Комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- определить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;
- исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;
- проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;
- определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………1
Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях………………………………..2
Задачи и принципы осуществления производства по делу об административном правонарушении…………………………………7
Доказательства по делам об административных правонарушениях.12
Стадии производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………13
Возбуждение дела…………………………………………………..13
Рассмотрение дела………………………………………………….16
Пересмотр постановлений и решений…………………………….20
Исполнение постановлений………………………………………..22
Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальный статус………………………27
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

План.

Введение……………………………………………………………………1

  1. Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях………………………………..2
  2. Задачи и принципы осуществления производства по делу об административном правонарушении…………………………………7
  3. Доказательства по делам об административных правонарушениях.12
  4. Стадии производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………13
    1. Возбуждение дела…………………………………………………..13
    2. Рассмотрение дела………………………………………………….16
    3. Пересмотр постановлений и решений…………………………….20
    4. Исполнение постановлений………………………………………..22
  5. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальный статус………………………27

Заключение………………………………………………………………..32

Список литературы.

 

Введение

Производство по делам  об административных правонарушениях включает несколько стадий.

По поводу количества и названий стадий производства по делам об административных правонарушениях в юридической литературе не существует серьезных разногласий.

Некоторые ученые считают, что дела об административных правонарушениях настолько очевидны, что выделять административное расследование как стадию производства нецелесообразно. Зачастую это действительно так, но в настоящее время появилось множество административных правонарушений, влекущих наложение административных штрафов в достаточно крупном размере и представляющих определенные трудности при доказывании (налоговые, таможенные правонарушения и т. д.). Без стадии административного расследования производство по делам о таких правонарушениях невозможно.

Упоминание  в КоАП РФ о фото- и киносъемке, видеозаписи и других способах фиксации вещественных доказательств, свидетельствует  о стремлении законодателя более  широко внедрить в административный процесс современные средства криминалистической техники. Тактическим аспектам использования фотосъемки и видеозаписи посвящены многие работы криминалистов, основные положения которых также с успехом могли бы быть внедрены в административное расследование.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с возбуждением, расследованием административных правонарушений и дальнейшим своевременным, справедливым вынесением постановления по данным делам, порядком обжалования и опротестования постановлений, а так же их исполнением.

Предметом является порядок и особенности возбуждения, расследования и исполнения как обжалуемых так и не обжалуемых постановлений по делам об административных правонарушениях.

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

- определить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;

- описать субъектов  производства по делам об административных  правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;

- рассмотреть технику  и методы возбуждения дела  об административном правонарушении;

- исследовать рассмотрение  дела об административном правонарушении;

- проанализировать порядок  обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;

- определить порядок  рассмотрения жалоб и протестов  по делам об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

Под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать особый вид процессуальной деятельности, урегулированную законом процедуру разрешения определённой группы дел.1 Производство по делам об административных правонарушениях является одной из сторон административно-процессуальной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти, а также их должностными лицами. Вместе с тем субъектами такой деятельности являются и судьи, которые рассматривают ряд дел об административных правонарушениях. Процессуальный характер производства своё основное выражение получает в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные Особенной частью КоАП РФ. Разрешение дела предполагает принятие по итогам его рассмотрения мотивированного постановления о назначении административного наказания (либо отказ от его назначения) и его исполнение. 2

В КоАП РФ законодательно закреплены правовые основы, т.е. те исходные позиции, которыми призваны руководствоваться соответствующие органы и должностные лица при рассмотрении конкретных дел. Прежде всего, в этом смысле акцент сделан на задачах производства:

  • всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела;
  • разрешение дела в точном соответствии с законом;
  • обеспечение исполнения вынесенного постановления;
  • выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.

Объективность выражается в обязанности государственных  органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам  об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела.

Своевременность выяснения  обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков.

Разрешения дела в соответствии с законом означает, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Неисполнение постановления о  привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность  борьбы с административными правонарушениями.

Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях  является также задача, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков. Органы и должностные лица обязаны  не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.

Пример. Прекращая производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 12.8 КоАП РФ, мировой судья указал, что А. транспортным средством не управлял, сославшись на показания одних свидетелей со стороны лица, привлекаемого к административной ответственности, и отвергнув показания инспекторов ДПС ГИБДД.

 В то же время,  в протокол об административном  правонарушении А. собственноручно  внес запись: «управлял мотоциклом, выпил вина, водительского удостоверения  не имею». В материалах дела  также имеется объяснение А., составленное  отдельным документом, где после разъяснения прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ он пояснял: «я ремонтировал свой мотоцикл, потом решил прокатиться, до этого выпил 100 гр. вина, водительского удостоверения не имею, на ул. Мира у д. 16 меня задержали».

Протокол об административном правонарушении и письменные объяснения А. мировым судьей не исследовались, никакой оценки им в постановлении  не дано. В связи с чем вывод  мирового судьи об отсутствии в его  действиях состава административного  правонарушения был сделан на неполно исследованных доказательствах.

 

Статья 24.2 КоАП РФ определяет, что производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском  языке - государственном языке Российской Федерации, или языке республики в составе Российской Федерации.3 В то же время КоАП РФ предусматривает гарантии для лиц, участвующих в производстве по делу и не владеющих языком, на котором оно ведется. Эти гарантии обеспечиваются возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика.4

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению. Исключение составляют случаи, когда это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц. Открытое рассмотрение дел означает, что оно осуществляется публично. Граждане, проявившие интерес к делу, имеют право свободно находиться при его рассмотрении, а также освещать ход и результаты дела в средствах массовой информации.

Лица, участвующие в  производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.5 Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

Все ходатайства в  обязательном порядке приобщаются  к делу об административном правонарушении. Право заявлять ходатайство имеют: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законный представитель, защитник, представитель, эксперт, прокурор. Заявленное ходатайство подлежит немедленному рассмотрению.

Пример. В отношении О. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.26 КоАП РФ за отказ пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, поскольку он, по мнению работников ГИБДД, управлял автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

О. заболел и ходатайствовал перед судом в связи нахождением  на лечении в стационаре, отложить рассмотрение дела на более поздний  срок до выздоровления.

Мировой судья, рассмотрев дело по существу, отказал О. в удовлетворении ходатайства, поскольку посчитал, что «представленный документ не свидетельствует о наличии заболевания, препятствующего явке в суд». Суд постановил подвергнуть О. административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством на срок 1 год 6 месяцев.

Не согласившись с  постановлением мирового судьи, поскольку  дело рассмотрено в его отсутствие, О. обратился в районный суд.

Районный суд решил  постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении в отношении О. отменить, производство по административному материалу - прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом суд указал:

Судом второй инстанции  установлено, что от О. мировому судье  поступило письменное ходатайство об отложении дела слушанием, поскольку он находится на стационарном лечении. Мировым судьей вывод о возможности участия О. в судебном заседании сделан необоснованно, без надлежащего исследования состояния здоровья О. и получения сведений от врачей-специалистов. Рассмотрение административного дела в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности и не имеющего возможности участвовать в судебном заседании по уважительным причинам, в т.ч. и по состоянию здоровья, существенно нарушило права О., положения ст.25,1 ч.2 КоАП РФ и является безусловным основанием для отмены состоявшегося судебного акта. Другие доводы жалобы суд в решении не обсуждает, поскольку при установленных обстоятельствах они не имеют самостоятельного правового значения для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня совершения административного правонарушения. Таким образом, постановление мирового судьи подлежит отмене, производство по административному материалу - прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Четко определены обстоятельства, которые исключают производство по делам об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:6

Информация о работе Комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности