Избирательные округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократической правовой государственности и превращения народовластия из ее формального атрибута в реальный политико-правовой институт и механизм, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность и преемственность осуществления власти, наблюдается и изменение в понимании роли и места институтов прямой демократии. Конституционно-правовое определение свободных выборов и референдумов в качестве высшего и непосредственного выражения власти народа фундаментальным образом отразилось и на содержании и структуре политического публичного права в той его части, которая связана с правовым регулированием выборов и референдумов. Конституционное право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право, но надлежащую процедуру и гарантии реализации и защиты политической правосубъектности граждан заняли центральное место в системе конституционного права Российской Федерации

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Избирательные округа 4
1.1. Понятие избирательного округа 4
1.2. Образование избирательного округа 9
1.3. Образование избирательных округов Тюменской области 13
Глава 2. Избирательные участки 18
2.1. Определение избирательных участков 18
2.2. Образование избирательных участков. 19
2.3. Особые случаи образования избирательных участков 21
2.4. Образование избирательных участков в Тюменской области 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.59 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Избирательные округа 4

1.1. Понятие избирательного округа 4

1.2. Образование избирательного округа 9

1.3. Образование избирательных округов Тюменской области 13

Глава 2. Избирательные участки 18

2.1. Определение избирательных участков 18

2.2. Образование избирательных участков. 19

2.3. Особые случаи образования избирательных участков 21

2.4. Образование избирательных участков в Тюменской области 23

Заключение 27

Список литературы 28

 

 

Введение

В условиях становления и развития в России демократической правовой государственности и превращения  народовластия из ее формального  атрибута в реальный политико-правовой институт и механизм, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность  и преемственность осуществления  власти, наблюдается и изменение  в понимании роли и места институтов прямой демократии. Конституционно-правовое определение свободных выборов  и референдумов в качестве высшего  и непосредственного выражения  власти народа фундаментальным образом  отразилось и на содержании и структуре  политического публичного права  в той его части, которая связана  с правовым регулированием выборов  и референдумов. Конституционное  право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право, но надлежащую процедуру и гарантии реализации и защиты политической правосубъектности граждан заняли центральное место в системе конституционного права Российской Федерации

Глава 1. Избирательные округа

1.1. Понятие избирательного округа

Избирательный округ — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

В российском избирательном праве  известны следующие виды избирательных  округов:

    • единый избирательный округ — избирательный округ, включающий в себя всю территорию, от которой избирается должностное лицо либо на которой проводятся выборы в представительный орган по пропорциональной избирательной системе по спискам кандидатов;
    • многомандатный избирательный округ — избирательный округ, в котором избираются несколько депутатов, и за каждого из них избиратель голосует персонально, при этом голосование может быть организовано по блоковой системе, системе ограниченного вотума, системе единственного непередаваемого голоса;
    • одномандатный избирательный округ — избирательный округ, от которого избирается один депутат, при этом голосование может быть организовано по мажоритарной избирательной системе относительного большинства или абсолютного большинства.

Избирательные округа – это наиболее частая разновидность избирательных  единиц. В случае формирования представительных органов не по территориальному, а  по какому-либо иному принципу избирательными единицами служат соответствующие  иные объединения избирателей.

Так, в тех социалистических странах, где кроме территориального применялись  такие, например, принципы представительства, как производственный или политико-организационный (югославские конституции 1974 г.), избирательными единицами служили соответственно трудовые коллективы и их объединения  или объединения избирателей  по общественно-политическим организациям, которыми считались и такие организации, как, скажем, профсоюзы.

Порядок разделения территории на избирательные  округа имеет весьма важное политическое значение, ибо, как будет показано ниже, от этого могут зависеть результаты выборов. Поэтому обычно он устанавливается  законом, а подчас основные его принципы включаются в конституцию. Например, согласно § 2 и 3 ст. 63 Бельгийской конституции 1831 года в ныне действующей редакции число мест, предоставляемых в  Палате представителей (нижней) каждому  избирательному округу, должно быть пропорционально  численности его населения, для  чего численность населения страны делится на 150 (число мест в палате).

Численность населения каждого  избирательного округа делится на полученное частное. Избирательный округ получает в Палате число мандатов, равное целому числу, составляющему частное  от второго деления. Оставшиеся места  передаются тем избирательным округам, у которых после второго деления оказался наибольший остаток. Перераспределение числа мест между округами производится Королем после проводимой каждые 10 лет переписи населения, результаты которой подлежат опубликованию в течение 6 месяцев, а еще через 3 месяца следует определить число мест, передаваемых каждому округу.

Новое распределение применяется, начиная со следующих всеобщих выборов (следовательно, частичные выборы проводятся по тем же округам, по которым проводились  всеобщие). Число и границы избирательных  округов определяются законом. Вместо переписи населения допустим иной способ определения численности населения  в избирательных округах, устанавливаемый  законом.

В Великобритании избирательные округа пересматриваются законом 1 раз в 15 лет по предложению комиссии, возглавляемой  спикером (председателем) Палаты общин. При этом должны учитываться границы  территориальных единиц и округа должны иметь «демографически сравнимое  значение».

В Германии определение избирательных  округов по выборам в Бундестаг  Законом о федеральных выборах 1956 года в редакции 1993 года возложено  на назначаемую Федеральным президентом  постоянную комиссию по установлению границ избирательных округов, в  состав которой входят глава Федерального статистического ведомства, один судья  Федерального административного суда и пять других членов.

