Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Поскольку данная отрасль права регулирует настолько важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает главенствующий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1.Конституция РФ - как основной источник конституционного права
2.2. Законы, договоры и декларации - как источники конституционного права
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства - как источники конституционного права
2.4. Судебные решения, правовые акты, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права
3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат - конст. право.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)

      2.2. Законы, договоры, соглашения  и декларации - как  источники конституционного  права.

      К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся  федеральные законы, содержащие конституционно - правовые нормы. Закон должен быть наиболее распространённой формой установления конституционно - правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.

      Конституцией  указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные  законы не могут противоречить федеральным  конституционным законам, из чего можно  сделать вывод, что в иерархии источников права федеральные конституционные  законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией. Конституционные  законы, как это вытекает из текста Конституции, должны приниматься по важнейшим вопросам, затрагивающим  права и свободы граждан, правомочия государства. Такие законы могут  приниматься только по вопросам, предусмотренным  Конституцией; этих вопросов 15, но приняты  пока не все федеральные конституционные  законы. Федеральные конституционные  законы не могут изменять Конституцию  и не являются частью Конституции.

      Источниками конституционного права являются также  законы, издаваемые законодательными органами субъектов РФ в соответствии с ч. 2 ст. 5 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

      Характеризуя  виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический  вид, обусловленный федеративным устройством  государства, как договоры и соглашения.

      Следует различать международные договоры и соглашения, заключаемые РФ с другими суверенными государствами, и внутренние договоры и соглашения, заключаемые между Федерацией и её субъектами или между субъектами Федерации. Конституция РФ (ч.4 ст.15) устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью её правовой системы.

      Заключение  РФ договоров с другими государствами  регулируется ФЗ о международных договорах РФ от 15 июля 1995 г. Закон устанавливает, что положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в РФ непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты. Законом устанавливаются порядок ратификации международных договоров, порядок присоединения РФ к международным договорам, вступление в силу, выполнение, прекращение и приостановление действия международных договоров.

      К числе источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые Содружеством Независимых Государств, одним из членов которого является Россия, а объединений части государств СНГ и России.

      В практику РФ всё шире входят внутренние договоры и соглашения. Важным источником конституционного права остаётся Федеративный Договор от 31 марта 1992 г., которым  были закреплены основы взаимоотношений  РФ и её субъектов.

      Особое  место среди источников конституционного права занимают Декларации.

      Декларации  имеют конституционно - правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно - правового развития государства. В  них, как правило, провозглашаются  новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для  всей политики в данной сфере и  которым должно быть подчинено соответствующее  законодательство.

      Нынешняя  Конституция РФ не содержит какого - либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке  принятия. Но поскольку это и не исключено, можно сделать вывод, что парламент вправе принимать  подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и  без соблюдения обычной законодательной  процедуры. 
 
 

      2.3. Указы и распоряжения  Президента РФ, Регламенты  палат Федерального  Собрания, Постановления  Правительства - как  источники конституционного  права.

      К источникам относятся и содержащие конституционно - правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории РФ и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законом. Отсюда следует, что указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.

      Указы Президента могут быть нормативными и ненормативными. Первые издаются на основании конституционных полномочий Президента или в случае пробелов в законодательстве. Вторые - это акты применения Президентом какого - то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер.

      Распоряжения  Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые всё же встречаются.

      Регламенты  палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией РФ.

      Постановления Правительства. Поскольку Правительство осуществляет исполнительную власть, оно издаёт постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ (ст. 115 Конст.). Все правительственные акты должны соответствовать Конституции, законам и указам Президента РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ должны быть официально опубликованы.

      Постановления Правительства России являются обязательными для органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к ведению РФ (ст. 71 Конст.) и совместному ведению Федерации и её субъектов (ст. 72 Конст.).

      Права, свободы и обязанности человека и гражданина, правовой статус организации  регламентируется также правовыми  актами, издаваемыми такими федеральными органами исполнительной власти, как  министерства, Госкомитеты и ведомства.

