Избирательное право и избирательная система современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократического правового государства народовластие превратилось в реальную конституционную основу всей российской государственности, механизм ее реформирования и дальнейшего развития. От решения избирателей, определяющих путем выборов конкретный состав представительных органов государственной власти и местного самоуправления, а также партийную принадлежность и связанный с ней дальнейший политический курс выборных органов федерального, регионального и местных уровней, в значительной степени зависит общее направление движения страны на обозримый период.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и сущность избирательного права 6
2 Понятие и виды избирательных систем 10
3 Общая характеристика избирательной системы в Российской Федерации 13
3.1 Понятие избирательной системы 13
3.2 Принципы проведения выборов в Российской Федерации 14
3.3 Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков 17
3.4 Избирательные комиссии 19
3.5 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов 21
3.6 Предвыборная агитация 22
3.7 Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование 23
3.8 Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан 24
4 Основные тенденции и проблемы развития избирательных институтов в Российской Федерации 26
Заключение 30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

КП.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Срок полномочий федеральных  органов государственной власти устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления устанавливается соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет5.

Голосование может быть назначено только на воскресенье. Не допускается назначение голосования на нерабочий праздничный день и на предшествующий ему день, на день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем6.

Избирательные права граждан  Российской Федерации имеют ряд  гарантий, в качестве которых выступают, в первую очередь, разные стороны  организации и проведения выборов.

3.3. Регистрация (учет) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков

Все граждане Российской Федерации, обладающие активным избирательным правом, подлежат регистрации (учету). Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на соответствующей территории.

Регистрация (учет) избирателей, участников референдума, установление численности зарегистрированных избирателей, участников референдума осуществляется по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года с использованием ГАС «Выборы»7.

 Все граждане Российской  Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей  на конкретном избирательном участке  является его проживание на территории этого избирательного участка. Гражданин Российской Федерации может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Список избирателей передается в участковую избирательную комиссию не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.

Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается8.

В Российской Федерации используется территориальный принцип организации  выборов. Это означает, что выборы производятся по избирательным округам.

Избирательный округ – территория, образуемая в установленном законодательством порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами Российской Федерации избираются депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).9

          Избирательные округа образуются на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории, которые предоставляются исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки.

3.4 Избирательные комиссии.

Избирательными называются комиссии, организующие проведение выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, проведение выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления. Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов  в Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации; избирательные комиссии субъектов Российской Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии10.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует  на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной  комиссии пять лет. Она состоит из 15 членов.

Центральная избирательная комиссия совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации организует государственную систему регистрации (учета) избирателей, участников референдума и участвует в осуществлении регистрации (учета) избирателей, участников референдума, в том числе формирует и ведет регистр избирателей, участников референдума, а также осуществляет проверку сводных финансовых отчетов и сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемого политическими партиями в виде вступительных и членских взносов, пожертвований граждан и юридических лиц, информирует граждан о результатах этих проверок. 11

      Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Федерации осуществляется законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти данных субъектов на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, выборных органов местного самоуправления, избирательной комиссии субъекта Федерации или соответственно окружной избирательной комиссии предыдущего состава.

После регистрации кандидата избирательное  объединение, блок, выдвинувшие кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в избирательную  комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с совещательным голосом имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей избирательной комиссии, должны оповещаться о всех заседаниях избирательной комиссии, вправе выступать на ее заседаниях.

Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в иные средства массовой информации в сроки, установленные соответствующими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Избирательные комиссии действуют  на основе коллегиальности.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам субъектов  Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выборов) или судом.

При подготовке и проведении выборов  избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений и блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей.

3.5 Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.

Кандидаты могут быть выдвинуты  избирателями соответствующего избирательного округа и в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями12.

Выдвижение кандидатов непосредственно  избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании  за данного кандидата, с уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов.

В поддержку кандидатов (списков  кандидатов), выдвинутых непосредственно  избирателями, избирательными объединениями, собираются подписи избирателей  в порядке, определяемом законом. Кандидаты (списки кандидатов) регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению кандидата о самовыдвижении, а также по представлению отдельных избирателей, группы избирателей, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов при наличии заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по данному избирательному округу. Одновременно в соответствующую избирательную комиссию представляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата (списка кандидатов).

Если ко дню голосования в  избирательном округе не будет зарегистрирован  ни один кандидат либо число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один кандидат, выборы в этом избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий13.

Кандидат вправе в любое время  снять свою кандидатуру, но не позднее  чем за три дня до дня голосования.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.

3.6 Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация – деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов или против него (них)14.

Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпускай распространения агитационных печатных материалов.15

Избирательные комиссии осуществляют контроль над соблюдением установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата, списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Агитационный период прекращается в ноль часов  по местному времени за одни сутки  до дня голосования. Печатные агитационные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, могут сохраняться в день голосования на прежних местах.

3.7 Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.

Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в один из календарных выходных дней. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

О времени и месте голосования  территориальные и участковые избирательные  комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня его проведения через средства массовой информации или иным способом.

Избиратель, который не будет иметь  возможности прибыть в помещение  для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, за 20 дней до дня голосования и в день голосования, вправе получить в участковой избирательной комиссии открепительное удостоверение.

Голосование проводится путем нанесения  избирателем в избирательном  бюллетене какого-либо знака в  квадрате (квадратах), относящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается

Заполненные избирательные бюллетени  опускаются избирателями в ящики  для голосования.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты подсчетов бюллетеней.

После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия заполняет протокол об итогах голосования.

На основании протоколов участковых, территориальных (районных, городских  и других) избирательных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия устанавливает результаты выборов по избирательному округу. Об этом составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

3.8 Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан                                                                   Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов соответствующего уровня производятся за счет средств, выделяемых из бюджета (федерального, субъекта Федерации, местного).

Кандидаты создают собственные  избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При  выборах в органы государственной  власти и в органы местного самоуправления избирательные объединения и блоки тоже могут создавать избирательные фонды.

Для предвыборной агитации допускается  использование денежных средств, перечисленных  в избирательные фонды.

Действующее законодательство о выборах  предусматривает ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

 

4 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Современная избирательная  система сложилась в 1993-1995 гг., а также в ходе последующих изменений, вносимых в избирательное законодательство.

Избирательная система  современной России строится на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Согласно Конституции  РФ, в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система современной России