Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2015 в 12:21, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучить полномочия Президента в области законодательной и исполнительной власти.
Задача работы - описать виды полномочий Президента.
Объект исследования - Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты и законы, определяющие полномочия Президента. Предмет исследования - компетенция Президента Р Ф.
В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:
1. Изучение научной литературы;
2. Анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 48.63 Кб (Скачать файл)

Лицо, желающее приобрести политическое убежище в Российской Федерации, обращается с письменным ходатайством на имя Президента России в территориальный орган Федеральной миграционной службы России по месту своего пребывания. Ходатайство подается в течение семи дней по прибытии на территорию России или с момента возникновения обстоятельств, не позволяющих этому лицу вернуться в страну своей гражданской принадлежности или обычного места жительства. При наличии достаточных оснований для предоставления убежища ходатайство направляется в Федеральную миграционную службу, которая его рассматривает, запрашивает заключения МВД, МИД, ФСБ России и затем направляет все материалы со своим заключением о возможности и целесообразности предоставления обратившемуся лицу политического убежища в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте. Комиссия рассматривает ходатайство и вносит свое предложение Президенту для принятия им решения Научно-практический комментарий к Конституции РФ. Предоставление политического убежища производится указом Президента.

Пунктом "б" ст.89 Конституции РФ установлено полномочие Президента награждать государственными наградами Российской Федерации. Президент издает указы и о награждении государственными наградами, и об учреждении государственных наград Российской Федерации.

Государственные награды Российской Федерации - это высшая форма поощрения за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, просвещении, охране здоровья, жизни, прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги.

Государственные награды Российской Федерации вручаются Президентом России. По поручению Президента награды могут быть вручены: руководителями федеральных органов государственной власти, послами Российской Федерации, военачальниками и другими лицами.

Президент отменяет указ о награждении, если выясняется недостоверность или необоснованность представления к награждению.

Лишение государственных наград может быть произведено только Президентом по представлению суда в случае осуждения награжденного за тяжкое преступление. О лишении государственных наград Президентом издается указ. Для обеспечения реализации конституционных полномочий и проведения единой политики в области государственных наград Президент образует Службу государственных наград Президента РФ, а также Комиссию по государственным наградам при Президенте для проведения общественной оценки материалов о награждении и обеспечения объективного подхода к поощрению граждан.

Президент присваивает высшие воинские звания и высшие специальные звания, например классный чин действительного государственного советника юстиции, классные чины государственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, специальные звания сотрудникам налоговой полиции и т.д.

Президенту как главе государства предоставлено право помилования. Оно осуществляется указами Президента в отношении отдельных лиц. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное наказание может быть сокращено или заменено более мягким. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

При Президенте действует Комиссия по вопросам помилования. Она рассматривает ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни и готовит проекты указов Президента России о помиловании этих лиц. Смертная казнь в соответствии с новым УК может быть заменена в порядке помилования пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

Глава3. Прекращение полномочий президента РФ

Согласно Конституции РФ статьи 91 Президент наделяется неприкосновенностью, но рамки данной статьи конституционно ограничиваются единственным условием - это отрешение от должности Президента РФ.

Зачистую, полномочия Президента прекращаются по причине истечения срока нахождения его в должности. Так же бывают случаи, когда Президент досрочно прекращает свои полномочия.

Эта ситуация может произойти в таких случаях:

1.Если президент уходит в отставку, сам лично пишет заявление;

2.Если президент не может осуществлять возложенные на него полномочия из-за состояния своего здоровья;

В ситуации, когда происходит его отрешение от занимаемой должности.5

Если сложилась ситуация, что Президент по каким-либо причинам не может выполнять возложенные на него полномочия, то этим занимается Председатель Правительства РФ, но он не может осуществлять роспуск Государственной Думы, назначать референдум, не имеет право вносить предложения о пересмотре и поправках положений Конституции РФ.

В сложившейся ситуации выборы Президента РФ должны пройти не позже трех месяцев с того момента, как Президент прекратил исполнять свои полномочия. Об этом свидетельствует статья 92 Конституции РФ.

Возможность принудительно освободить президента от занимаемой им должности указывается в Конституции РФ, где так же определены основания отрешения и порядок отрешения.

Государственная Дума выдвигает обоснованные обвинения в совершении тяжкого преступления либо в государственной измене, все это должно иметь подтверждение в виде заключения о том, что в действиях Президента РФ обнаружено наличие признаков преступления (данное заключение выносит Верховный Суд РФ). Так же необходимо наличие заключение Конституционного Суда РФ о том, что соблюден установленный порядок при выдвижении обвинения.

Выдвинутые обвинения Государственной думы и решение, принятое Советом Федерации, о том, что Президент должен быть отрешен от должности, принимаются, если проголосовало две трети голосов от всего числа голосов в каждой из палат.

Статья 93 Конституции РФ устанавливает срок - 3 месяца для принятия решения Совета Федерации освободить Президента РФ от занимаемой им должности после того, как Государственная дума выдвинула против Президента свои обвинения.

Обвинения против Президента РФ может быть отклонено, если в установленный срок решение Совета Федерации не принимается.

В процедуре отрешение Президента от должности задействовано Федеральное Собрание (точнее обе его палаты, представленные Конституционным и Верховным судами). В прежней (старой редакции) Конституции РФ условия отрешения Президента от должности были довольно таки размыты (к примеру «нарушение Конституции, закона и присяги).

