Исследование системы государственного управления в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 14:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы государственного управления в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
охарактеризовать государственное управление как способ реализации государственной власти;
рассмотреть структуру системы государственного управления;
изучить признаки, присущие органам административной власти

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Характеристика системы государственного управления 5
1.1 Государственное управление как способ реализации
государственной власти 5
1.2 Структура системы государственного управления 6
Глава 2. Исследование системы государственного управления
в Российской Федерации 13
2.1 Система органов государственной власти в Российской Федерации 13
2.2 Показатели эффективности государственного управления:
субъективный взгляд на международные стандарты 21
Заключение 33
Список использованных источников 36

Файлы: 1 файл

КР.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Характеристика системы государственного управления 5

1.1 Государственное  управление как способ реализации

государственной власти 5

1.2 Структура  системы государственного управления 6

Глава 2. Исследование системы государственного управления

в Российской Федерации 13

2.1 Система органов  государственной власти в Российской  Федерации 13

2.2 Показатели  эффективности государственного  управления:

субъективный взгляд на международные стандарты 21

Заключение 33

Список использованных источников 36

 

 

 

 

Введение

 

Самое сложное в государстве, обществе и праве – это суметь осмыслить настоящее. Причем не в образах и метафорах, а в терминах и понятиях. Эта проблема представляется сверхсложной, а миссия по ее реализации кажется невыполнимой, когда понимаешь, что речь идет не о бытии отдельно взятого среднестатистического человека, а целого государства – России, настоящее и будущее которой во многом зависит от уровня государственного управления и правовой культуры чиновников.

 В ситуации, когда само время в жесткой, безапелляционной форме бросает человечеству вызов за вызовом, дать достойный ответ на них в области политики, права, экономики, культуры, образования и просвещения невозможно без модернизированной, эффективной сферы государственного управления и компетентной государственной службы.

 Очевидно, что динамично развивающееся государство немыслимо без стабильного и эффективного функционирования системы государственного, регионального и муниципального управления, которое, как показывает история, не терпит дилетантов, но требует профессионалов.

Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением.

Целью настоящей курсовой работы является анализ системы государственного управления в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать государственное управление как способ реализации государственной власти;
  • рассмотреть структуру системы государственного управления;
  • изучить признаки, присущие органам административной власти;
  • провести анализ системы органов государственной власти в Российской Федерации;
  • исследовать субъективный взгляд на международные стандарты эффективности государственного управления.

Теоретической основой работы послужили труды Комаровского В.С., Соловьева А.И., Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Ивановой Л.Ф., Воробьёва Ю.Л., Грачева М.Н., Попова Л.Л., Сморгунова Л.В., Тихомирова Ю.А., и др.

 

 

Глава 1. Характеристика Системы государственного управления

 

1.1 Государственное  управление как способ реализации  
государственной власти

 

Понятие «государственное управление» употребляется в разных значениях. В узком, специальном значении этот термин означает собственно управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц. Это сфера деятельности исполнительной власти.

Государственное управление рассматривается как целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех ее формах и методах1. Издание законов парламентом, органом законодательной власти, например, но вопросу о составе, полномочиях, деятельности правительства (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г. с последующими изменениями) - важнейшая форма государственного управления. Даже если такие законы относятся к личной жизни граждан (например, о брачном возрасте) - это тоже управление со стороны государства, государственное управление. Регулирование законом этой сферы свидетельствует, что она приобретает общественное значение (например, здоровье населения).

Одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр). Многие органы и должностные лица (особенно если последние имеют дискреционные полномочия - право принимать решения в пределах конституции и закона) непосредственно занимаются государственным управлением.

Другие органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции, предусмотренный Конституцией), третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Органы подобного рода, скорее, участвуют в государственном управлении, но участие - тоже способ управления. Есть смешанные, государственно-общественные органы (например, трехсторонняя комиссия по вопросам трудовых отношений, состоящая в России из представителей государства, предпринимателей и профсоюзов). Они также в какой-то мере могут выполнять управленческие задачи, например при принятии согласованного решения. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления. В этом случае они тоже выполняют задачи государственного управления. С этой целью им передаются и материальные средства (финансы и др.), необходимые для выполнения таких функций.

Наконец, в наше время созданы надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие государство предпринять меры, относящиеся к внутренним государственным вопросам, по существу, входящим в его компетенцию, в сферу его суверенитета. Такими органами являются, например, некоторые органы ЕС (комиссии, Совет министров и др.). Принимаемые ими правовые акты по ряду вопросов могут распространяться на физических и юридических лиц государств-членов или соответствующие нормы должны быть включены в собственное право таких государств.

 

1.2 Структура системы государственного управления

 

Универсальным свойством систем является их структурированность. Теоретический анализ структурных элементов системы и ее организации выявляет внутренние качественные характеристики и системные признаки элементов, схемы распределения полномочий и предметов ведения.

Система государственного управления – это сложное образование, состоящее из нескольких подсистем, которые являются самостоятельными, но взаимосвязанными между собой, социальными системами. Это2:

  • система управляющая (субъект);
  • система управляемая (объект);
  • коммуникативная система – система взаимодействий между элементами управляющей и управляемой системы:
  • прямые и обратные связи, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие и т.д.

