Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:14, реферат

Описание работы

Поскольку данная отрасль права регулирует настолько важную и сложную сферу общественной жизни, она неизбежно приобретает главенствующий характер в системе права. Собственно, с конституционного права начинается формирование всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или иной страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах конституционного законодательства, а тем более противоречит им.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ
2. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
2.1.Конституция РФ - как основной источник конституционного права
2.2. Законы, договоры и декларации - как источники конституционного права
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ, Постановления Правительства - как источники конституционного права
2.4. Судебные решения, правовые акты, акты органов местного самоуправления - как источники конституционного права
3. СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

реферат - конст. право.docx

— 45.13 Кб (Скачать файл)
  • по специфике правового воздействия на соответствующую сферу общественных отношений. Такое воздействие может осуществляться в формах закрепления, установления, регулирования, провозглашения, целеполагания, допущения и т.д;
  • по особенностям механизма действия конституционно - правовых норм, способам их реализации. Действие норм может не порождать конкретных правоотношений, или, наоборот, реализовываться через конкретные правоотношения или через правоотношения общего характера;
  • по степени конкретной направленности конституционно - правового регулирования. Нормы одних институтов устанавливают лишь принципы правового воздействия на обширные сферы общественных отношений, нормы других - конкретно регулируют те или иные общественные отношения;
  • по субъективному составу. Нормы одних институтов адресованы к конкретным субъектам либо типовому виду субъектов; нормы других - ко всем субъектам права, ко всем правоприменяющим субъектам. Различны в связи с этим и правовой статус субъектов правоотношений, конкретное выражение их правообязанностей;
  • по способу правовой защиты действия конституционно - правовых норм, формам и методам ответственности правообязанных субъектов. В одних институтах преобладает общий механизм охраны конституции, конституционного строя, в других - конкретное воздействие на субъекта, нарушающего конституционно - правовые нормы, путём отмены соответствующих неправомерных актов и действий;
  • по специфике форм выражения охватываемых данным институтов правовых норм. В одних институтах нормы имеют по преимуществу конституционную форму выражения, в других - преобладающая часть норм выражена в текущем законодательстве;
  • по видовому характеру норм соответствующего конституционно - правового института. В одних институтах преобладают нормы - принципы, нормы - цели, нормы - дефиниции, в других - нормы конкретного регулирующего действия;
  • по степени и масштабам включённости других отраслей права в реализацию целей, заложенных в содержании конституционно - правовых норм. Нормы некоторых конституционно - правовых институтов содержат установления, которые не могут быть претворены в жизнь в рамках только конституционно - правового регулирования. Нормы других институтов реализуются непосредственно в рамках конституционно - правового регулирования;
  • по целенаправленности правового регулирования. В рамках общего назначения отрасли конституционного права правовое регулирование каждой части его системы имеет качественно особые характеристики. В правовом регулировании отражается тот результат, который должен быть достигнут действием данной группы правовых норм, их реализацией. Общая целенаправленность конституционно - правового регулирования определяется закономерностями развития той стороны социальной действительности, правовое воздействие на которую оказывает данный конституционно - правовой институт. Цель эта в общей форме прямо не формулируется конституционным правом, однако она пронизывает все правовые нормы данной отрасли, выступает объединяющим их началом;
  • по функциям, присущим каждому конституционно - правовому институту. Они определяют его место в системе отрасли в целом, характер связи отрасли и института, его взаимодействие с другими правовыми институтами. Функции каждого данного правового института показывают его назначение в общем воздействии отрасли на предмет правового регулирования;
  • по принципам, свойственным каждому из конституционно - правовых институтов. То есть по тем руководящим началам, которым подчинено совокупное действие всех норм данного института.

      Указанные специфические особенности в  своей совокупности и определяют характер каждого из институтов конституционного права как относительно самостоятельного элемента, составной части отрасли.

      Институту, объединяющему нормы, закрепляющие основы конституционного строя, свойственны следующие специфические черты. Нормы этого института:

  1. воздействуют на общественные отношения путём установления определённых начал устройства общества и государства;
  2. как правило, не порождают конкретных правоотношений;
  3. определяют сущностное содержание правового воздействия на все сферы общественных отношений, все стороны социальной реальности; нормам института не могут противоречить никакие другие положения Конституции РФ;
  4. адресованы всем субъектам права, всем правоприменяющим субъектам;
  5. имеют способом своей защиты общий режим охраны Конституции, конституционного строя, изменяются только путём принятия новой Конституции;
  6. устанавливаются преимущественно в конституционной форме;
  7. являются в преобладающей части нормами - принципами, нормами - дефинициями, нормами - целями;
  8. предполагают для практической и правовой реализации содержащихся в них целей “включение” всех отраслей права;
  9. призваны обеспечить системное закрепление концептуальных идей, основополагающих для данного общества и государства.

      Нормы института конституционного права, закрепляющие основы правового  статуса человека и гражданина:

  1. воздействуют на общественные отношения путём провозглашения, признания государством естественными, неотчуждаемыми прав человека;
  2. реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений;
  3. входят в сферу взаимоотношений государства и личности;
  4. включает в качестве субъекта прав человека, гражданина как такового, вне связи его с каким - либо особым правовым статусом;
  5. предусматривают особую систему охраны, не могут быть пересмотрены без принятия новой Конституции;
  6. подключение многих других отраслей права, где реализация прав граждан осуществляется путём возникновения правоотношений (трудовых, гражданских, семейных и др.).

