Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа
Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.
Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13
1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.) 13
1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская) 30
1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов 56
ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90
2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» 90
2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138
3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140
3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151
Введение
ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13
1.1. Теоретические основы
инновационных подходов к
1.2. Теоретико-методическая
концепция начального
1.3. Инновационные методики
начального музыкального
ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90
2.1. Идеи гуманизации и
природосообразности в
2.2. «Классико-стремительная»
теоретико-методическая
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138
3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140
3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение к работе
Актуальность исследования
Радикальные экономические и социальные преобразования последних десятилетий в России требуют от системы образования более гибкого, опережающего реагирования на изменения в социокультурной среде, адаптации к ним. В данных условиях особую актуальность приобретает совершенствование базового звена музыкального образования. Для детских учебных заведений (музыкальные школы, школы и лицеи искусств) это означает усиление внимания к проблемам начального музыкального образования. Музыкальное обучение на начальном этапе выполняет две важнейшие образовательные функции: развитие музыкально-творческих способностей детей и юношества и формирование художественной культуры учащихся.
В настоящее время в
области начального музыкального обучения
существуют две тенденции. Первая связана
с разработкой новых методик
и технологий образовательного процесса
- педагогическими инновациями. Вторая
заключается в строгом
Важнейшей задачей внедрения
современных методологических и
технологических подходов в процесс
начального музыкального развития детей
является учет разной степени их одаренности
и в этом смысле - создание различных
по уровню сложности методических разработок,
пособий, репертуарных сборников для
обучения. По мнению педагогов-новаторов,
традиционная система ранней музыкальной
подготовки учащихся, базирующаяся на
утверждении о равенстве
4 отсюда - возможности применения строгих, нормативных «ходов» в образовании учеников, нуждается в обновлении.
Исследуемые в работе педагогические
инновации, представленные в учебных
пособиях для начального обучения игре
на фортепиано, созданных на рубеже
XX-XXI веков, имеют важное практическое
значение. Использование этих инноваций
в музыкально-воспитательной работе
с детьми в художественно-
Современная отечественная
педагогическая наука и практика
располагают теоретически обоснованными
и экспериментально выверенными
концепциями развивающего обучения:
Л. Занкова (дидактическая система
для начальной школы), Д. Эльконина
- В. Давыдова (обучающая система, разработанная
и методически обеспеченная для
разных типов образовательных
В отечественной педагогике
музыкального образования попытка
обоснования инноваций в
5 М. Белянчик, В. Виноградова, И. Назарова, В. Ражникова, Г. Цыпина, основанные на новых методологических подходах к музыкальному образованию. В них даны теоретико-педагогические и опытно-экспериментальные обоснования содержания работы с учащимися на разных этапах обучения; построены модели отношений между музыкальным произведением и исполнителем, учеником и педагогом, педагогом и музыкой. Внедрение инновационных методик, формирование актуального педагогического репертуара нашли свое применение в следующих пособиях петербургских авторов: «The key to music making. Piano method for beginners» Ф. Брянской, «Фортепианная тетрадь юного музыканта» М. Глушенко, «Начинаю играть на рояле» Б. Березовского, А. Борзенкова и Е. Сухоцкой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и И. Визной и «Учусь импровизировать и сочинять» О. Булаевой и С. Геталовой, «Азбука музыкальной фантазии» Л. Борухзон, Л. Волчек, Л. Гусейновой, «Я учусь играть» О. Сотниковой, «Школа юного пианиста» Л. Криштоп и С. Баневи-ча.
Уникальными в смысле представления инновационных подходов к начальному музыкальному образованию можно считать методику дошкольного музыкального развития детей - Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» и авторскую школу игры на фортепиано «Рождение игрушки» А. Мыльникова.
В диссертационном исследовании
особое внимание уделяется анализу
этих работ, поскольку именно в них
наиболее четко выстроены и
Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.
Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.
Для достижения данной цели определены следующие задачи: 1) выявить объективные и субъективные предпосылки кризисных явлений в теории и практике преподавания начального курса «Фортепиано» в системе дополнительного музыкального образования;
В основу исследования положена
следующая гипотеза: современно
7 циала ребенка и становление его субъектной позиции в процессе общения с музыкой.Методологическая основа исследования:
работы в области общей педагогики, содержащие сведения о новаторских подходах к образованию (Ш. Амонашвили, В. Библер, В. Зазвя-гинский, Л. Занков, М. Кларин, В. Краевский, А. Кушнир, И. Подласый, В. Шаталов, Н. Юсуфбекова, Д. Эльконин и др.);
исследования по проблемам фортепианной педагогики (Э. Абдуллин, А. Алексеев, А. Артоболевская, Л. Баренбойм, А. Гольденвейзер, Г. Коган, С. Мальцев, Я. Мильштейн, Г. Нейгауз, А. Николаев, Л. Николаев, Н. Перельман, С. Савшинский, Н. Терентьева Г. Цыпин,
A. Шмидт-Шкловская, Т. Юдовина-
труды в области общей и музыкальной психологии (Л. Выготский, П. Гальперин, А. Гройсман, М. Каган, А. Клюев, С. Махлина,
B. Медушевский, Е. Назайкинский, В. Петрушин, К. Роджерс,
C. Рубинштейн, Б. Теплов);
Научная новизна работы определяется:
обобщением современного передового опыта в области начального обучения игре на фортепиано;
выявлением особенностей
педагогических инноваций, содержащихся
в современных учебно-
систематизацией и классификацией
педагогических инноваций в учебных
пособиях, образовательных программах,
методических разработках педагогов-
анализом и систематизацией
конкретных учебных пособий и
образовательных программ, направленных
на оптимизацию творческого
8 обоснованием необходимости
широкого применения в учебном процессе
новых авторских теоретико-методических
концепций, ориентированных на всестороннее
развитие личности учащегося. Достоверность резул
9 критериями: высокохудожественным содержанием, доступностью, педаго-
зе
10 ДМШ, ДШИ и Лицеях искусств, основные методические и теоретические принципы обучения фортепиано, содержащиеся в научных трудах, учебных пособиях, образовательных программах второй половины XX - начала XXI веков. В результате теоретико-аналитического исследования определено современное состояние отечественной фортепианной педагогики, ее достижения и недостатки.
На втором этапе (2002-2004) произведен сравнительный анализ традиционных и современных методик, учебных программ и пособий, относящихся к начальному периоду обучения; выявлены новаторские методы в преподавании фортепиано в ДМШ, ДШИ и лицеях искусств; исследованы педагогические инновации и трактовка традиционных методов преподавания фортепиано, зафиксированных в трудах представителей петербургской фортепианной школы двух последних десятилетий.
На третьем этапе (2004-2007) в ходе конкретного анализа новейших достижений современной фортепианной педагогики систематизированы перспективные концепции и методики развивающего обучения; обобщены и внедрены в педагогическую практику основные принципы и компоненты инновационной педагогики, проблемы повышения технологичности и интенсивности процесса обучения, изложенные в анализируемых трудах; определены дальнейшие пути оптимизации преподавания фортепиано в детских образовательных учреждениях. Теоретическая значимость исследования:
определена сущность педагогических
инноваций в современных
систематизированы и классифицированы педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, что способствует дальнейшему осмыслению теорети-
ческих основ педагогической инноватики в системе начального музыкального образования;
выявлены факторы, препятствующие
распространению педагогических инноваций
в начальном обучении игре на фортепиано,
что создает благоприятные
осуществлены анализ и оценка позитивных качественных изменений в системе начального обучения игре на фортепиано в результате внедрения педагогических инноваций в практику начального музыкального образования.