Институт Референдума в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:27, реферат

Описание работы

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что референдум как один из институтов народовластия имеет существенное значение для конституционного развития современных государств, он призван обеспечивать непосредственное участие граждан в решении важнейших вопросов государственного строительства. Государственная власть и местное самоуправление могут эффективно выполнять свои функции лишь при наличии развитых институтов прямой демократии.
Теоретическую, методологическую и информационную основу настоящей работы составляют труды Бaглaй M.B., Кривачев А.А., Платковский В.В. и многих других авторов.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 4
§ 2. ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 6
§ 3. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА 10
§ 4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕФЕРЕНДУМЕ 13
§ 5. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Файлы: 1 файл

Институт Референдум а в РФ.docx

— 47.27 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать вывод, что проект новой Конституции  Республики Тува, был во многих вопросах не доработан, однако был вынесен  на референдум, состоявшийся 6 мая 2001 года.

Однако необходимо отметить, что  Конституция Республики Тува была принята  подавляющим большинством 7 мая 2001 года. В голосовании приняли участие 85,46% избирателей, имеющих право голоса. Высказались “за” - 85,46%, “против” - 18,69%.

Среди главных положений Основного  закона Республики Тува, следует отметить замену статуса “президента” на статус “глава правительства”, который будет  обладать более широкими полномочиями, а также создание двухпалатного  парламента из 162 депутатов, 32 из которых  будут работать на постоянной основе.

Таким образом, нужно подчеркнуть, что как показывает практика, в  период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма  демократии и непосредственного  участия населения в решении  социальных, политических и экономических  вопросов широко используется в нашей  стране.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Свобода выбора является важнейшим  фактором интеллектуального совершенствования  человека, нормального духовного  и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма  Дж. Милль, идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность  человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан референдум - это нормальная потребность и возможность выражения  своей позиции.

Конституция Российской Федерации  провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный  народ России и признает за ним  полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Подводя некоторые итоги, можно  отметить, что сегодня, когда доверие  к демократии в России подорвано, когда “нет консенсуса о том, является ли парламентская демократическая  организация власти лучшей в российских условиях”, когда низок уровень  правовой культуры населения, когда  несовершенно законодательство и неразвита  экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства  в России.

Политическое значение института  референдума состоит в том, что  с его помощью граждане приобретают  возможность эффективного воздействия  на формирование политики государственных  и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять  свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Однако необходимо обратить внимание, что свою политическую и демократическую  функцию референдум может выполнить  только при наличии согласованного законодательства. Тем не менее, зачастую законодательство субъектов федерации  противоречит федеральному законодательству, из-за чего возникают пробелы и  коллизии в праве. Хотелось бы отметить и то, что до сих пор не принят закон о местных референдумах, который бы значительно помог  систематизировать местное законодательство.

Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов  Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о  проведении всероссийского референдума  по вопросам совместного ведения. Кроме  того, от органов власти на местах во многом зависит психологический  фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.

Кроме того, юридическая природа  правовых актов, принимаемых с помощью  референдума и государственными органами, одинакова - они являются плодами государственно-властной деятельности и воплощают государственную  волю народа - верховного обладателя власти.

Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность  за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность.

Только с усвоением народом  демократических ценностей важнейший  демократический институт референдума  начнет играть все более и более  важную роль в процессе становления  и развития демократического правового  государства в России. Сегодня  идет совершенствование законодательства о референдумах, в России, и как  показывает практика, институт референдума  широко используется, а значит, происходит становление и развитие демократического государства и роль и место  в этом референдума велика.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.]: офиц. текст: последняя редакция от 30.12.2008 №7-ФКЗ //Российская газета, 2010.- 39 с.

2.  № 5 - ФЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня  2004 г. (в редакции с последующими изменениями)

3.  № 67  - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года (в редакции с последующими изменениями)

4. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года     (в редакции с последующими изменениями)

5.  Баглай, М.В. Конституционное право [Текст] / М.В. Баглай. -   М.: Проспект, 2001. – 356 с.

6.  Кривачев, А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России [Текст] /

А.А. Кривачев. - М.: Омега-Л, 2001. – 284 с.

 

 

 

 
 
 

 


Информация о работе Институт Референдума в РФ