Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа
Описание работы
Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти. Задача работы - описать виды полномочий Президента. Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента Р Ф. В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования: 1. Изучение научной литературы; 2. Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;
Обеспечивает нормальное функционирование
исполнительной власти в известной мере
и право Президента формировать свою Администрацию,
которая выполняет функции аппарата главы
государства. Структура Администрации
Президента была существенно реорганизована
в соответствии с Указом Президента РФ
"О мерах по совершенствованию структуры
Администрации Президента Российской
Федерации" от 25 июля 1996 г.
Президент располагает совокупностью
полномочий, позволяющих воздействовать
как на формирование Государственной
думы и на прекращение её полномочий, так
и на её законодательную деятельность.
Весьма обширны полномочия
Президента, дающие ему возможность участвовать
в законодательной деятельности Федерального
Собрания. Глава государства обладает
правом законодательной инициативы (ст.84
Конституции), позволяющим ему ставить
вопрос как о принятии новых законов, так
и о внесении изменений и дополнений в
действующие (включая Конституцию). Вместе
с тем, в настоящее время необходима более
тесная координация Президентом структур
исполнительной власти, чтобы упорядочить
законопроектную работу, исключить дублирование,
распыление сил. В частности, в настоящее
время ряд законопроектов готовится как
в Государственно-правовом управлении
Президента Российской Федерации, так
и в Министерстве юстиции, отсутствует
чёткое распределение перечня законопроектов,
подготавливаемых президентскими и правительственными
структурами.
Президент имеет возможность
оказывать влияние и на содержание законопроектов
путём использования права вето, т.е. права,
не подписывая, отклонить закон, принятый
Федеральным Собранием.
Средством влияния главы государства
на деятельность Федерального Собрания
является и предусмотренный п. "е"
ст.84 Конституции институт послания Президента
парламенту о положении в стране, об основных
направления внутренней и внешней политики
государства. Правовая природа послания
Президента парламенту чётко законом
не определена.
Согласно п. "е" ст.83 Конституции Российской
Федерации, Президент представляет Совету
Федерации кандидатуры для назначения
на должности судей Конституционного
Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации. Само же назначение
этих судей осуществляется Советом Федерации.
Президент в соответствии с пунктом "е"
ст.83 Конституции имеет право назначать
судей других федеральных судов, понятие
и перечень которых должны быть определенны
федеральным конституционным законом
о судебной системе РФ. Президенту принадлежит
право представлять Совету Федерации
кандидатуру Генерального прокурора Российской
Федерации, а также вносить предложения
об освобождении его от должности.
Права Президента РФ использовать
согласительные процедуры для разрешения
разногласий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов Российской
Федерации, а также между органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
прямо вытекают из его обязанности обеспечивать
согласованное функционирование и взаимодействие
органов государственной власти.
В Конституции не конкретизировано
понятие согласительных процедур, что
имеет принципиальное значение, так как
в результате Президент оказывается свободным
в выборе из большого диапазона согласительных
процедур, суть которых состоит в выдвижении
компромиссных вариантов и, в конечном
счете, в достижении согласованного решения.
Наиболее часто для достижения
согласованного решения Президентом используются
организация переговоров с участием спорящих
сторон и образование согласительных
комиссий.
В случаях, если применение
согласительных процедур не приведет
к согласованному решению, Президент в
соответствии с Конституцией может передать
разрешение спора на рассмотрение соответствующего
суда. Выбор суда зависит от характера
спора и компетенции суда, определяемой
законом.
1.3 Полномочия
президента по изданию нормативных
актов
Президент Российской Федерации
издает указы и распоряжения. Правовые
акты Президента делятся на нормативные
и индивидуальные. Указы и распоряжения
Президента нормативного характера обязательны
для исполнения на всей территории России.
Нормативные акты Президента наряду с
Конституцией и федеральными законами
являются правовой основой издания федеральными
исполнительными органами власти и исполнительными
органами власти субъектов Российской
Федерации своих актов.
Нормативные указы и распоряжения
содержат правовые нормы, определяющие
правила поведения, рассчитанные на многократное
применение.
Индивидуальные указы и распоряжения
касаются только конкретных отношений
либо определенных лиц. К ним относятся,
например, указы и распоряжения о назначении
на должность или об освобождении от занимаемой
должности.
Правовые акты, издаваемые Президентом,
не должны противоречить Конституции
Российской Федерации и федеральным законам.
Это означает, что акты Президента носят
подзаконный характер. Вместе с тем конституционная
формулировка данного требования и отсутствие
в Конституции перечня вопросов, подлежащих
регулированию исключительно законом,
позволяют толковать правотворческую
деятельность Президента достаточно широко.
В случае отсутствия законов,
регулирующих определенную сферу отношений,
Президент вправе издать нормативный
указ по данному вопросу. Издание таких
указов не ограничивает право Федерального
Собрания на принятие закона, регулирующего
аналогичную сферу отношений.
Правовые акты Президента подлежат
официальному опубликованию.
2. Компетенция Президента
Российской Федерации в области внешней
политики и обороны
2.1 Руководство
внешней политикой
Президент Российской Федерации
осуществляет руководство внешней политикой
Российской Федерации, ведет переговоры
по вопросам внешней политики. Об активном
участии Президента в переговорах свидетельствуют
его практически регулярные встречи с
лидерами ведущих иностранных государств,
участие в важнейших международных дипломатических
форумах, личное участие в переговорах,
а также частые телефонные обмены мнениями
с ведущими зарубежными политическими
деятелями.
Руководство внешней политикой
со стороны Президента Российской Федерации
в значительной степени проводится через
федеральное Министерство иностранных
дел, глава которого - министр иностранных
дел - в соответствии со сложившейся международной
практикой по всем вопросам внешних сношений,
так же как и Президент, представляет государство
по должности, т.е. без специальных полномочий.
