Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти. Задача работы - описать виды полномочий Президента. Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента Р Ф. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение научной литературы; 2. Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
Президент РФ занимает в системе
федеральных государственных органов
особое положение. Конституция возлагает
на него задачу обеспечения единства государственной
власти, осуществляемой законодательными,
исполнительными и судебными органами.
Именно Президент обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие органов
государственной власти, хотя сам он непосредственно
не принадлежит ни к одной из трех ветвей
власти.
Правовое положение Президента
характеризуется прежде всего тем, что
он является главой государства, из чего
следует, что он - первый среди государственных
должностных лиц.
Президент РФ является главой
государства. Как правило, главой государства
называют должностное лицо, персонифицирующее
представление о данном государстве в
отношениях как внутри него, так и с другими
странами. В ч.2 ст.80 установлено, что Президент
является гарантом Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
Это связано со значением Конституции
для стабильности государства и с тем,
что в соответствии с Конституцией, как
указано в ее ст.2, человек, его права и
свободы являются высшей ценностью, а
признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанностью
государства.
Президент принимает меры по
охране суверенитета Российской Федерации,
ее независимости и государственной целостности,
обеспечивает согласованное функционирование
и взаимодействие органов государственной
власти. Здесь же указано, что Президент
может и обязан действовать в установленном
Конституцией порядке, т.е. на основании
конституционных норм. Таким образом,
действия Президента должны основываться
на нормах Конституции, что прямо вытекает
из провозглашения России правовым государством
(ст.1 Конституции РФ). Таким образом, например,
обеспечивая целостность и единство Российской
Федерации, Президент должен принимать
меры, направленные на устранение имеющихся
противоречий нормативных актов субъектов
Российской Федерации положениям федеральной
Конституции и федеральным законам.
Актуальность темы то, что полномочий
главы государства периодически поднимается
в России с момента появления института
президентства. А в последнее время, в
свете избрания на пост президента Д. Медведева
и утверждения В. Путина премьером, в стране
вновь заговорили о передачи части президентских
полномочий главе правительства.
Цель работы - изучить полномочия
Президента в области законодательной
и исполнительной власти.
Задача работы - описать виды
полномочий Президента.
Объект исследования - Конституция
Российской Федерации, нормативно-правовые
акты и законы, определяющие полномочия
Президента. Предмет исследования - компетенция
Президента Р Ф.
В процессе выполнения работы
были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение научной литературы;
2. Анализ и обобщение отечественной
и зарубежной практики;
3. Анализ нормативно - правовых
документов регулирующих вопросы компетенции
Президента России.
Глава 1. Компетенция
Президента Российской Федерации в сфере
внутренней политики
1.1 Полномочия
Президента Российской Федерации
в сфере назначения должностных
лиц
Обращаясь к полномочиям Президента
Российской Федерации, связанным с назначением
должностных лиц, следует обратить внимание
на то, что Конституция предусматривает
различные формы их назначения. Некоторые
из должностных лиц назначаются и освобождаются
от должности Президентом непосредственно,
другие - по представлению или после консультации
с соответствующими органами или по их
предложению. В отношении ряда других
должностных лиц Президент имеет право
предлагать кандидатуры для назначения
Государственной Думе или Совету Федерации.
Последние же могут либо согласиться с
этим предложением и назначить должностное
лицо либо отклонить предложенную Президентом
кандидатуру.
В соответствии с пунктом "а"
ст.83 Конституции РФ Президент с согласия
Государственной Думы назначает Председателя
Правительства Российской Федерации.
Согласие дается в форме постановления,
которое принимается Думой большинством
голосов от общего числа депутатов. Предложение
о кандидатуре Председателя Правительства
Российской Федерации вносится Президентом
не позднее двухнедельного срока после
вступления в должность вновь избранного
Президента или после отставки Правительства.
Если предложенная Президентом кандидатура
отклоняется Государственной Думой, то
новая кандидатура должна быть внесена
Президентом в течение двух недель.