      2.4. Судебные решения,  правовые акты, акты  органов местного  самоуправления - как  источники конституционного  права.

      К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ конституций и уставов субъектов Федерации, законов и других нормативных актов, а кроме того, разрешаются споры о компетенции, даётся толкование Конституции. Хотя с формальной точки зрения Конституционный Суд не относится к числу правотворческих органов, акты которого по юридической силе стояли бы выше актов парламента и Президента, но по существу он таковым является.

      Что касается системы судов общей  юрисдикции, возглавляемой Верховным  Судом РФ, то их решения, если судить по тексту Конституции, не могут обладать общеобязательной нормативной силой, т.е. служить прецедентом, обязательным для решения аналогичных дел  другими судами в силу их независимости.

      Сохраняют своё правовое значение ряд законов  и постановлений, принятых Съездом  народных депутатов и Верховным  Советом бывшего СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

      Конституция отмечает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12). Это означает, что органы местного самоуправления вправе издавать свои правовые акты, которые относятся  к числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов РФ. Этот вывод не противоречит конституционному указанию (в той же статье) на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При любом толковании этого указания ясно, что не может быть предусмотренных Конституцией органов самоуправления, которые осуществляли бы публичную власть без издания правовых актов. 
 
 
 

      3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО  ПРАВА.

      Конституционное право состоит из большого числа  правовых норм. Они многообразны по содержанию, субъектам конституционно - правовых отношений, объекту регулирования  и обширному перечню других признаков.

      Но  отрасль права - не простая совокупность норм. Между нормами существуют сложные  системные связи. Выявить же эти  связи невозможно без глубокого  постижения внутренней структуры, присущей данной отрасли права, её системы.

      Система отрасли выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые  существуют между  её нормами и определяют основы дифференциации данных норм и их интеграции в правовые образования (институты), обладающие признаками элемента системы, а  также структуру  этих институтов.

      Таким образом, критерием для образования  системы конституционного права  являются не его источники, а институты, т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно - правовых отношений. Каждый конституционно - правовой институт включает несколько  различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закреплённых в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти - из тех же источников плюс указы Президента и т.д.

      Не всякие комплексы конституционно - правовых норм, образующие институт, рассматриваются как самостоятельная часть конституционного права, основной элемент его системы. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупности норм, не только обладающие определённым внутренним единством, но и отличающиеся от других совокупностей норм конституционного права.

      Признаки, интегрирующие и дифференцирующие комплексы норм в относительно самостоятельные  группы, предопределяются в свое основе предметом регулирования соответствующих  норм, т.е. общественными отношениями, на которые эти нормы воздействуют.

      Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает  Конституция. Её разделы - это первооснова  для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются всё новые правовые институты, однако они обязательно имеют  в качестве исходной ту или иную конституционную норму. Внутри же основных институтов образуются подсистемы, состоящие  из ещё более узких институтов. Система конституции и система конституционного права полностью не совпадают, система конституционного права при определённых условиях может сложится и развиваться даже без писанной конституции.

      Система Российского Конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):

  • Основы конституционного строя;
  • Основные права и свободы человека и гражданина;
  • Федеративное устройство;
  • Система государственной власти и система местного самоуправления:

      - избирательная система (избирательное  право);

      - президентская власть;

      -законодательная  власть;

      -исполнительная  власть;

      -государственная  власть субъектов;

      -судебная  власть и прокуратура;

      -местное  самоуправление;

      -порядок  внесения поправок и пересмотр  Конституции.

      Такое строение отрасли конституционного права соответствует внутренней системности тех сфер общественных отношений, которые составляют его  предмет. Каждый институт, являющийся элементом системы отрасли конституционного права, характеризуется особыми, имеющими правовую природу чертами, которые  присущи нормам именно данного института  и которые качественно отличают его от других институтов конституционного права. 

      Различия, отражающие специфику каждого из названных институтов, можно проводить:

Информация о работе Источники конституционного права