      Институт, объединяющий нормы, регулирующие государственное устройство России, т.е. федеративное устройство, отличается специфическим кругом субъектов, возникающих на их основе конституционно - правовых отношений, их особой правоспособностью. Эти нормы, устанавливающие правовой статус субъектов, являются не только конституционными, но и договорными.

      Нормы института, который  определяет систему  государственной  власти и систему  местного самоуправления, имеют следующие особенности:

  1. это нормы преимущественно прямого регулирующего действия; они реализуются в конкретные правоотношениях;
  2. в качестве субъектов возникающих на их основе правоотношений выступают органы государства и органы местного самоуправления в их статусе органов народовластия;
  3. преобладающая часть данных норм устанавливается на основе Конституции России в актах текущего законодательства, детально определяющих порядок образования органов, их компетенцию, формы деятельности;
  4. для норм этого института характерно специфическое, отличное от других институтов, соотношение норм общефедеральных и норм, действующих на территории каждого из 89 субъектов РФ, а также на территориях, в которых осуществляется местное самоуправление.

      Таким образом, совокупность юридических  особенностей, указанных выше, и  придаёт определённой группе конституционно - правовых норм качество элемента отрасли, занимающего относительно самостоятельное  положение в её системе. Причём исходным началом, определяющим все юридические  свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются составляющими  эти элементы нормами, т.е. предмет  правового регулирования.

      Нормы института, который закрепляет основы конституционного строя, занимают первое место в системе данной отрасли, поскольку в них содержится исходные начала правового регулирования, осуществляемого нормами других конституционно - правовых институтов.

      На  следующем месте стоит институт, устанавливающий основы правового статуса человека и гражданина, его права, свободы и обязанности. Место этого института обусловлено тем, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью в государстве и обществе, главной целью функционирования всех государственных и общественных структур.

      Конституционно  правовой институт, нормы которого закрепляют федеративное устройство государства, создаёт предпосылки для организационного построения системы органов государственной власти. Нормы этого института устанавливают существующие в РФ национально - государственные и государственно - территориальные образования, в соответствии с которыми строится система органов государства. Вот почему этот институт предшествует институту, закрепляющему систему органов государственной власти и систему органов местного самоуправления.

      Система отрасли конституционного права  предопределяется объективными факторами. Система конституции - категория  субъективная, поскольку систематизация конституционных норм осуществляется законодателем.

      Она охватывает всю совокупность конституционно - правовых норм, а система конституции - лишь часть этих норм, составляющую основу всего конституционно - правового регулирования.

      Как для системы отрасли конституционного права, так и для системы конституции  отправным, исходным началом являются группировка норм на основе единства их содержания, специфики регулируемых ими общественных отношений, а следовательно, и своеобразно круга субъектов.

      Для системы отрасли характерен более  высокий, чем для системы конституции, уровень обобщения норм по их предметному  содержанию.

      И система отрасли конституционного права, и система конституции  не есть нечто застывшее, раз и  навсегда данное. Они развиваются, отражая  уровень прямого воздействия  на общественные отношения, объективно обусловленный потребностями социальной реальности. 

      4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

      Исходя  из всего вышеперечисленного, подведем итог.

      Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно - правовые нормы.

      Совершенство  названных выше источников напрямую зависит от уровня теоретических  представлений о них и от качества по существу всех видов юридической  практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения  ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей  системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность  законности в государстве.

      Конституция РФ является основным источником отрасли конституционного права и главным законом. Она находится на вершине всей структуры законодательных и других нормативных актов. Конституция устанавливает нормы, составляющие основу всей отрасли всего конституционного - правового регулирования общественных отношений, входящих в её предмет.

      Система конституционного права определена самим характером этого права. Она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые перегородки между ними – а напротив, создаёт принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается единство конституционно - правового регулирования.

      Система права является неким блюстителем порядка в сложной массивной пирамиде конституционного права, располагая правовые институты и нормы по этажам и комнатам, а кроме того, устраивая коридоры и лестницы для сообщения между ними.

      И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры комнат и внутренние коммуникации, пирамида всё же стоит на одном фундаменте, каковым выступают единые принципы конституционного права: суверенитет народа, естественное право, приоритет охраны прав и свобод, разделение властей, независимое правосудие, правовое государство.

      Пути  усовершенствования источников конституционного права в современном государстве  России:

      Во-первых, при улучшении форм права надо полнее учесть юридические традиции России, взять лучшее из дореволюционной  правовой системы.

      В-вторых, в нем полезно нормативно зафиксировать "фундамент" регулятивной системы  государства, главную форму права. В правовом государстве главной  формой права должен быть признан  не нормативно-правовой акт вообще, а только один из них - Конституция. При этом Конституция государства  не может ограничиваться "цементированием" лишь правовых актов. Все правовые акты и иные формы действующего права  РФ, противоречащие Конституции, не должны иметь юридической силы.

      Знание  Конституции страны необходимо её гражданам, чтобы:

  • осознавать свои права и свободы, предоставляемые Основным Законом;
  • применять конституционно закреплённые права в собственных интересах и в интересах сограждан;
  • использовать реальные возможности правовой защиты своих интересов, гражданских прав и свобод.

Информация о работе Источники конституционного права