Избирательное право и избирательная система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и сущность избирательного права 6
2 Понятие и виды избирательных систем 10
3 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 13
3.1 Понятие избирательной системы 13
3.2 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 14
3.3 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков 17
3.4 Избирательные комиссии 19
3.5 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов 21
3.6 Предвыборная агитация 22
3.7 Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование 23
3.8 Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 24
4 Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации 26
Заключение 30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Негосударственное Аккредитованное  Частное Образовательное Учреждение

                        Высшего Профессионального Образования

 

Современная Гуманитарная Академия

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное право РФ» на тему:

«Избирательное право и избирательная система современной России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благовещенск 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                        3

1 Понятие и сущность  избирательного права                                            6

2 Понятие и виды избирательных систем                                                 10

3 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации                                                                                                              13

3.1 Понятие избирательной системы                                                         13

3.2 Принципы проведения выборов в Российской Федерации               14

3.3 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков                     17

3.4 Избирательные комиссии                                                                     19

3.5 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов                                 21

3.6 Предвыборная агитация                                                                        22

3.7 Порядок голосования, подсчета  голосов избирателей, установление  результатов выборов и их опубликование                                                          23

3.8 Финансирование выборов. Ответственность  за нарушение избирательных прав  граждан                                                                               24                                                                

4 Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации                                                                  26

Заключение                                                                                                  30

Список использованных источников                                                        33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях становления  и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Право граждан участвовать  в формировании властных институтов является общепризнанным элементом  современного общества и государства. Избирательное право - один из древнейших правовых институтов демократического общества. Однако, несмотря на его древние корни оно приобретает в сегодняшнем мире все большее и большее значение. И это связано, прежде всего, с вопросом о степени свободы в избирательных правоотношениях. Наличие развитого института народовластия в стране является главным фактором реализации в обществе подлинно демократических принципов жизни, что немаловажно для большинства стран мира, выбравших демократический путь развития, в том числе и для России. Становление и развитие демократического правового права в Российской Федерации одним из существенных своих условий имеют юридическое обеспечение императивного проведения выборов как единственно допустимого легитимного способа делегирования власти народа представительным государственным органам и органам местного самоуправления. Избирательное право и сопутствующее ему законодательство без всякого преувеличения приобретают особый социально-политический статус, и как следствие вполне обоснованно претендуют на самостоятельное предназначение в публично-правовой системе России.

В России выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Полноценная, эффективно действующая избирательная система - неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства - законодательства о выборах.

Нынешняя избирательная  система России сложилась в результате крупномасштабной избирательной реформы 1993-1995 гг., начавшейся всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. за принятие новой конституции - Конституции Российской Федерации и нашедшей дальнейшее выражение в федеральных законах "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "О референдуме Российской Федерации".

В Конституции (ст.32) провозглашается: "Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме". Пункт 3 статьи 32 определяет круг лиц, лишенных избирательного голоса: "Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда".

Это единственное ограничение  позволяет говорить о всеобщем избирательном  праве в Российской Федерации. Всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании закрепляется в ст.81 Конституции.

Целью курсовой работы является анализ института избирательной системы в целом и особенности ее развития в Российской Федерации.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. охарактеризовать понятие избирательного права и избирательной системы и описать основные виды избирательных систем;
    2. охарактеризовать современную российскую избирательную систему;
    3. раскрыть проблемы развития отечественных избирательных институтов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО  ПРАВА

В современной  России выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании

Избирательное право – это совокупность юридических  норм, обеспечивающих и регулирующих формирование выборных институтов власти.

Термин «избирательное право» употребляется и в другом, узком значении: избирательное право – это право граждан участвовать в формировании выборных институтов власти. В этом случае различают:

- активное избирательное  право – право гражданина избирать;

- пассивное  избирательное право – право  гражданина быть избранным.

Признание выборов  демократическими, а их результатов  легитимными обусловлено соблюдением  ряда основных принципов избирательного права. Нарушение же этих принципов подрывает доверие граждан к сформированным институтам власти.

