Классические стили в архитектуре Петербурга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Классицизм – Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной "вне стилевой" культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Файлы: 1 файл

Dizayn_bilety.doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)
  1. Классические стили в архитектуре Петербурга.

 

Классицизм – Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной "государственной" культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной "вне стилевой" культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо. 
Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами. Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей. Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Барокко – Петровское барокко являлся основополагающим архитектурным стилем при проектировании и строении зданий в Санкт-Петербурге во времена правления Петра Великого. Эти постройки на ближайшие столетия определили развитие архитектуры в Санкт-Петербурге.

Чем петровское барокко отличалось от европейского? В первую очередь своей рациональностью, простотой, ясностью и спокойствием, Петербургское барокко  называли «Петровский манир»но в то же время мажорным настроением. Лишь один взгляд на строение в стиле петровского барокко вызывает на лицах людей улыбку и праздничное настроение. Хочется рассматривать эти здания вновь и вновь. Кунтскамера.

 

Ампир – Новый стиль выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество России. Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план. Кульминационного уровня достигло взаимодействия зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. 
 
Открывает период высокого классицизма шедевр А.Н.Воронихина - Казанский собор. Сооружение раскрыто к Невскому пр., организует прилегающие площади, сквозь боковые части его колоннад проходят проезды. В архитектурную композицию органично включена скульптура работы И.П.Мартоса, И.П.Прокофьева, С.С.Пименова, В.И.Демут-Малиновского.

 

Эклектика – Русский стиль занимал особое место среди различных направлений эклектики. В нём отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения русского стиля современники провозглашали К. А. Тона - автора ряда церквей в формах московских храмов XVI-XVII веков, родоначальником иной, более демократичной линии - А. М. Горностаева. 
 
Многие выдающиеся представители эклектики ориентировались на европейские стили, среди них М. А. Макаров и А. В. Иванов, П. Ю. Сюзор и Л.Н.Бенуа, Р. А. Гедике и А. Ф. Красовский, А. И. Резанов и М. Е. Месмахер.

 
2. Конструктивизм. Родченко, Татлин, Эль Лисицкий. Баухаус. Мис  Ван дер Роэ. Ле Корбюзье. Модулор.  Влияние конструктивистской эстетики  на современный графический дизайн.

КОНСТРУКТИВИЗМ (лат. - построение) - направление в иск-ве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой худ. стиль, сказавшийся в советской АРХИТЕКТУРЕ , живописи, прикладном иск-ве и поэзии 20-х—нач. 30-х гг.; основной установкой К. было сближение иск-ва с практикой индустриального быта по линии формы: геометризация контуров и обнажение техн. основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном иск-ве и пр.

Конструктивизм (от лат. Construction – построение) – художественное направление в советском искусстве 1920-х гг., возникшее в 1917 г. В рамках поздней «конструктивной» стадии стиля модерн.

 

Начало массовому движению было положено в 1921 г. С созданием рабочей  группы конструктивистов, развернувшей активную деятельность в различных сферах художественного творчества. В первые годы советской власти формирование конструктивизма происходило в тесном взаимодействии архитекторов и дизайнеров с авангардистскими течениями изобразительного искусства (супрематизм, футуризм), на основе которого выросли формально-эстетические поиски главных представителей течения – А.Родченко, Э.Лисицкого, В.Татлина

 

Приверженцы конструктивизма стремились к революционному переустройству жизни, объединению личного и общественного бытия, внедрению производственного искусства в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы, такие как простота, демократичность, утилитаризм предметного мира. Теория производственного искусства, основанная на принципах функциональности и лаконичной выразительности объекта, удобного для массового производства, дала огромный толчок развитию всевозможных форм дизайна – художественному конструированию мебели, посуды, созданию новых тканей, рабочей одежды, плакату, книжной графики, фотоискусству, театрально- оформительскому искусству.

 

Грандиозные планы конструктивистов были связаны с архитектурой, где  утверждались конструктивность, технологическая  целесообразность архитектурной формы, на основе которой создавался функциональный метод проектирования зданий и градостроительных комплексов, принципы планировки и переустройства городов и поселков. Многие сооружения конструктивизма получили широкое мировое признание: среди них – дом К.С.Мельникова в Москве (1927-1929), драматический театр в Ростове-на-Дону (1930-1935 арх. В.Щуко, В.Гельфрейх)

 

В 1930-х гг. конструктивизм уходит с  художественной арены, уступая место  официальному стилю, жестоко критикующему его за функциональность и сугубую  утилитарность.

