Избирательные округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 22:43, реферат

Описание работы

В условиях становления и развития в России демократической правовой государственности и превращения народовластия из ее формального атрибута в реальный политико-правовой институт и механизм, обеспечивающий социальную легитимность, непрерывность и преемственность осуществления власти, наблюдается и изменение в понимании роли и места институтов прямой демократии. Конституционно-правовое определение свободных выборов и референдумов в качестве высшего и непосредственного выражения власти народа фундаментальным образом отразилось и на содержании и структуре политического публичного права в той его части, которая связана с правовым регулированием выборов и референдумов. Конституционное право избирать и быть избранным, право на участие в референдуме, право, но надлежащую процедуру и гарантии реализации и защиты политической правосубъектности граждан заняли центральное место в системе конституционного права Российской Федерации

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Избирательные округа 4
1.1. Понятие избирательного округа 4
1.2. Образование избирательного округа 9
1.3. Образование избирательных округов Тюменской области 13
Глава 2. Избирательные участки 18
2.1. Определение избирательных участков 18
2.2. Образование избирательных участков. 19
2.3. Особые случаи образования избирательных участков 21
2.4. Образование избирательных участков в Тюменской области 23
Заключение 27
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 44.59 Кб (Скачать файл)

Организационная сторона образования  избирательных округов регулируется следующим образом.

Для проведения выборов депутатов  представительного органа местного самоуправления образуются одномандатные  избирательные округа на основании  данных избирательной комиссии муниципального образования о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, которые предоставляются  главой муниципального образования  или иным уполномоченным должностным  лицом (органом) местного самоуправления, а также командирами воинских частей не позднее 5 дней после назначения дня голосования.

Соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно-территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунктов (улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом округе. Данная схема не позднее, чем за 60 дней до дня голосования утверждается соответствующим представительным органом государственной власти (местного самоуправления).

Если  на территории муниципального образования  представительный орган местного самоуправления отсутствует или не принимает  решение об образовании избирательных  округов в установленный срок, выборы проводятся по избирательным  округам, схема которых была утверждена при проведении выборов депутатов  представительного органа местного самоуправления прежнего созыва.

Представительный орган местного самоуправления публикует схему  образования избирательных округов, включая ее графическое изображение, не позднее чем через 5 дней после  ее утверждения.

1.3. Образование избирательных округов Тюменской области

Схема одномандатных избирательных  округов разрабатывается Избирательной  комиссией Тюменской области  и утверждается после согласования с Избирательной комиссией Ханты-Мансийского  автономного округа - Югра и с  Избирательной комиссией Ямало-Ненецкого автономного округа не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, и включает в себя границы избирательных округов, перечень административно-территориальных единиц или муниципальных образований либо перечень населенных пунктов, входящих в каждый избирательный округ (если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта с указанием домов и улиц, по которым проходит граница), с указанием номера каждого избирательного округа, места нахождения каждой окружной избирательной комиссии или избирательной комиссии, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии, числа избирателей в каждом избирательном округе.

Тюменская областная Дума утверждает схему избирательных округов, включая  их графическое изображение, не позднее  чем за 20 дней до истечения срока, установленного пунктом 1 статьи 90 настоящего Кодекса, когда должны быть, назначены выборы, при этом указанный представительный орган вправе вносить поправки в представленную схему.

Если Тюменской областной Думой  новая схема одномандатных избирательных  округов не утверждена в срок, установленный  в пункте 2 настоящей статьи, Избирательная  комиссия Тюменской области принимает  одно из следующих решений:

    1. о проведении выборов по прежней схеме округов (если схема избирательных округов, утвержденная для выборов депутатов Тюменской областной Думы прежнего созыва, (далее - прежняя схема округов) соответствует требованиям, установленным Федеральным законом и настоящим Кодексом);
    2. о проведении выборов по избирательным округам, схема которых утверждается Избирательной комиссией Тюменской области не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов (если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным Федеральным законом и настоящим Кодексом, и (или) признана судом в установленном Федеральным законом порядке недействующей и не подлежащей применению). При этом если число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 4 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 4 настоящей статьи.

Одномандатные избирательные округа по выборам депутатов областной  Думы должны образовываться с соблюдением  следующих требований:

    1. соблюдается примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей в избирательных округах с допускаемым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более чем на 30 процентов;
    2. при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанный выше предел, но не должно составлять более 40 процентов;
    3. соблюдается принцип территориального единства: избирательный округ должен составлять единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Перечень труднодоступных и  отдаленных местностей, а также территорий компактного проживания коренных малочисленных  народов устанавливается соответствующими законами Тюменской области, Ханты-Мансийского  автономного округа Югры, Ямало-Ненецкого  автономного округа.

При соблюдении требований, касающихся образования одномандатных избирательных  округов, указанных в пункте 4 настоящей  статьи, учитываются административно-территориальное  устройство (деление) Тюменской области, территории муниципальных образований.

Опубликование (обнародование) схемы  одномандатных избирательных округов, включая ее графическое изображение, осуществляется Тюменской областной  Думой или Избирательной комиссией  Тюменской области не позднее  чем через пять дней после ее утверждения.

Глава 2. Избирательные участки

2.1. Определение избирательных участков

Избирательный участок — территориальная  единица, образуемая в период выборов  и референдумов для проведения голосования  и подсчёта голосов. Избирательными участками также зачастую ошибочно называют помещения для голосования (пункты голосования).