Так принцип  равенства предполагает одинаковую для всех избирателей возможность  влиять на результаты выборов. Равенство  избирательного права достигается:

- наделением каждого избирателя равным числом голосов (как правилом, одним);

- обеспечением  единой нормы представительства,  то есть каждый депутат представляет  примерно равное число жителей  или избирателей.

С учетом последней  нормы образуются избирательные  округа.

Выборы президента Российской Федерации поводятся  по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю  территорию страны.

В Государственную  Думу избираются 450 депутатов по единому  федеральному округу, пропорционально  количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. Избирательное право действительно является равным, если в округе каждый депутат избирается равным числом избирателей. Однако этот принцип под разными предлогами часто нарушается.

Нарушением  принципа равенства избирательного права является также деление  избирательного корпуса по этническому, социально-классовому, территориально-поселенческому и другим признакам на неравноправные части с заранее установленным  числом мандатов, предоставляемых каждой из этих групп.

Принцип прямого  избирательного права предполагает право граждан участвовать в  формировании выборных институтов власти непосредственно. В России нижняя палата парламента – Госдума формируется  путём прямых выборов. Иначе устроена верхняя палата Федерального Собрания РФ -  Совет Федерации. В её состав входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: один – избирается законодательным органом из своего состава и один – назначается главой исполнительной власти.

Принцип тайного  голосования предполагает исключение возможности какого-либо контроля со стороны любых органов или  должностных лиц, а также общественных объединений и граждан над волеизъявлением избирателей. Поэтому законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из первостепенных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и при голосовании вне помещений избирательных участков. За нарушение тайны голосования предусматривается административная либо уголовная ответственность.

Принцип всеобщности  предполагает право всех взрослых и  психически здоровых граждан участвовать  в выборах. Реальная практика выборов  связана с наличием избирательных  цензов, то есть специальных условий, ограничивающих приобретение избирательного права. Цензы пассивного права, как правило, гораздо жестче цензов активного права.

Возрастной  ценз предполагает право участвовать  в выборах по достижению определенного  возраста. Достаточно долго в мире существовал высокий возрастной ценз – право голоса предоставлялось с 21-23 лет. Борьба молодежи за свои права, бурные выступления протеста, прокатившиеся по многим странам в 60-70-е годы, привели к тому, что возрастной ценз был снижен до 18 лет.

В настоящее  время в России активное избирательное право граждане получают с 18 лет. Дополнительные возрастные ограничения участия граждан России в выборах могут устанавливаться только в отношении пассивного избирательного права.

На выборах  в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации минимальный возраст кандидата 21 год - в органы местного самоуправления и в Госдуму, на пост президента с 35 лет.

Установление  максимального возраста кандидата, по достижению которого он утрачивает право быть избранным в государственные органы субъекта Российской Федерации, не допускается

Ценз гражданства  означает, что избирательные права  предоставляют только гражданам  данного государства.

Ценз оседлости  предполагает право участвовать  в выборах при условии проживания на данной территории не менее определенного законом срока.

Установление  ценза оседлости в отношении  пассивного избирательного права согласно федеральному законодательству может  осуществляться Конституцией Российской Федерации. В России правом быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления обладают все граждане, независимо от места их проживания, если иное прямо не предусмотрено Конституцией России. На конституционном уровне какие-либо ограничения пассивного избирательного права граждан России, за исключением президентских выборов, не допускаются. Право быть избранным на пост президента осуществляется при условии десятилетнего постоянного проживания на территории Российской Федерации. При этом участие в выборах является добровольным.

Ценз пола заключается в признании избирательных прав только за мужчинами. Борьба за предоставление женщинам равных избирательных прав с мужчинами началась в середине ХIХ века, и её результатом стало практически полное снятие ограничений по признаку пола (не считая некоторых мусульманских государств).

Информация о работе Избирательное право и избирательная система современной России