 

Мастера конструктивизма: Владимир Татлин, Александр Родченко, Эль Лисицкий, Константин Медунецкий, Валентина Степанова, Владимир Стенберг, Георгий Стенберг, Любовь Попова.

 
3. Группа «Де Стиль». Пит Мондриан, связь его творчества с модернистской типографикой. Минимализм и Абстрактный экспрессионизм. Пит Мондриан и Джэксон Поллок: общие черты и различия в произведениях.

«Де Стиль», пропагандировавшего  идеи рационализма и конструктивизма  в архитектуре, мебели, оформлении интерьера. Ван Дусбург с 1925 г. работал в  Германии, в Баухаузе, и во Франции. П. Мондриан, испытав влияние французского кубизма, создал оригинальное течение неопластицизма в искусстве геометрического абстрактивизма. Он создавал абстрактные композиции на плоскости из прямоугольников и квадратов, закрашенных в красный, серый, голубой и желтый цвета, разделенных черным контуром. В основу подобных композиций положен принцип «динамического равновесия». Известное еще с эпохи Возрождения «правило прямого угла» голландский художник преобразовал в «мистерию отношений единичного и множества... противопоставления вертикальных и горизонтальных линий, как мужских и женских».  
 
Особое мистическое значение придавалось соцоставлению основных цветов спектра: красного, синего, желтого с «нецветами» - белым, серым, черным. В 1938 г. Мондриан переехал в Лондон, а в 1940 г. - в Нью-Йорк. «Неопластицизм» Мондриана в его композициях 1940-х гг. оказал существенное воздействие на развитие «интернационального стиля» американской живописи и архитектуры. В 1920-1923 гг. Т. Ван Дусбург вместе с Корнелиусом Ван Эстере-ном разрабатывал теорию неопластической архитектуры. В 1930 г. был опубликован Манифест конкретного искусства, в котором Ван Дусбург призывал к «элементаризму», абстрактному искусству «универсального языка», не связанному ни с какими литературными ассоциациями (намек на течения символизма и сюрреализма в живописи), - искусству, основанному «на четких визуальных формах». Эти идеи возникли под влиянием позднего французского «синтетического кубизма», дивизионизма Ж. Сера, работ А. Ван де Велде и выставки «Золотое Сечение» в Париже (1912).  
Идеи голландцев нашли отражение в программе Баухауза в Ваймаре и во многом определили развитие европейского дизайна. Но постепенно внутри самой группы назревал раскол. Идеи пуризма и «чистого эстетизма», не связанного с социальной действительностью, рушились под воздействием социалистического движения (захватившего также и Баухауз), нарастания напряженности в Германии и движения «Новая вешественность» среди молодых немецких художников. С кончиной Ван Дусбурга в 1931 г. в Давосе, Швейцария, завершилась деятельность группы «Де Стиль».

Абстрактный экспрессионизм послевоенный (кон. 40-х — 50-е гг. XX в.) этап развития абстрактного искусства. Сам термин еще в 20-е гг ввел немецкий искусствовед Э. фон Зюдов (E. von Sydow) для обозначения некоторых аспектов искусства экспрессионистов. В 1929 г американец Барр применил его для характеристики ранних работ Кандинского, а в 1947 г. назвал «абстрактно-экспрессионистскими» работы Виллема де Кунинга и Поллока. С тех пор понятие абстрактного экспрессионизма укрепилось за достаточно широким, стилистически и технически пестрым полем абстрактной живописи (а позже и скульптуры), получившей бурное развитие в 50-е гг. в США, в Европе, а затем и во всем мире.

Минимализм - (minimal art — англ.: минимальное искусство) Художественное течение, исходящее из минимальной трансформации используемых в процессе творчества материалов, простоты и единообразия форм, монохромности, творческого самоограничения художника. Для М. характерен отказ от субъективности, репрезентации, иллюзионизма. Отвергая классические приемы творчества и традиционные художественные материалы, концептуалисты используют промышленные и природные материалы простых геометрических форм и нейтральных цветов (черный, серый), малых объемов, применяют серийные, конвейерные методы индустриального производства. Артефакт в минималистской концепции творчества — определенный заранее результат процесса его производства.

