимости принятия специального нормативного акта, посвященного порядку проведения всенародного голосования. Делались и конкретные предложения по структуре и основным положениям будущего акта.

В декабре 1990 г. Съезд народных депутатов  СССР принял закон о референдуме. За несколько месяцев до этого  был принят аналогичный закон  в Литве, затем закон о референдуме  в РСФСР. После принятия союзного закона о референдуме были приняты  республиканские законы в Армении, Грузии, Азербайджане, на Украине, в  Белоруссии, Молдове. Некоторые республики в составе Российской Федерации  также приняли соответствующие  законы. Например, проектэх+ закона о референдуме в Кабардино-Балкарской Республике был разработан на основе российского закона о референдуме, Конституции РСФСР и Конституции Кабардино-Балкарии, вынесен в мае 1991 г. на рассмотрение сессии Верховного Совета и принят в первом чтении.

Конституция РФ 1993 г. в ст. 3 провозглашает  формы осуществления народом  принадлежащей ему власти: непосредственно, а так же через органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Декларация о государственном суверенитете РСФСР 1990 г. также провозглашает  две формы осуществления народом  принадлежащей ему государственной  власти: непосредственную и представительную, устанавливая при этом, что вопрос о территории РСФСР может быть решен только путем волеизъявления народа, выраженного в ходе референдума. После издания указанных законов  сложилась и практика проведения референдума.

Как известно, в марте 1991 г. состоялось первое и последнее в истории  СССР всенародное голосование (референдум). Его целью было выявить волю народа по одному из важнейших вопросов государственной  жизни: о сохранении на территории нашей  страны Союза ССР как обновленной  федерации суверенных республик.

В соответствии с ч. 3 ст. 109 Конституции  РСФСР 1978 г. Верховный Совет был  обязан объявить референдум по решению  Съезда народных депутатов РСФСР  или по требованию не менее чем I млн. граждан РСФСР либо не менее 1/3 от общею числа народных депутатов  Верховного Совета РСФСР. Более трети  всех депутатов поставили свои подписи  под требованием провести референдум но вопросам национально государственного устройства России, сохранения РСФСР как суверенного государства в составе обновленного союза и реорганизации государственной власти в РСФСР с введением поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием. Исходя из этого, Верховный Совет принял решение об объявлении референдума РСФСР 17 марта 1991 г. и проведении вместе с референдумом СССР, наметил необходимые организационные меры. Таким образом, 17 марта 1991 года россияне решали голосованием вопрос об образовании поста российского президента. Одновременно они участвовали во Всесоюзном референдуме, предложенном М. Горбачевым по вопросу о сохранении СССР.

Однако демократические по своей  сути институты прямой демократии не могли не затронуть устоев социалистического  государства. Если пост президента был  введен в России в результате положительного голосования на референдуме, то решение  о сохранении СССР было менее эффективно. Спустя 10 месяцев страна распалась.

Оживление политической жизни в  сфере национальных отношений на территории бывшего СССР выражалось во множественном применении референдума- он стал конституционно-правовой формой, институционализирующей волю народов, национальностей в вопросах государственного самоопределения. На территории РФ в республиках Башкортостан и Татарстан решением референдума были утверждены декларации о суверенитете, в республиках Марий Эл и Дагестан проводились референдумы по земле и т. д. Таким образом, нужно сказать, что как показала практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социально-экономических и политических вопросов прижился и стал играть заметную роль.

25 апреля 1993 г. состоялся всероссийский  референдум, на который выносились  следующие вопросы: "Доверяете  ли Вы Президенту Российской  Федерации Б.Н. Ельцину?", "Одобряете ли Вы социальную политику, осуществляемую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ?", "Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ?". 5 мая 1993 г. Центральная комиссия Всероссийского референдума подвила его итоги и установила на основании протоколов окружных комиссий и в соответствии со ст. 35 Закона “О референдуме РСФСР”: Всероссийский референдум 25 апреля 1993 г. состоялся. По первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвертому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме.

12 декабря 1993 г. на основании  Указа Президента РФ от 15 октября  1993 г. № 1633 “О проведении всенародного  голосования по проекту Конституции  РФ 12 декабря 1993 г.” состоялся  всероссийский референдум. Указом (п. 4) было также утверждено Положение  о всенародном голосовании по  проекту Конституции.

Это был первый в истории России всенародный конституционный референдум. Россияне оценили проект, предложенный Президентом РФ и одобренный Конституционным  совещанием. В референдуме участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей (54,8%), большинство из которых - 32 937 630, или 58,4 %, проголосовало за принятие Конституции. День проведения референдума  стал днем принятия новой Конституции  России.

 

 

 

§ 3. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА

Одной из новелл Конституции РФ 1993 г. является то, что она в отличие  от предшествующих, не просто декларирует  возможность использования института  референдума для решения наиболее важных вопросов государственной и  общественной жизни, а включает его  наряду с выборами в механизм реализации народовластия в России (ст. 3) как  высшее и непосредственное выражение  власти народа. Логическое развитие это  положение главы “Основы конституционного строя” получает в следующей, второй главе Конституции, закрепляющей основы правового статуса человека и  гражданина в Российской Федерации, в ст. 32 которой закреплено индивидуальное право граждан на участие в  референдуме.

Также, нужно отметить, что Конституция  Российской Федерации предусматривает  референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и  местный референдум, следовательно, институт референдума можно использовать на всех уровнях власти.

Действие нормы о референдуме  как высшем выражении власти народа нельзя рассматривать отдельно от содержания норм других статей Конституции. В частности  ч.2 ст. 66 определяет, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным (представительным) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Это прямое конституционное  предписание. Отсылка к ч.3 ст.3 Конституции  для использования процедуры  принятия устава на референдуме явилась  бы некорректной, так как в данном случае сама Конституция предписывает принятие устава представительным органом, а не вынесение его на референдум.

Конституция отнесла к компетенции  Президента право назначения всероссийского референдума. По прежней Конституции  это полномочие было закреплено за Съездом народных депутатов, то есть за представительным органом.

Изменение субъекта, обладающего названным  правом, обусловлено конкретными  сложными условиями развития России, так как сохранение этого права  за столь политически поляризованным парламентом могло бы превратить референдум не в инструмент разрешения противоречий, а в орудие политической борьбы.

Однако это не означает, что Президент  становится единственным субъектом, обладающим этим правом.

В соответствии со ст.84 Конституции, Президент  Российской Федерации назначает  референдум в соответствии с федеральным  конституционным законом. Последний  предусматривает условия обязательного  назначения референдума по требованию указанных в нем органов, определенного  количества депутатов, а также избирателей. В этом законе должно найти развитие положение о референдуме как  высшем непосредственном выражении  власти народа, что может и явиться  основанием для установления особой юридической силы, решений принятых на референдуме. Проведение референдумов на местном уровне и уровне субъектов  Российской Федерации будет подчиняться  нормам законодательства о референдуме  субъектов Российской Федерации, принимаемого в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и  конституционными нормами, регулирующими  право граждан участвовать в  референдуме (ст.32 Конституции).

Информация о работе Институт Референдума в РФ