Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 23:27, реферат
Актуальность темы реферата обусловлена тем, что референдум как один из институтов народовластия имеет существенное значение для конституционного развития современных государств, он призван обеспечивать непосредственное участие граждан в решении важнейших вопросов государственного строительства. Государственная власть и местное самоуправление могут эффективно выполнять свои функции лишь при наличии развитых институтов прямой демократии.
Теоретическую, методологическую и информационную основу настоящей работы составляют труды Бaглaй M.B., Кривачев А.А., Платковский В.В. и многих других авторов.
ВВЕДЕНИЕ 3
§ 1. ПОНЯТИЕ РЕФЕРЕНДУМА И ЕГО КЛАССИФИКАЦИЯ 4
§ 2. ИСТОРИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 6
§ 3. КОНСТИТУЦИЯ РФ – ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЗАКРЕПЛЕНИЯ ИНСТИТУТА РЕФЕРЕНДУМА 10
§ 4. ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О РЕФЕРЕНДУМЕ 13
§ 5. ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМОВ В РОССИИ 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
Таким образом, можно сделать вывод, что проект новой Конституции Республики Тува, был во многих вопросах не доработан, однако был вынесен на референдум, состоявшийся 6 мая 2001 года.
Однако необходимо отметить, что Конституция Республики Тува была принята подавляющим большинством 7 мая 2001 года. В голосовании приняли участие 85,46% избирателей, имеющих право голоса. Высказались “за” - 85,46%, “против” - 18,69%.
Среди главных положений Основного закона Республики Тува, следует отметить замену статуса “президента” на статус “глава правительства”, который будет обладать более широкими полномочиями, а также создание двухпалатного парламента из 162 депутатов, 32 из которых будут работать на постоянной основе.
Таким образом, нужно подчеркнуть, что как показывает практика, в период всеобщей демократизации общества, институт референдума, как форма демократии и непосредственного участия населения в решении социальных, политических и экономических вопросов широко используется в нашей стране.
Свобода выбора является важнейшим
фактором интеллектуального
Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.
Подводя некоторые итоги, можно отметить, что сегодня, когда доверие к демократии в России подорвано, когда “нет консенсуса о том, является ли парламентская демократическая организация власти лучшей в российских условиях”, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и неразвита экономическая база общества, нельзя говорить однозначно о роли референдумов в процессе становления и развития демократического правового государства в России.
Политическое значение института референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь, - возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.
Однако необходимо обратить внимание,
что свою политическую и демократическую
функцию референдум может выполнить
только при наличии согласованного
законодательства. Тем не менее, зачастую
законодательство субъектов федерации
противоречит федеральному законодательству,
из-за чего возникают пробелы и
коллизии в праве. Хотелось бы отметить
и то, что до сих пор не принят
закон о местных референдумах,
который бы значительно помог
систематизировать местное
Большую остроту обозначенной проблеме придает отсутствие системы согласования между органами власти субъектов Федерации и федеральными органами власти при принятии решений о проведении всероссийского референдума по вопросам совместного ведения. Кроме того, от органов власти на местах во многом зависит психологический фактор, определяющий, в конечном счете, придут люди голосовать или нет.
Кроме того, юридическая природа
правовых актов, принимаемых с помощью
референдума и государственными
органами, одинакова - они являются
плодами государственно-
Отсюда следует, что механизм реализации
решений референдума и
Только с усвоением народом
демократических ценностей
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.]: офиц. текст: последняя редакция от 30.12.2008 №7-ФКЗ //Российская газета, 2010.- 39 с.
2. № 5 - ФЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28 июня 2004 г. (в редакции с последующими изменениями)
3. № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года (в редакции с последующими изменениями)
4. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года (в редакции с последующими изменениями)
5. Баглай, М.В. Конституционное право [Текст] / М.В. Баглай. - М.: Проспект, 2001. – 356 с.
6. Кривачев, А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе развития правового демократического государства в России [Текст] /
А.А. Кривачев. - М.: Омега-Л, 2001. – 284 с.