Джексон Поллок – абстрактный экспрессионализм

 
4. Минимализм в архитектуре, музыке, дизайне. Мис Ван дер Роэ. Алвар Аалто. Джон Кейдж. Компания «Браун». Карим Рашид.

Минимализм предполагает предельную лаконичность форм, практически полное отсутствие декора. Это стремление к композиционной ясности, предпочтение монохромной цветовой гаммы, работа с большими плоскостями.

Крайнее выражение минимализма  – стремление совершенно отказаться от применения декоративных средств, утрируя – для интерьера достаточно стульев, стола и кровати, а для воплощения идеи здания – стен и крыши. Тем не менее, минималистическая архитектура зачастую может отличаться сложной конфигурацией, лаконичными и в то же время пластичными формами, но всегда без излишеств, ненужных деталей или сложной отделки. В первую очередь должно выполняться главное требование: даже самая сложная задача должна быть решена минимальными (хотя бы визуально) средствами. Предпочтение отдается  пространственно-объемному решению, которое выглядит безупречно без дополнительных украшений.

Применительно к дизайну интерьера  минимализм предполагает практически  полное отсутствие «лишних» объектов. Отделка – строгая, как правило, крашеные стены и пол с неброской  паркетной доской. Определяющие черты интерьера – обилие свободного пространства, монохромность, графичность. Из мебели – только самое необходимое; все предметы обстановки отличаются лаконичными контурами. Элементы интерьера, которые не соответствуют требованию чистоты форм, укрываются за перегородками. Для декорирования могут применяться художественные объекты  (часто это разнообразные абстрактные композиции), установленные так, чтобы их созерцанию ничто не мешало и не отвлекало.

Основной инструмент, который создает  настроение и характер интерьера – это свет. Особенности естественного и искусственного освещения в любое время суток продумываются до мельчайших деталей, поскольку именно с помощью света оживляется и трансформируется внутреннее пространство.

Мис Ван дер Роэ - немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.(немецкое посольство в спб).

Алвар Аалто - финский архитектор и дизайнер, «отец модернизма» в Северной Европе, один из основоположников современной школы дизайна. Выборгская библиотека.

Джон Кейдж - американский композитор, философ, поэт, музыковед, художник. Пионер в области алеаторики, электронной музыки и нестандартного использования музыкальных инструментов, Кейдж был одной из ведущих фигур послевоенного авангарда. Критики называли его одним из самых влиятельных американских композиторов ХХ-го столетия.

 
5. Постмодернизм и неоклассицизм в графическом дизайне XX и XXI века. Типографика традиционная и модернистская. Алексей Бродович. Нэвилл Броуди. Дэвид Карсон. Питер Сэвилл.

Использование готовых  форм — основополагающий признак такого искусства. Происхождение этих готовых форм не имеет принципиального значения: от утилитарных предметов быта, выброшенных на помойку или купленных в магазине, до шедевров мирового искусства (всё равно, палеолитического ли, позднеавангардистского ли).

По сути дела, постмодернизм обращается к готовому, прошлому, уже состоявшемуся  с целью восполнить недостаток собственного содержания. Постмодерн демонстрирует свою крайнюю традиционность и противопоставляет себя нетрадиционному искусству авангарда. «Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Культурная инновация осуществляется сегодня как приспособление культурной традиции к новым жизненным обстоятельствам, новым технологиям презентации и дистрибуции, или новым стереотипам восприятия» (Б. Гройс).

При этом в постмодерне слегка видоизменяется заимствованный материал, а чаще извлекается  из естественного окружения или  контекста, и помещается в новую  или несвойственную ему область. В этом состоит его глубокая маргинальность. Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек). Эффектные произведения Мерсада Бербера с включениями копированных фрагментов полотен Ренессанса и барокко, электронная музыка, представляющая собой сплошной поток соединённых «ди-джейскими сводками» готовых музыкальных фрагментов, композиции Луизы Буржуа из стульев и дверных полотен, Ленин и Микки Маус в произведении соц-арта — все это типичные проявления повседневной реальности постмодернистского искусства.

Информация о работе Классические стили в архитектуре Петербурга