В соответствии с пунктом "в"
настоящей статьи Президент принимает
решение об отставке Правительства Российской
Федерации. Характерно, что если при назначении
Председателя Правительства необходимо
согласие Государственной Думы, то решение
об отставке Правительства в целом принимается
Президентом самостоятельно. Это объясняется
тем, что Президент фактически персонально
несет ответственность за деятельность
Правительства, в которой он лично может
участвовать. Ведь на основании пункта
"б" ст.83 Конституции он "имеет
право председательствовать на заседаниях
Правительства Российской Федерации".
Это правило как бы "связывает" Президента
и Правительство.
Тесная связь Президента и Правительства
Российской Федерации подтверждается
также тем, что Президент в силу пункта
"д" ст.83 Конституции назначает на
должность и освобождает от должности
заместителей Председателя Правительства
и федеральных министров. Условием реализации
этого правомочия Президента является
то, что указанное назначение на должности
и освобождение от них производятся "по
предложению Председателя Правительства",
причем не оговаривается, в каком порядке
и в какой форме это предложение делается.
С учетом этого представляется, что каждое
решение об изменении состава Правительства
можно считать совместным решением главы
государства и главы органа, осуществляющего
исполнительную власть в Российской Федерации.1
Президент Российской Федерации
представляет Государственной Думе кандидатуру
для назначения на должность Председателя
Центрального банка Российской Федерации
(пункт "г" ст.83), а также ставит перед
Государственной Думой вопрос об освобождении
от должности Председателя Центрального
Банка Российской Федерации. Само же назначение
на эту должность и освобождение от нее
осуществляются Государственной Думой.
Данное положение является действенной
гарантией независимости Центрального
банка от других органов государственной
власти.
Как гарантию независимости
членов судебного корпуса, и прежде всего
судей Конституционного, Верховного и
Высшего Арбитражного судов Российской
Федерации, а также Генерального прокурора
Российской Федерации следует рассматривать
установленный пунктом "е" ст.83 Конституции
порядок назначения этих лиц лишь по представлению
Президента России. Назначение на должность
судей всех указанных выше судов (а в отношении
Генерального прокурора и освобождение
от должности) производится Советом Федерации.
Судей других федеральных судов назначает
непосредственно Президент Российской
Федерации.
Значительное число должностных
лиц, указанных в пунктах "к", "л",
и "м" ст.83 Конституции РФ так же, как
и судьи "других федеральных судов"
(пункт "е" ст.83), назначаются и освобождаются
от должности лично Президентом Российской
Федерации. К ним относятся и полномочные
представители Президента в субъектах
Федерации, и представители Президента
в Федеральном Собрании и Межпарламентской
Ассамблее СНГ, и некоторые другие лица,
назначаемые Президентом, например для
участия в рассмотрении законопроектов,
внесенных Президентом в Государственную
Думу. Это также высшее командование Вооруженных
Сил Российской Федерации, что совершенно
оправданно, особенно потому, что Президент
Российской Федерации является по должности
Верховным Главнокомандующим Вооруженными
Силами Российской Федерации.2
Назначает и отзывает Президент
и дипломатических представителей Российской
Федерации в иностранных государствах
и международных организациях. Следует
заметить, что в соответствии с пунктом
"м" ст.83 право назначения и отзыва
дипломатических представителей может
быть реализовано "после консультаций
с соответствующими комитетами или комиссиями
палат Федерального Собрания". Надо,
однако, заметить, что в данном пункте
ст.83 устанавливается обязанность только
проводить консультации, но само назначение
не связывается с результатами этих консультаций.
Статья 83 Конституции РФ указывает,
что Президент формирует Администрацию
Президента Российской Федерации. Это
орган, являющийся собственно рабочим
аппаратом Президента в исполнении возложенных
на него Конституцией и федеральными законами
функций.