Доклад комиссии представляется федеральному министру внутренних дел, который безотлагательно  передает его Бундестагу и публикует в федеральном правительственном бюллетене. Закон установил следующие принципы образования избирательных округов:

    • подлежат соблюдению границы земель (они не должны пересекаться границами избирательных округов);
    • отклонение численности населения избирательного округа от средней не должно превышать 25 %; если отклонение превысило 33 1/3 %, границы округа подлежат пересмотру;
    • число округов в землях должно быть по возможности пропорционально численности населения земель;
    • территория избирательного округа едина;
    • по возможности должны соблюдаться (не пересекаться) границы общин, уездов и городов, выделенных из уездов.

Во Франции избирательные округа устанавливаются министерством  внутренних дел и утверждаются Парламентом.

В принципе избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, о котором  говорилось выше как о непременном  элементе равного избирательного права. Это значит, что одномандатные  избирательные округа создаются  с примерно одинаковым числом жителей.

Поскольку, однако, возможны существенные колебания между регионами по числу граждан, по тем или иным причинам не имеющих права голоса (например, вследствие резких различий в уровне рождаемости есть регионы  с большим и малым числом детей), то для обеспечения равного веса голоса в качестве нормы представительства  может быть принято число не жителей, а избирателей. Однако это бывает редко: депутат представляет все же не только избирателей, но и всю совокупность жителей своего избирательного округа.

Что же касается многомандатных избирательных  округов, то если число мандатов в  каждом из них одинаковое, они также  должны быть примерно равны по числу  жителей (избирателей). Обычно же такие  избирательные округа имеют различное  число мандатов, и в этом случае оно должно соответствовать численности  населения округа. Меньший вес  голоса в большем по населению  округе уравновешивается тем, что в  этом большем округе избиратель влияет на выборы большего числа депутатов.

Встречаются иногда случаи, когда  единая норма представительства  умышленно нарушается при нарезке  избирательных округов. Если округа одномандатные, то один может оказаться  значительно больше другого, что  искусственно увеличивает вес голосов  избирателей из малых округов  и уменьшает его для избирателей  из округов крупных.

Например, если округа с населением 100 и 200 тыс. жителей избирают по одному депутату, то голос избирателя первого  округа «весит» примерно вдвое больше голоса избирателя из второго округа. При многомандатных округах может  быть достигнуто то же самое, только уловить  это жульничество бывает сложнее. Такая  практика называется «избирательной географией»  или «избирательной геометрией», а  в США – «джерримэндеринг»  по (имени губернатора одного из штатов Джерри, практиковавшего жульническую нарезку избирательных округов, чтобы дать преимущество своей партии).

1.2. Образование избирательного округа

Образование избирательных округов - вторая стадия избирательного процесса. В основе образования избирательных  округов лежит территориальный  принцип, то есть избиратели распределяются по округам в соответствии с их постоянным или преимущественным проживанием  на определенной территории. Данный принцип  соответствует принципам всеобщего  и равного избирательного права, так как все избиратели принимают  участие в выборах на равных основаниях. Кроме территориального принципа образования  избирательных округов возможны производственный, корпоративный, сословный  и иные принципы, использовавшиеся в истории института выборов. Территориальный принцип является наиболее демократичным.

Единая норма представительства  означает, что избирательные округа являются равными по числу объединяемых в них избирателей. Данное правило  исходит из необходимости получения  такого результата, когда каждое избранное  лицо имело бы одинаковый «удельный  вес» народного доверия, а каждый избиратель был бы одинаково представлен  в законодательном (представительном) органе государственной власти (местного самоуправления).

В основе образования административно - территориальных избирательных округов лежит административно-территориальное деление Российской Федерации. Такие округа предполагают в качестве «цены» одного депутатского мандата не равное по сравнению с наполнением другого мандата количество избирателей, а избирательный корпус административно-территориальной единицы (муниципального образования). Административно - территориальные округа традиционно используются для образования в составе представительного органа «верхней» палаты - палаты представителей от каждой обособленной единицы территории. Таким образом, депутаты, избранные по административно-территориальным округам, являются, прежде всего, представителями интересов своих административных (муниципальных) единиц (населения этих единиц). Данная разновидность округов используется для формирования «верхних» палат региональных парламентов в Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Карелии, Республике Саха (Якутия), а также для формирования части однопалатного парламента в Республике Марий Эл, Чувашии, Ненецком автономном округе.

Два этих принципа образования округов  для выборов представительных органов  могут сочетаться. Так, для выборов  депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе  образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не  менее одного избирательного округа на субъект Российской Федерации.

В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании  пропорциональной избирательной системы  образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты Государственной Думы, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного  округа, включающего всю территорию Российской Федерации. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным  образом по соответствующим округам избираются главы субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан» предусматривает образование только «чисто» территориальных округов  и предъявляет к ним следующие  требования:

    1. примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 15%.1 При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10%, а в труднодоступных и отдаленных местностях - 15% от средней нормы представительства. Данное требование не применяется при выборах в федеральные органы власти, если федеральным законом установлена обязательность образования не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Федерации;
    2. избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий;
    3. при соблюдении первых двух условий учитывается  административно - территориальное устройство (деление) субъекта Российской Федерации, территории муниципальных образований.

Закон также предъявляет особое требование к многомандатным округам: число мандатов, подлежащих распределению  в таком округе не может превышать  пяти. Данное требование установлено  законодателем с целью исключить  возможность того, что в избирательном  бюллетене будет содержаться  большое количество кандидатов и  выбор избирателя между ними будет  затруднен. Еще одним недостатком  могло бы явиться то, что голоса избирателей будут «распылены»  между многочисленными кандидатами  и победитель в рамках системы  относительного большинства будет  избран очень малым количеством  голосов.

Информация о работе Избирательные округа