Рассмотрим структуру управляющей системы. Если взять вертикальный срез, то ее можно представить в виде двух подсистем:

подсистемы А, осуществляющей публичное управление обществом и реализующей власть в масштабах государства всеми тремя ветвями власти. Она призвана определять цели, задачи, стратегию развития общества, обеспечивать национальный суверенитет, отстаивать национальные интересы на международной арене;

подсистемы Б – государственно-административной, выполняющей функции по управлению повседневными делами в конкретных областях общественной жизни. Она призвана осуществлять государственную деятельность по управлению делами государства, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть в лице ее органов и должностных лиц на всех уровнях государственно-административного устройства: федеральном (центральном), региональном и местном, т.е. речь идет об исполнительной власти. Отметим особенности исполнительной власти: во-первых, она означает право и возможность, принуждать, повелевать, подчинять своей чужую волю; во-вторых, она имеет исполнительское предназначение; в-третьих, она осуществляется особой системой многочисленных государственных органов.

То есть, исполнительную власть можно рассматривать в трех аспектах: компетенционном, функциональном и структурном, которые тесно взаимосвязаны. В каком бы аспекте она не рассматривалась, все равно предполагается наличие и других частей. Право, возможность принуждать (компетенционный аспект) ничто без соответствующих органов (структурный аспект), которые могут получить реальное воплощение только при осуществлении исполнительской деятельности (функциональный аспект). Все три аспекта в равной мере раскрывают суть исполнительной власти.

На уровне подсистемы «А» исполнительная власть представлена правительством, на уровне подсистемы «Б» – сложной иерархической системой административных органов разных уровней. Это наиболее сложная и многогранная часть государственного аппарата, которая концентрирует в своих руках практически всю управленческую информацию и важнейшие средства государственного управления3.

Для государственно-административного управления иерархическая структура организации является объективно необходимой формой ее бытия и функционирования. В каждом конкретном государстве она приобретает свою, соответствующую характеру государственного устройства общества, модификацию.

Следует также отметить, что органам административной власти присущи следующие признаки4:

1. Организующий характер деятельности. Именно административная власть организует исполнение принятых политической властью решений, объединяя, регулируя, координируя и контролируя деятельность граждан. Именно административная власть занимается наведением порядка и поддержанием его как в нормальных, так и экстремальных условиях.

2. Универсальный характер управляющего воздействия. Это означает, что административная власть проявляется, осуществляется непрерывно и везде, где есть человеческое сообщество.

3. Использование властных полномочий с применением административного ресурса. Управляющее воздействие административной власти заключается в возможности использования легитимного принуждения и опоре на силу государственного аппарата. Т.е. она имеет возможность самостоятельно осуществлять меры принуждения, административно-штрафные и иные санкции.

4. Административная власть осуществляется на конкретной территории, в отношении конкретного контингента граждан с вовлечением реальных ресурсов и использованием инструментов материального стимулирования и мотивации.

5. Иерархия административных органов в порядке их подчиненности снизу доверху, от низшего уровня к высшему, в результате чего каждый орган административной власти занимает определенное место в иерархической пирамиде управления, которое определяется природой «мандата»: кто и как поручает ему осуществлять управляющее воздействие5.

Если рассматривать горизонтальный срез системы государственного управления, то можно выделить6:

  • институциональную подсистему;
  • нормативно-правовую подсистему;
  • функционально-структурную подсистему;
  • коммуникативную подсистему;
  • профессионально-кадровую подсистему;
  • профессионально культурную подсистему;
  • научно-технологическую подсистему.

Каждый структурный элемент подсистемы также является сложным образованием, имеющим свою структуру, свои задачи и функции.

Важнейший элемент – институциональная подсистема, так как невозможно оказывать управляющее воздействие, не определив, кто конкретно имеет право и может это делать. Эта сложная, самостоятельная система рассматривается в курсе «Организационная структура государственного управления».

Нормативно – правовая подсистема – это основа функционирования системы государственного управления. Ее предназначение – регулирование организации и порядка деятельности органов государственного управления посредством совокупности правовых законов, правил и норм как на уровне «входа» в систему, так и на уровне «выхода».

Эта система является предметом изучения юридических дисциплин, прежде всего конституционного права и административного права.

Коммуникативная подсистема представляет собой комплекс управленческих отношений, официальных и неофициальных связей субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, а также их взаимодействие с общественными объединениями, гражданами. Иными словами, это система взаимодействий в управлении в статике и динамике.

Функционально-структурная подсистема. Каждый структурный элемент системы имеет свое предназначение, выполняет свои специфические функции. Следует учитывать, что структурные подразделения могут функционировать эффективно лишь при условии их взаимодействия с другими элементами системы и внешней средой.

Управленческие функции органов государственного управления различаются по объекту, содержанию, способу, объему управляющего воздействия. Это позволяет не только очертить функции, но и проанализировать их распределение по горизонтали и вертикали управления, обнаружить и исключить дублирование в различных органах, устранить несоответствие организационно-структурного строения функциям государственного органа.

Анализ функциональной структуры позволяет определить форму государственного устройства, уровень централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, т.е. картину предметно-деятельностного управляющего воздействия.

Информация о работе Исследование системы государственного управления в Российской Федерации