Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:10, курсовая работа
В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.
Введение 3
1 Понятие и сущность избирательного права 6
2 Понятие и виды избирательных систем 10
3 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 13
3.1 Понятие избирательной системы 13
3.2 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 14
3.3 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков 17
3.4 Избирательные комиссии 19
3.5 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов 21
3.6 Предвыборная агитация 22
3.7 Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование 23
3.8 Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 24
4 Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации 26
Заключение 30
Список использованных источников
Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу на основе мажоритарной системы абсолютного большинства.
В ходе трансформации политического режима выборы сыграли важную роль в формировании новых политических институтов, установлении новых выборов, этого все же не произошло. Однако нельзя упускать из виду того, что в России имели место факты переноса выборов.
Так, президентские выборы 2000 г. в связи с досрочной отставкой Б. Ельцина были перенесены с июня на март.
Могут ли российские граждане рассматривать данные выборы как свободные в плане доступа к участию в них избирателей и кандидатов? В целом - да, по крайней мере, на федеральном уровне. Но вряд ли таковыми в полной мере следует считать парламентские выборы 1993 г. и президентские выборы 1996 г. Ряд партий и политиков не были допущены к участию в них, другие подвергались давлению и вели агитационную кампанию под угрозой исключения.
Серьезная проблема любых выборов, происходящих в процессе модернизации политической системы, состоит в обеспечении их справедливости.
В современной политической науке получила широкое распространение теория элитарной демократии. Согласно этой теории, реальная власть в демократическом обществе принадлежит фактически правящей политической элите, а народные массы - имеют лишь право периодического электорального контроля. Демократия представляет собой не расширение участия народа в политическом процессе, а создание эффективных механизмов рекрутирования результативной элиты, подконтрольной народу.
Почему это происходит? Почему при демократии, где выборы являются важной формой народного волеизъявления, граждане пренебрегают этим инструментом влияния на политическую власть? Причины абсентеизма различны:
- аполитичность;
- отсутствие среди избираемых субъектов тех, кто мог бы достойно представлять интересы избирателей;
-убежденность, что выборы не окажут воздействия на сложившуюся политическую ситуацию;
- неверие в возможность повлиять на процесс принятия политических решений;
-недостаток и противоречивость информации о кандидатах или партиях;
Интересную позицию
по отношению к современной
Одно из первостепенных практических значений кодекса– передача функций от одного субъекта другому. Шаг за шагом формирование органов государственной власти и местного самоуправления передавалось от избирателей самой власти. В результате чего население Российской Федерации получило систему, в которой решения о назначении не только на все посты в исполнительной власти, но и на места депутатов представительных органов принимаются назначенными же лицами, занимающими вышестоящие ступени во властной иерархии. В тех случаях, когда назначения опосредуются избирательными процедурами, сами выборы носят номинальный, имитационный характер.
Второе значение деволюции – деградация, упадок. Выборы введены в жесткие рамки и законодательством, и избирательной практикой. Их результаты известны заранее. Исключен не только приход к власти сил оппозиции, но и не санкционированные сверху персональные перестановки на всех значимых позициях. Из избирательной системы изъято ее содержательное начало – политическая конкуренция.
Приближение главных выборов выдвигает на первый план преобразование избирательной системы. Возвращение выборам их истинного смысла – свободы и альтернативности – может стать первым шагом демократической реорганизации всей политической системы. Необходимо, однако, отдавать себе отчет в том, что мы слишком далеко ушли от демократических способов формирования органов власти. Их утверждение не может произойти одномоментно. Выдвигая программу преобразований, необходимо разделить ближайшие и более отдаленные цели, пройти по узкой тропе между максимализмом неосуществимого в ближайшей перспективе и чисто косметическим марафетом, порождающим иллюзию прогресса.
Одним из наиболее значимых моментов предполагаемых моментов изменений избирательного процесса является:
-восстановление процедуры
текущих выборов губернаторов;
- прямые выборы членов СФ (существует
вариант без вторжения в текст Конституции,
он уже прошел в Госдуме и Совете Федерации
в 1995 году, и мы находились тогда в полушаге
от избрания СФ на прямых выборах; процесс
был остановлен президентским вето);
-возврат к смешанной избирательной системе
на выборах представительных органов
(в более совершенном, предложенном разработчиками
избирательного кодекса варианте – взамен
действовавшего у нас прежде, когда итоги
выборов по пропорциональной системе
и в одномандатных округах не были взаимосвязаны);
- сокращение сроков полномочий президента. Очевидно, что при огромной концентрации полномочий, которые юридически и фактически сосредоточены в руках президента, продление сроков ведет к серьезному ослаблению возможностей избирателей оказывать влияние, и без того крайне ограниченное, на персональное замещение главного государственного института.
Для того чтобы внести необходимые изменения в действующее законодательство, необходимо:
1. Расширить конкурентное поле и открыть возможности участия для большего числа фигурантов, соревнующихся за голоса избирателей. предоставить им эффективные инструменты противодействия «искусственному отбору» партий и кандидатов для участия в выборах
2. Расширить спектр политического представительства, ослабить неравенство партий и кандидатов на выборах. Принятый вариант пропорциональной системы ущемляет пассивное избирательное право беспартийных граждан.