Распределение полномочий: политическая
выгода или конституционная ответственность. Президент
принимает верительные и отзывные грамоты
аккредитуемых при нем дипломатических
представителей. Ратификационная грамота
направляется главой иностранного государства
Президенту Российской Федерации и удостоверяет,
что указанное в ней лицо, т.е. дипломатический
представитель, обычно посол, представляет
интересы направившего его государства
и его словам и действиям надлежит верить.
2.2 Полномочия
в области безопасности и обороны
страны
Президент Российской Федерации
является Верховным Главнокомандующим
Вооруженными Силами Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
как глава государства и Верховный Главнокомандующий
Вооруженными Силами Российской Федерации
определяет основные направления оборонной
политики и осуществляет руководство
обороной страны.
В законодательстве под обороной
понимается вся система политических,
экономических, военных, военно-технических,
социальных, правовых и иных мер по обеспечению
готовности государства к защите от вооруженного
нападения, а также собственно защиты
населения, территории и суверенитета
Российской Федерации.
В полномочия Президента входят
издание указов о призыве граждан на военную
службу, а также утверждение плана гражданской
обороны Российской Федерации и Положения
о территориальной обороне.
Президент утверждает планы
дислокации Вооруженных Сил и других войск,
размещения военных объектов, объектов
по ликвидации оружия массового поражения
и ядерных отходов на территории страны.
Президент ведет переговоры
и подписывает международные договоры
Российской Федерации о совместной обороне
и военном сотрудничестве по вопросам
коллективной безопасности и разоружения.
Президент объявляет военное
положение, что опосредуется изданием
указа Президентом Российской Федерации
(пункт "б" ч.1 ст.102 Конституции РФ),
который утверждается с соблюдением процедуры
принятия актов Советом Федерации. Незамедлительное
сообщение о введении военного положения
доводится Президентом до Совета Федерации
и Государственной Думы.4
Военное положение, вводимое
Президентом в случае агрессии против
Российской Федерации или непосредственной
угрозы агрессии на территории Российской
Федерации или в отдельных ее местностях,
представляет собой особый правовой режим
жизнедеятельности государства и общества.
Этот режим предусматривает наделение
органов государственной власти и органов
местного самоуправления, а также формируемых
органов государственного управления
военного времени, военных властей правами
по реализации функций, обеспечивающих
выполнение должностными лицами и гражданами
возложенных на них обязанностей.
В условиях военного положения
органы государственной власти и органы
местного самоуправления, общественные
объединения, предприятия, организации,
учреждения обязываются оказывать полное
содействие военному командованию в использовании
сил и средств данной территории для нужд
обороны, обеспечения общественного порядка
и безопасности.
Президент РФ при обстоятельствах
и в порядке, предусмотренных федеральным
конституционным законом, вводит на территории
России или в отдельных ее местностях
чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом Совету Федерации и
Государственной Думе.
Чрезвычайное положение вводится
Президентом РФ для скорейшей нормализации
обстановки, восстановления законности
и правопорядка, устранения угрозы безопасности
граждан и оказания им необходимой помощи.
Основаниями введения чрезвычайного
положения могут быть:
а) попытки насильственного
изменения конституционного строя, массовые
беспорядки, сопровождающиеся насилием,
межнациональные конфликты, блокада отдельных
местностей, угрожающие жизни и безопасности
граждан или нормальной деятельности
государственных институтов;
б) стихийные бедствия, эпидемии,
эпизоотии, крупные аварии, ставящие под
угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие
проведения аварийно - спасательных и
восстановительных работ.
Право на введение чрезвычайного
положения на всей территории Российской
Федерации принадлежит исключительно
Президенту Российской Федерации.
Указы Президента Российской
Федерации о введении чрезвычайного положения
должны утверждаться Советом Федерации.
Процедура утверждения указа о введении
чрезвычайного положения аналогична процедуре
утверждения указа о введении военного
положения.
2.3 Полномочия
в области гражданства и награждения
государственными наградами и
помилования
Президент Российской Федерации
решает вопросы гражданства Российской
Федерации и предоставления политического
убежища. Следует отметить, что отнесенные
пунктом "в" ст.71 Конституции РФ к
ведению Российской Федерации вопросы
гражданства в Российской Федерации решаются,
прежде всего, федеральным парламентом
путем принятия законов. В настоящее время
действует Закон РФ "О гражданстве Российской
Федерации" от 28 ноября 1991г. с изменениями
и дополнениями6.
Статья 33 настоящего закона
определяет конкретные полномочия Президента
по делам о гражданстве. Установлено, что
Президент принимает решения по вопросам:
приема в российское гражданство иностранных
граждан, граждан бывшего СССР и лиц без
гражданства; восстановления в гражданстве
Российской Федерации; разрешения на выход
из гражданства Российской Федерации;
разрешения гражданину России иметь одновременно
гражданство другого государства; отмены
решения о приеме в российское гражданство;
предоставления почетного гражданства.
В осуществление указанных полномочий
Президент издает указы.
Для предварительного рассмотрения
вопросов гражданства при Президенте
действует образованная им Комиссия по
вопросам гражданства.
В компетенцию Президента России
входит также решение вопросов предоставления
политического убежища иностранным гражданам
и лицам без гражданства. Предоставление
политического убежища является суверенным
правом государства - субъекта международного
права. Принимать решение о предоставлении
политического убежища - прерогатива Президента
России. Политическое убежище иностранным
гражданам и лицам без гражданства предоставляется
на основании общепризнанных принципов
и норм международного права в соответствии
с российской Конституцией и Положением
о порядке предоставления политического
убежища в Российской Федерации, утвержденным
Указом Президента Российской Федерации
от 26 июля 1995 г.