Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 14:10, курсовая работа
Проблема исследования заключается в преодолении противоречия между исчерпавшими педагогический ресурс образовательными технологиями и современными потребностями в новаторских подходах к начальному музыкальному обучению.
Объект исследования - теоретико-методические основы начального музыкального образования.
Предмет исследования - педагогические инновации в современных учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано. Цель исследования - выявление развивающего потенциала педагогических инноваций в учебно-методических пособиях для начального обучения игре на фортепиано, определение их значимости для совершенствования современной теории и практики музыкального образования.
Введение
ГЛАВА 1. Развитие прогрессивных идей в области начального фортепианного обучения в учебных пособиях и программах по специальности «Фортепиано» 13
1.1. Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.) 13
1.2. Теоретико-методическая концепция начального музыкального образования в школах игры «Путь к музицированию» (Л. Баренбойм, Ф. Брянская, Н. Перунова) и «Ключ к музицированию» (Ф. Брянская) 30
1.3. Инновационные методики начального музыкального обучения в учебных пособиях санкт-петербургских авторов 56
ГЛАВА 2. Творческие принципы и компоненты инновационной педагогики в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез или Я - детский педагог» и в авторской школе игры на фортепиано А. Мыльникова «Рождение игрушки» 90
2.1. Идеи гуманизации и природосообразности в обучении детей раннего возраста в книге Т. Юдовиной-Гальпериной «За роялем без слез, или Я - детский педагог» 90
2.2. «Классико-стремительная» теоретико-методическая концепция авторской школы игры на фортепиано А. Мыльникова - «Рождение игрушки» 121
ГЛАВА 3. Эмпирическое исследование процесса начального обучения игре на фортепиано в современной педагогической практике (на примере освоения учебно-методического пособия А. Мыльникова «Рождение игрушки») 138
3.1. Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение 140
3.2. Педагогические собеседования и анкетирование 144
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 151
Практическая значимость диссертации определяется возможностью оптимизировать начальный этап музыкального воспитания и образования путем последовательного внедрения в учебный процесс современных инновационных технологий и теоретико-методических достижений. Разработанные в процессе исследования рекомендации для педагогов-музыкантов по использованию инновационного потенциала современных учебно-методических пособий позволяют повысить эффективность начального обучения игре на фортепиано, актуализировать самостоятельность и активность ребенка в процессе общения с музыкой, оптимизировать процесс взаимодействия педагога и ребенка на принципах гуманистической педагогики.
Апробация основных положений исследования осуществлялась на кафедре музыкального воспитания и образования РГПУ им. А. И. Герцена, 2003-2007; на открытых уроках в Детской школе искусств им. Г.В. Свиридова, 1999-2007; на международных научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование - 2005» (СПб., 26-28 октября 2005 г.), «Музыкальное образование: Вчера, сегодня, завтра» (Новгород Великий, 28 июня-3 июля 2006 г.), «Методологические проблемы современного художественного образования» (СПб., 23 марта 2007 г.). Основные аспекты
12 исследования нашли отражение в 10 публикациях, в том числе в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.
Материалы исследования были
апробированы диссертантом в начальном
обучении игре на фортепиано с применением
современных учебно-
Теоретические основы инновационных подходов к начальному обучению игре на фортепиано (последняя четверть ХХ-начало XXI вв.)
В российской педагогической науке идет сегодня интенсивный поиск новых приемов и способов обучения, адекватных времени и новым тенденциям в жизни общества. Процессы преобразований резко интенсифицировались. Из дискретных они превратились в непрерывные и в этих условиях российская система образования является не только объектом реформирования, модернизации и реконструкции, но и выступает в качестве субъекта собственного саморазвития.
Поиск новых способов преобразования
парадигмального многообразия педагогической
реальности вызывает предпосылки становления
педагогической инноватики. Удачное
определение этой научной дисциплины
дано Н. Юсуфбековой. Она трактует ее
как учение о создании педагогических
новшеств, их оценке и освоении педагогическим
сообществом и, наконец, использовании
и применении на практике (214, 10). В
определениях понятия «новшество»,
даваемых многими авторами, оно трактуется
как изменение, но не всякое, а, во-первых,
целенаправленно
В общей инноватике различают новшество и нововведение. Последнее определяют как целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы, вследствие чего происходит переход системы из одного состояния в другое. Наряду с этим используется термин «инновация» (лат. in - в, novus - новый), который чаще всего трактуется как понятие, тождественное нововведению. В контексте нашего исследования мы определяем педагогическую инновацию как исторически обусловленное педагогическое нововведение, имеющее гуманистическую направленность, способствующее эффективному решению задач в области образования, приводящее к позитивным изменениям и обогащению педагогической реальности на каждом историческом этапе ее развития.
Все нововведения можно разделить
на две группы: материально-технические
и социальные. Во вторую группу входят
педагогические нововведения, объект
воздействия которых - живая, развивающаяся,
обладающая неповторимым «Я» личность
ученика. Именно на совершенствование
процесса развития личности воспитанника,
формирование у него самостоятельности,
установление гуманных, доверительных
отношений между ним и
Комплексный, целенаправленный
процесс создания, распространения
и использования нововведений можно
рассматривать как
В рамках нашего исследования «жизненный цикл нововведений» трактуется как процесс их перерастания в традицию в результате длительного использования новшества. Благодаря способности традиции адаптироваться к изменяющимся историческим условиям происходит ее обогащение новыми идеями и ценностями.
Традиции российской музыкальной
педагогики в своих фундаментальных
основаниях остаются на сегодняшний
день достаточно прочными, сохраняют
свою жизнеспособность и актуальность.
«Сердцевиной» этих традиций, как
и прежде, являются высокая духовность,
приверженность к гуманистическим
ценностям, единение с национальными
этическими и эстетическими идеалами.
В то же время углубленный анализ
массовой практики преподавания музыки
свидетельствует о
Вектор движения педагогики,
как передовой теории, так и
практики в лучших ее образцах, нацелен
в исторической перспективе в
сторону обретения учащимися
большей интеллектуальной свободы
и независимости, направлен на стимулирование
творческой активности, индивидуально
окрашенного отношения к
Исследование теории и практики современного музыкального образования в целом позволяет утверждать, что проблема не в том, чтобы «санкционировать» творческую инициативу, а в том, чтобы внедрить инновационные формы и методы обучения, которые обеспечили бы формирование у учащихся принципиально важных качеств.
Идеи гуманизации
и природосообразности в
На современном этапе
преобразований в системе отечественного
образования в целом, начальное
музыкальное образование
Педагогические инновации
последних десятилетий
Необходимо отметить, что
педагогические инновации имеют
смысл, если они обладают гуманистической
направленностью. Специфика их состоит
в ориентации на личность. Изменения
в отношениях учителя и ученика
являются социально-психологическим
условием, ведущим к личностному
изменению субъектов
Инновации являются педагогическими,
если они гуманистичны по своему смыслу,
субъективны по позициям участников
нововведенческой работы, направлены
на развивающиеся отношения
Личностно-ориентированное образование предполагает по возможности полное развитие способностей личности, приобщение ее к активному участию в жизни и культуре.
Рельефным способом отношения
педагога к культуре является пола-гание
педагогом себя как субъекта развития
культуры, а культуры как условия
личностно- профессионального
Новаторское отношение педагога
к культуре открывает возможность
трактовать ребенка как равноправного
субъекта в рамках учебного взаимодействия.
В ходе сотрудничества педагога и
ребенка инициируется совместное «переоткрытие»
наиболее значительных достижений культуры,
что диктует необходимость
Относясь к культуре рефлексивным образом, педагог вовлекается в образовательный процесс как целостная личность. Благодаря этому он воспринимает ребенка как самоценную и целостную личность. Данный тип педагогического процесса можно обозначить как рефлексивно-сотворческий (192, 102-107).
В монографии «За роялем без
слез, или Я - детский педагог» Т.
Юдовиной-Гальпериной
Монография Юдовиной-
«Эта книга написана ради осуществления моей самой заветной мечты: чтобы всех детей, независимо от их способностей, обучали музыке с самого юного возраста. Я адресую книгу моим молодым коллегам. Мы, педагоги, можем облегчить детям сложный путь в мир музыки» (212, 3).
«Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые сделают их пригодными для данного случая» (212, 6). «Существуют различные педагогические направления и школы. Какая из них предпочтительней - сказать, видимо, нельзя: о школах, о приемах, о методах ведется множество дискуссий. Лично мне близки та школа, то направление, для которых главная задача - помочь любому ребенку, независимо от его природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, разбудить в нем фантазию, интерес и любознательность» (212, 6).
Начальный этап обучения игре на фортепиано: педагогическое наблюдение
Важнейшим методом, позволившим
выявить педагогический потенциал
учебно-методического пособия
Цель педагогического
наблюдения: выявление условий организации
комплексного подхода к музыкально-
Педагогическое наблюдение осуществлялось автором в собственном фортепианном классе, а также в классах коллег на разных этапах подготовки пьес: от первоначального разбора до подготовки к публичному выступлению.
Педагогическое наблюдение проводилось в естественных условиях занятий в классе фортепиано по двум направлениям: 1) визуальные впечатления от внешней стороны исполнения музыкальных произведений, фиксирующие степень владения учеником исполнительскими приемами; 2) слуховой анализ результатов исполнения музыкального произведения (владение звуковой палитрой, осознание художественного образа и его воплощение в процессе исполнения).
Проведенный цикл педагогических
наблюдений, их анализ и осмысление
позволили наметить задачи индивидуально-личностного
развития ученика на основе использования
педагогических инноваций, содержащихся
в учебно-методическом пособии (развитие:
творческого потенциала ребенка
с учетом его индивидуальных способностей,
психофизической сферы
музыкальный слух;
музыкальная память;
двигательно-моторные характеристики;
художественно-образное мышление;
творческая фантазия и воображение;
волевые исполнительские качества;
общеэстетическое и духовное начало;
трудоспособность. Педагогическое наблюдение показало результативность применения следующих инновационных компонентов, содержащихся в учебно-методическом пособии Мыльникова «Рождение игрушки»:
-музыкальные средства, стимулирующие
эмоциональную реакцию ребенка
на художественное содержание
музыкальных произведений (программные
названий пьес, вступительные тексты,
способствующие проникновению