Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:43, реферат
В условиях становления и развития в России демократической правовой государственности и превращения народовластия из ее формального атрибута в реальный политико-правовой институт и механизм, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность и преемственность осуществления власти, наблюдается и изменение в понимании роли и места институтов прямой демократии. Конституционно-правовое определение свободных выборов и референдумов в качестве высшего и непосредственного выражения власти народа фундаментальным образом отразилось и на содержании и структуре политического публичного права в той его части, которая связана с правовым регулированием выборов и референдумов. Конституционное право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право, но надлежащую процедуру и гарантии реализации и защиты политической правосубъектности граждан заняли центральное место в системе конституционного права Российской Федерации
Введение 3
Глава 1. Избирательные округа 4
1.1. Понятие избирательного округа 4
1.2. Образование избирательного округа 9
1.3. Образование избирательных округов Тюменской области 13
Глава 2. Избирательные участки 18
2.1. Определение избирательных участков 18
2.2. Образование избирательных участков. 19
2.3. Особые случаи образования избирательных участков 21
2.4. Образование избирательных участков в Тюменской области 23
Заключение 27
Список литературы 28
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Избирательные округа 4
1.1. Понятие избирательного округа 4
1.2. Образование избирательного округа 9
1.3. Образование избирательных округов Тюменской области 13
Глава 2. Избирательные участки 18
2.1. Определение избирательных участков 18
2.2. Образование избирательных участков. 19
2.3. Особые случаи образования избирательных участков 21
2.4. Образование избирательных участков в Тюменской области 23
Заключение 27
Список литературы 28
В условиях становления и развития
в России демократической правовой
государственности и
Избирательный округ — территория, от которой избирателями выбирается депутат (депутаты) представительного органа или выборное должностное лицо (выборные должностные лица).
В российском избирательном праве известны следующие виды избирательных округов:
Избирательные округа – это наиболее частая разновидность избирательных единиц. В случае формирования представительных органов не по территориальному, а по какому-либо иному принципу избирательными единицами служат соответствующие иные объединения избирателей.
Так, в тех социалистических странах,
где кроме территориального применялись
такие, например, принципы представительства,
как производственный или политико-организационный
(югославские конституции 1974 г.), избирательными
единицами служили
Порядок разделения территории на избирательные округа имеет весьма важное политическое значение, ибо, как будет показано ниже, от этого могут зависеть результаты выборов. Поэтому обычно он устанавливается законом, а подчас основные его принципы включаются в конституцию. Например, согласно § 2 и 3 ст. 63 Бельгийской конституции 1831 года в ныне действующей редакции число мест, предоставляемых в Палате представителей (нижней) каждому избирательному округу, должно быть пропорционально численности его населения, для чего численность населения страны делится на 150 (число мест в палате).
Численность населения каждого избирательного округа делится на полученное частное. Избирательный округ получает в Палате число мандатов, равное целому числу, составляющему частное от второго деления. Оставшиеся места передаются тем избирательным округам, у которых после второго деления оказался наибольший остаток. Перераспределение числа мест между округами производится Королем после проводимой каждые 10 лет переписи населения, результаты которой подлежат опубликованию в течение 6 месяцев, а еще через 3 месяца следует определить число мест, передаваемых каждому округу.
Новое распределение применяется,
начиная со следующих всеобщих выборов
(следовательно, частичные выборы проводятся
по тем же округам, по которым проводились
всеобщие). Число и границы избирательных
округов определяются законом. Вместо
переписи населения допустим иной способ
определения численности
В Великобритании избирательные округа
пересматриваются законом 1 раз в 15
лет по предложению комиссии, возглавляемой
спикером (председателем) Палаты общин.
При этом должны учитываться границы
территориальных единиц и округа
должны иметь «демографически
В Германии определение избирательных
округов по выборам в Бундестаг
Законом о федеральных выборах
1956 года в редакции 1993 года возложено
на назначаемую Федеральным
Доклад комиссии представляется федеральному министру внутренних дел, который безотлагательно передает его Бундестагу и публикует в федеральном правительственном бюллетене. Закон установил следующие принципы образования избирательных округов:
Во Франции избирательные
В принципе избирательные округа должны нарезаться так, чтобы обеспечить равный вес голосов избирателей, о котором говорилось выше как о непременном элементе равного избирательного права. Это значит, что одномандатные избирательные округа создаются с примерно одинаковым числом жителей.
Поскольку, однако, возможны существенные колебания между регионами по числу граждан, по тем или иным причинам не имеющих права голоса (например, вследствие резких различий в уровне рождаемости есть регионы с большим и малым числом детей), то для обеспечения равного веса голоса в качестве нормы представительства может быть принято число не жителей, а избирателей. Однако это бывает редко: депутат представляет все же не только избирателей, но и всю совокупность жителей своего избирательного округа.
Что же касается многомандатных избирательных округов, то если число мандатов в каждом из них одинаковое, они также должны быть примерно равны по числу жителей (избирателей). Обычно же такие избирательные округа имеют различное число мандатов, и в этом случае оно должно соответствовать численности населения округа. Меньший вес голоса в большем по населению округе уравновешивается тем, что в этом большем округе избиратель влияет на выборы большего числа депутатов.
Встречаются иногда случаи, когда
единая норма представительства
умышленно нарушается при нарезке
избирательных округов. Если округа
одномандатные, то один может оказаться
значительно больше другого, что
искусственно увеличивает вес голосов
избирателей из малых округов
и уменьшает его для
Например, если округа с населением 100 и 200 тыс. жителей избирают по одному депутату, то голос избирателя первого округа «весит» примерно вдвое больше голоса избирателя из второго округа. При многомандатных округах может быть достигнуто то же самое, только уловить это жульничество бывает сложнее. Такая практика называется «избирательной географией» или «избирательной геометрией», а в США – «джерримэндеринг» по (имени губернатора одного из штатов Джерри, практиковавшего жульническую нарезку избирательных округов, чтобы дать преимущество своей партии).
Образование избирательных округов
- вторая стадия избирательного процесса.
В основе образования избирательных
округов лежит территориальный
принцип, то есть избиратели распределяются
по округам в соответствии с их
постоянным или преимущественным проживанием
на определенной территории. Данный принцип
соответствует принципам
Единая норма
В основе образования административно
- территориальных избирательных округов
лежит административно-
Два этих принципа образования округов для выборов представительных органов могут сочетаться. Так, для выборов депутатов Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе образуются округа, основанные на единой норме представительства, но не менее одного избирательного округа на субъект Российской Федерации.
В случае избрания от всей территории, в рамках которой проводятся выборы, одного лица, а также при использовании пропорциональной избирательной системы образуется избирательный округ, включающий в себя всю эту территорию. Так, депутаты Государственной Думы, избираемые по пропорциональной системе, избираются от общефедерального многомандатного округа, включающего всю территорию Российской Федерации. Также по общефедеральному округу избирается Президент РФ. Аналогичным образом по соответствующим округам избираются главы субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований.
Федеральный закон «Об основных
гарантиях избирательных прав граждан»
предусматривает образование
Закон также предъявляет особое
требование к многомандатным округам:
число мандатов, подлежащих распределению
в таком округе не может превышать
пяти. Данное требование установлено
законодателем с целью