3. Серьезно усовершенствовать независимый общественный контроль над установлением итогов выборов.
Предлагается существенно изменить порядок формирования избирательных комиссий. И конечно, предлагается изменение в порядок голосования, подсчета голосов, направленное на воспрепятствование фальсификации.
Избирательное право - один из важнейших институтов современного конституционного права, реализация норм которого является главнейшим условием становления, развития и укрепления демократических элементов в жизни общества.
Опыт проведения президентских и парламентских избирательных кампаний определил необходимость политики правового реформирования российской избирательной системы на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном. Причин тому несколько: несовершенство современного российского избирательного законодательства; недостатки пропорциональной избирательной системы на парламентских выборах; необходимость государственного признания социальной ценности демократического воспроизводства государственной власти в рамках правовой институционализации адекватной избирательной системы; противоречивость российского избирательного законодательства, порождающая недоверие к выборам.
Состояние современной избирательной системы в Российской Федерации всегда влияло на политическую ситуацию и, как следствие, на стабильность государственной власти. На современном этапе развития избирательного законодательства России необходимо отметить, что в рамках законодательных инициатив Президента РФ избирательное право становится все более актуальным и приоритетным.
Немало избирательных споров порождает и недостаточный уровень правовой культуры избирателей и организаторов выборов. Многие споры просто не возникли бы, если бы некоторые кандидаты лучше разбирались в избирательном законодательстве. Низкая правовая культура участников избирательного процесса в определенной степени обусловлена тем, что избирательные правоотношения в России находятся на стадии становления. Им пока не достает зрелости, они еще не успели достаточно прочно сформироваться. Поэтому повышение правовой культуры участников избирательного процесса позволит гармонизировать избирательные правоотношения, что сократит количество спорных, конфликтных ситуаций.
Другой немаловажной проблемой является постоянные нарушения в избирательном процессе, то есть подкуп избирателей отдельными кандидатами, неравная борьба среди кандидатов в период проведения избирательной кампании, подтасовка результатов выборов и другие.
Проанализировав проблемы
современного российского избирательного
права, стоит отметить необходимость
дальнейшего реформирования избирательной
системы России. Однако несомненно,
что подходить к реформированию
избирательных отношений
Подводя итог, следует еще раз подчеркнуть, что реализация избирательных прав граждан сопряжена с рядом трудностей политического, социально-экономического, юридического характера. Объективной реальностью стало появление новых, часто скрытых и трудно преодолеваемых нарушений этих прав, которые выражаются как в их умалении, так и в создании препятствий для их использования, невыполнении конституционных и законодательно установленных обязанностей, корреспондирующих избирательным правам. Реализация гражданами РФ своих избирательных прав является опорой законности выборов в Российской Федерации.
Знание своих прав, способность их реализовать, при необходимости защищать и отстаивать являются составляющей принципов равного и прямого голосования. Необходимо осознавать степень значимости избирательных прав российских граждан в качестве единственного легитимного средства, обеспечивающего воспроизводство электоральных основ государственной и муниципальной власти.
Одними из основных задач правовой политики сегодня являются дальнейшая демократизация действующей избирательной системы России и определение путей ее совершенствования в целях обеспечения наиболее полной реализации и защиты избирательных прав граждан и, в конечном итоге, власти всего народа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93) (в ред. от 30.12.2008). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 15.06.2011.
2 Об обеспечении
3 Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: Закон РФ от 12.06.2002 г. № 67- ФЗ, в посл. ред. федеральных законов от 20.03.2011 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 15.06.2011.
4 О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Закон РФ от 20.05.2005 г. № 51-ФЗ (в ред. от 23.02.2011 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». – Послед. обновление 15.06.2011.
5 Авакьян С.А. Конституционное право России.-М.: 2007.
6 Гельман В.Я. Создавая правила игры: Российское избирательное законодательство переходного периода. // Полис. 1997.№4.
7 Головин А.Г. Избирательное право России.-М.: НОРМА, 2007.
8 Голосов Г.В. Пределы электоральной инженерии: «Смешанные несвязанные» избирательные системы в новых демократиях. // Полис, 1997, №3.
9 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-М.: Юристъ, 2008.
10 Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право России: .-М.: Книжный мир, 2006.
11 Муштук О.З., Киселёв Е.А. Современные избирательные системы и выборные технологии.-М.: 2005.
12 Селезнев Л.И. Политические
системы современности:
13 Таагпера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Полис. 1997. № 3.
1 Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред. от 20.03.2011 г.). Ст. 4. // Правовая система «Гарант».
2 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник.-М: Юристъ, 2008, с. 436.
3 Таагпера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем. // Полис. 1997. № 3.
4 Головин А.Г. Избирательное право России.-М.: НОРМА, 2007, с. 122.
5 Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред. от 20.03.2011 г.). Ст. 8. // Правовая система «Гарант».
6 Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред. от 20.03.2011 г.). Ст. 10. // Правовая система «Гарант».
7 Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред. от 20.03.2011 г.). Ст. 16. // Правовая система «Гарант».
8 Федеральный закон Российской Федерации от 12 июня 2002 г. № 67- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( в ред. от 20.03.2011 г.). Ст. 17. // Правовая система «Гарант».
Информация о работе Избирательное право и избирательная система современной России