На территории избирательных участков действуют участковые избирательные  комиссии и составляются списки избирателей, обладающих активным избирательным  правом на соответствующей территории.

Избирательные участки не должны пересекать границ избирательных округов.

На избирательных участках обустраиваются специальные места для голосования, выдаются избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, проводится голосование  и осуществляется непосредственно  общественное наблюдение за ходом выборов, референдума.

В помещениях для голосования соответствующие  комиссии подсчитывают голоса избирателей, участников референдума и подводят итоги голосования по конкретному  избирательному участку, участку референдума. Деятельность создаваемых в границах их территорий участковых комиссий призвана обеспечить одну из важнейших гарантий реализации гражданами всеобщего избирательного права - свободного их волеизъявления во время проведения выборов, референдумов.

В США очень распространены машины для голосования. Они упрощают процесс  голосования. Эти машины также устанавливаются  в закрытых кабинах. При помощи такой  машины голосование проводится быстро, человек, нажимая рычажки, выбирает кандидата в президенты и одновременно с этим выбирает сенатора, члена  Палаты Представителей, мэра города, советника  в муниципальный совет, участвует  в местном референдуме и т.д.

Как правило, избирательный участок  гораздо меньше избирательного округа, на территории округа располагается  несколько, а иногда и множество  избирательных участков. Однако в  небольших населенных пунктах при  выборах органов местного самоуправления участок может охватывать несколько  избирательных округов, которые  включают кандидатов, выдвинутых группами домов или улиц.

Не во всех странах образуются специальные  избирательные участки, в качестве таковых могут служить низовые  единицы политико-административного  деления территории страны (например, во Франции избирательными участками  являются коммуны).

2.2. Образование избирательных участков.

Избирательные участки представляют собой структурные единицы избирательных  округов, предназначенные для непосредственной организации голосования избирателей. Избирательные участки не должны пересекать границ избирательных округов.

Избирательные участки образуются главой муниципального образования  по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности  избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, из расчета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке.

Основным критерием образования  избирательных участков является максимальная приближенность их к избирателям  и легкодоступность. Поскольку голосование  проводится только на избирательных  участках, при их образовании необходимо обеспечить полный охват избирателей, предоставить реальную возможность  всем категориям избирателей реализовать  свои избирательные права.

Отменена существовавшая ранее  практика образования избирательных  участков на вокзалах, аэропортах, речных и морских портах, поскольку избиратель, которому в день голосования предстоит  поездка, имеет право проголосовать  досрочно по месту своего жительства.

Избирательные участки для проведения голосования и подсчета голосов  избирателей, находящихся в день голосования на территориях иностранных  государств, образуются руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны их пребывания не позднее, чем за 30 дней до дня голосования. При этом требование о числе зарегистрированных избирателей  может не применяться. Руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации сообщают в Центральную  избирательную комиссию Российской Федерации об образовании избирательных  участков не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня  голосования, списки избирательных  участков публикуются главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня голосования.

Списки избирательных участков с указанием их номеров и границ (если избирательный участок образован  на территории части населенного  пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован  на территориях нескольких населенных пунктов), мест нахождения участковых избирательных комиссий, помещений  для голосования и номеров  телефонов участковых избирательных  комиссий публикуются главой муниципального образования (в случае, если уставом  муниципального образования такая  должность не предусмотрена, - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 25 дней до дня голосования, а в исключительных случаях, - не позднее чем через три дня после их образования.

Вопросы публикации сведений об избирательных  участках, образованных за пределами  территории Российской Федерации, решаются руководителями соответствующих дипломатических  представительств или консульских  учреждений Российской Федерации с  учетом местных условий.

2.3. Особые случаи образования избирательных участков

Избирательное законодательство также  допускает образование избирательных  участков:

    • за пределами территории России — руководителями дипломатических представительств и консульских учреждений;
    • в местах временного пребывания избирателей, участников референдума (больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и других местах временного пребывания) — главой местной администрации по согласованию с вышестоящей комиссией;
    • в труднодоступных и отдалённых местностях — вышестоящей комиссией по согласованию с руководителем расположенного там объекта;
    • на судах, находящихся в день голосования в плавании — вышестоящей комиссией по согласованию с судовладельцем или капитаном судна;
    • на полярных станциях — вышестоящей комиссией по согласованию с начальником полярной станции;
    • в воинских частях — командирами воинских частей. Членам избирательных комиссий, кандидатам и их доверенным лицам, наблюдателям, а также представителям средств массовой информации должны быть обеспечены доступ в помещения для голосования и возможность осуществления их прав в соответствии с настоящим Законом по предъявлении соответствующих удостоверений. Список избирателей на избирательном участке, образованном в воинской части, находящейся за пределами территории Российской Федерации, составляется участковой избирательной комиссией не позднее чем за 20 дней до дня голосования на основании сведений об избирателях, представляемых командиром воинской части. Согласно пункту 6 статьи 26 и пункту 4 статьи 27 Федерального закона военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов, командированные в состав миротворческих миссий за пределы территории Российской Федерации и проживающие за пределами территории Российской Федерации или находящиеся в иной длительной заграничной командировке, включаются соответствующей участковой избирательной комиссией в список избирателей на избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, на основании письменного заявления, поданного в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее дня, предшествующего дню голосования, либо устного обращения в день голосования.

Информация о работе Избирательные округа