Согласно Конституции РФ условия отрешения Президента наделены строгим юридическим содержанием, должны подлежать квалифицированной правовой оценке, и не имеют произвольной трактовки. Президентские полномочия могут прекращаться по различным основаниям. Обычно данные основания предусмотрены законами.

Так же нелегитимным прекращением полномочий может послужить потеря власти из-за революции, в такой ситуации президентская власть может насильственно ликвидироваться, или же перейти в другие руки в процессе ее захвата наперекор закону.

Правовые основания прекращения президентских полномочий - это основания, которые предусматриваются законодательством (президент уходит в отставку, происходит упразднение поста президента, проходят выборы другого президента и другое).

Прекращение полномочий Президента может произойти как досрочно, так и в результате истечения срока пребывания в должности, предусмотренного Конституцией.

В конституции РФ предусмотрено несколько оснований для прекращения президентских полномочий. Поговорим о каждом из них более подробно.

Первое основание. Истечение срока (часть 1 статья 92 Конституции РФ) является обычным порядком прекращения президентских полномочий. В других ситуациях, которые мы рассмотрим ниже, прекращение полномочий может произойти досрочно.

Второе основание. Отставка Президента. Президент РФ может добровольно уйти с должности. Пример, уход с поста Президента РФ 31.12.1999 года Б.Н. Ельцина. Процесс ухода в отставку не регламентирован в законе (хотя существует необходимость этого).

В действующем законодательстве предусматривается порядок вступления Президента в должность, порядок принесения присяги, но не предусматривается порядок ухода его в отставку.

Третье основание. Стойкая неспособность Президента РФ. Президент РФ может прекратить исполнять свои полномочия по состоянию своего здоровья - это и есть стойкая неспособность (предусматривается в части 2 статьи 92 Конституции РФ).

Возникает необходимость создания правовых гарантий, которые предупреждали бы злоупотребление возникающие в процессе реализации данной нормы.

Четвертое основание. Отрешение от должности. Отрешение Президента от осуществления им его полномочий происходит вопреки его воли. Основаниями выступают выдвинутые обвинения.

Процесс отрешения проходит в три этапа.

Первый этап - выдвигается Государственной Думой обвинения Президента в том, что он совершил тяжкое преступление. Одна треть депутатов (или более, но не менее) от всего числа депутатов Государственной думы выдвигает инициативу принятия данного решения. Затем происходит рассмотрение на заседаниях Государственной Думы, по одобрению комиссии, которая образуется Государственной Думой. Решение должно быть принято большинством голосов (две трети голосов от всего количества голосов депутатов в палате).

Второй этап - Конституционный и Верховный Суды РФ выносят заключение о наличии в действиях главы государства признаков, присущих тяжкому преступлению. Затем Конституционный Суд должен дать заключение о том, что порядок вынесения обвинения соблюден.

Третий этап - на данном этапе Совет Федерации принимает решение по вопросу отрешения Президента от должности. Решение вынесенное Советом Федерации должно быть обоснованным, должны быть рассмотрены все заключения и все материалы по данному вопросу. Вопрос решается положительно если за отрешение проголосовало не меньше двух третей голосов из всех членов Совета Федерации.

Правовые и социальные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи установлены ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи:

1.Пожизненно предоставляется государственная  охрана в местах его постоянного  или временного пребывания в  полном объеме;

2.За ним сохраняется право  на медицинское обслуживание, которое  предоставлялось на день прекращения  полномочий; 3.Он обладает неприкосновенностью (не может быть привлечен к  уголовной или административной  ответственности за деяния, совершенные  в период исполнения полномочий, а также задержан, арестован, подвергнут  обыску, допросу). Его неприкосновенность  распространяется на занимаемые  им жилые и служебные помещения, используемые им транспортные  средства, принадлежащие ему документы  и багаж, на его переписку.

Он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций. Он имеет право на бесплатное пользование на территории РФ правительственной связью и другими видами связи, которыми располагают органы государственной власти. Все виды его почтовых и телеграфных отправлений обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Он имеет право содержать за счет средств федерального бюджета аппарат помощников.

Все расходы, связанные с Президентом, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

 

Заключение

Концепция президентской власти, принятая в действующей Конституции Российской Федерации, существенно отличается от проводившейся в прежней Конституции. Перестав быть "высшим должностным лицом", российский Президент по новой Конституции больше не является и главой исполнительной власти. Соответственно видоизменились и его отношения с Правительством Российской Федерации и всей системой исполнительной власти. Но эти изменения не носят кардиального характера, поскольку в Российской Федерации конституционно обеспечена модель "президентской республики", т.е. модель не только представительствующего, но и реально властвующего Президента.

Особо ярко роль главы государства проявляется в "треугольнике" отношений: Президент - Правительство - Государственная Дума. Практика до сих пор складывается таким образом, что Президент опосредованно (через Премьера) формирует непартийное Правительство, т.е. Кабинет, состав которого не связан с распределением депутатских мест в нижней палате парламента.

По совокупности и значимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он, бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации, осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст.11 Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Практика оказывает (об этом можно, в частности, судить по президентской почте), что обязанность Президента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданина воспринимаются чрезвычайно широко. Например, нередко граждане адресуют Президенту свои жалобы, связанные с несправедливым, по их мнению, решениями правоохранительных органов и даже судебными решениями. И при этом подчеркивают, что Президент как гарант Конституции прав человека, обязан им помочь.

Информация о работе Компетенция Президента Российской Федерации в сфере внутренней политики