Президент в установленном
Конституцией порядке принимает меры
по охране суверенитета, независимости
и государственной целостности Российской
Федерации. В этом ему помогает Совет Безопасности,
который он на основании пункта "ж"
ст.83 Конституции РФ формирует и возглавляет.
Являясь совещательным органом, Совет
Безопасности осуществляет подготовку
решений по вопросам государственной
безопасности, которые оформляются указами
Президента.
Президент в соответствии с
пунктом "з" ст.83 Конституции РФ утверждает
военную доктрину Российской Федерации.
Представляется, что эта функция Президента
непосредственно обусловлена тем, что
он является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами нашей страны и возглавляет
ее Совет Безопасности.
1.2 Полномочия
Главы государства в сфере
осуществления исполнительной, законодательной
и судебной власти
Взаимодействуя со всеми ветвями
власти, Президент имеет наиболее тесные
контакты с властью исполнительной. Объём
его полномочий по отношению к ней, а также
широко распространённая практика решения
президентом конкретных управленческих
вопросов дают основания говорить о Президенте
России не только как о главе государства,
но и фактически как о главе исполнительной
власти. Эта его функция выражается прежде
всего в обширном круге полномочий, дающих
Президенту возможность формировать Правительство
и контролировать его работу. Именно Президент
назначает Председателя Правительства.
Вместе с тем, поскольку такое назначение
осуществляется с согласия Государственной
Думы, глава государства при назначении
на этот пост должен учитывать расстановку
политических сил.
Президент имеет обширные полномочия
по назначению остальных членов Правительства.
По предложения председателя Правительства
он назначает на должность и освобождает
от должности заместителей Председателя
Правительства, федеральных министров.
При этом согласия Государственной Думы
на проведение этих кадровых перестановок
не требуется.
Вся деятельность Правительства
неразрывно связана с финансово-кредитным
обеспечением. Поэтому вполне логично
участие Президента в назначении на должность
Председателя Центрального банка России.
Согласно п. "г" ст.83 Конституции,
глава государства представляет Государственной
Думе кандидатуру на эту должность и ставит
перед ней вопрос об освобождении от занимаемой
должности Председателя ЦБ.
Поскольку Президент имеет
конституционное право председательствовать
на заседании Правительства, он в отдельных
случаях может взять руководство им на
себя, давать непосредственно поручения
и указания всем членам Правительства.
Ключевым полномочием во взаимоотношениях
Президента с Правительством является
его право принять решение об отставке
Правительства. Решение о недоверии Правительству
может вынести Госдума. Но оно не является
для Президента обязательным. Таким образом,
именно глава государства во всех случаях
решает судьбу Правительства. Конституция
не устанавливает причины, по которым
Президент может принять решение об отставке
Правительства. Оно может быть принято
в силу не результативности проводимой
им социально-экономической политики,
необходимости значительных персональных
перестановок в Правительстве, каких-либо
политических соображений, в частности
оно может быть использовано как средство
корректировки экономического курса.3
Конституция не устанавливает
каких-либо временных ограничений для
использования этого полномочия Президентом.
Роль Президента как руководителя исполнительной
власти проявляется не только в его взаимоотношениях
с Правительством. Согласно п. "к"
ст.83 Конституции, глава государства назначает
и освобождает своих полномочных представителей.
В Конституции не уточняется, о каких именно
представителях идёт речь. Однако в настоящее
время такого рода представители есть
во всех краях, областях, автономных округах,
городах федерального значения, а также
в ряде республик в составе РФ. Совсем
недавно главой государства были назначены
и полномочные представители во всех Федеральных
округах РФ. Полноценные контакты главы
государства с палатами парламента должен
обеспечивать полномочный представитель
Президента РФ в Федеральном Собрании.
Чтобы обеспечивать интересы государства
при организации и ведении военно-технического
сотрудничества и в деятельности государственной
компании "Рос вооружение", учреждена
должность представителя Президента в
названной компании, рабочий аппарат которого
действует на правах отдела Администрации
Президента.