Комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 01:43, курсовая работа

Описание работы

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.
Исходя из цели, вытекают следующие задачи:
- определить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;
- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;
- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;
- исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;
- проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;
- определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………1
Понятие и правовые основы производства по делам об административных правонарушениях………………………………..2
Задачи и принципы осуществления производства по делу об административном правонарушении…………………………………7
Доказательства по делам об административных правонарушениях.12
Стадии производства по делам об административных правонарушениях………………………………………………………13
Возбуждение дела…………………………………………………..13
Рассмотрение дела………………………………………………….16
Пересмотр постановлений и решений…………………………….20
Исполнение постановлений………………………………………..22
Участники производства по делам об административных правонарушениях, их процессуальный статус………………………27
Заключение………………………………………………………………..32
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 200.00 Кб (Скачать файл)

Суд постановление о  привлечении к административной ответственности отменил, дело возвратил на новое рассмотрение в связи с несоответствием субъекта правонарушения и вида административного наказания. Кроме того судом не признано полностью доказанным состав правонарушения.

Исходя из выше перечисленных признаков, под производством по делам об административных правонарушениях следует понимать основанную на законе и облечённую в форму правовых отношений деятельность судей, органов и должностных лиц по возбуждению и рассмотрению дел об административных правонарушениях. Это применение к виновным мер административной ответственности, осуществляемое в особом административно-процессуальном порядке. Оно производится в целях всестороннего, полного и объективного выяснения обстоятельств дела, разрешения его в соответствии с законом, обеспечения исполнения вынесенного постановления, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно КоАП производство по делам об административных правонарушениях  включает в себя возбуждение дела об административном правонарушении, административное расследование, рассмотрение дела об административном правонарушении, сбор и оценку доказательств по делу об административном правонарушении, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, принятие решения по делу, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

 

Стадии производства по делам об административных правонарушениях  в Российской Федерации

Возбуждение дела об административном правонарушении

Возбуждение дела об административном правонарушении является первой стадией  административного производства и  представляет собой совокупность действий, направленных на установление факта  административного правонарушения и определения подведомственности дела.22 Поводами к возбуждению дела являются:

1) непосредственное обнаружение  должностными лицами, уполномоченными  составлять протоколы об административных  правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события  административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных  органов, а также из других  государственных органов, органов  местного самоуправления, от общественных  объединений материалы, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения;

3) сообщения и заявления  физических и юридических лиц,  а также сообщения в средствах  массовой информации, содержащие  данные, указывающие на наличие  события административного правонарушения (за исключением административных  правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ст. 14.2, 14.13 КоАП РФ);

4) фиксация административного  правонарушения в области дорожного  движения работающими в автоматическом  режиме специальными техническими  средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;

5) подтверждение содержащихся  в сообщении или заявлении  собственника (владельца) транспортного  средства данных о том, что  в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось  во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено с момента:

1. составления протокола  осмотра места совершения административного  правонарушения;

2. составления первого протокола о применении мер обеспечения административного производства, предусмотренных КоАП РФ;

3. составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

4. вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования;

5. вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном КоАП РФ.

Институт возбуждения дела об административном правонарушении фактически отсутствовал в КоАП РСФСР. В гл. 18 КоАП РСФСР устанавливались особенности составления протокола об административном правонарушении без определения, в отличие от действовавшего УПК РСФСР от 27 октября 1960 г. поводов к возбуждению дела, момента его возбуждения, возможностей отказа в возбуждении дела об административном правонарушении.23

О совершении административного правонарушения составляется протокол. Частью 2 ст. 28.2 КоАП РФ законодательно определяется содержание протокола об административном правонарушении, он должен содержать сведения, необходимые для квалификации административного правонарушения и привлечения виновного лица к ответственности. В протоколе об административном правонарушении указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя и отчество лица, составившего протокол, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, место и время совершения правонарушения и т.д. Существенное значение имеет указание должности лица, составившего протокол об административном правонарушении, поскольку в случае составления протокола неуполномоченным лицом он признается ничтожным.24

Статья 28.3. КоАП РФ определяет перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы о тех или иных видах административных правонарушений. Данный перечень содержит более 80 субъектов (например, должностные лица налоговых, таможенных, пограничных органов, должностные лица органов внутренних дел и т.д.) В соответствии с данной статьей протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

В ст. 28.4 КоАП РФ предусмотрен перечень дел об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором согласно Закону « О Прокуратуре РФ».25 В установленные сроки о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится мотивированное постановление. При вынесении данного постановления прокурор должен выяснить: образует ли действие характер административного правонарушения, какое предписание закона нарушено, истек ли срок привлечения к административной ответственности, установлено ли лицо, совершившее административное правонарушение и т.д. Если производство по делу об административном правонарушении возбуждено постановлением прокурора, то протокол не составляется.

В КоАП РФ сроки составления протокола  об административном правонарушении регламентируются впервые. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.26

Должностное лицо, может самостоятельно принять решение о наложении административного наказания и исполнить его немедленно. Важным условием при назначении административного наказания без составления протокола является совершение малозначительного нарушения, а также то, что привлекаемое к ответственности лицо не оспаривает назначенное ему административное наказание. В противном случае составляется протокол об административном правонарушении.

Нововведением КоАП РФ является назначение административного расследования  при выявлении административных правонарушений в области антимонопольного законодательства, законодательства о  рекламе, законодательства о защите прав потребителей, налогов и сборов, таможенного дела, охраны окружающей среды, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте. 27 Главным условием для принятия решения о проведении административного расследования является необходимость осуществления экспертиз или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат. Срок расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении. Ранее в КоАП РСФСР сроки направления на рассмотрение протокола об административном правонарушении не были установлены. В случае наложения административного ареста, протокол передается на рассмотрение судье немедленно после его составления.

В случае если протокол об административном правонарушении составлен  неправомочным лицом, а также  в иных случаях, предусмотренных  п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, недостатки протокола  и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.28 Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье, органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

Пример. Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ, в отношении С. также возвращалось должностному лицу для устранения недостатков протокола. Недостатки были устранены, но С. оспаривал факт ознакомления его с изменениями, внесенными в протокол об административном правонарушении, касающиеся уточнения места совершения правонарушения.

В судебных заседаниях 03 марта 2009 г., 10 марта 2009 г. и 18 марта 2009 г. С. принимал участие, в связи с  чем у мирового судьи имелась  возможность ознакомить его с  внесенными исправлениями или вручить ему копию протокола об административном правонарушении, однако таких мер предпринято не было. Рассмотрение дела было отложено на 24 марта для проведения служебной проверки, с целью установить, кто  из должностных лиц вносил изменения в протокол и был ли с ними ознакомлен С. 24 марта 2009 г. производство по делу было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения, поскольку С. никто из должностных лиц ГИБДД с внесенными в протокол изменениями не знакомил.

Уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП РФ меры процессуального обеспечения производства. К ним относится: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; медицинское освидетельствование на состояние алкогольного опьянения; задержание ТС и запрещение его эксплуатации; арест товаров, ТС и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.29 Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Возможность прекращения  производства по делу до его передачи на рассмотрение связана с обстоятельствами, исключающими производство по делу.

Рассмотрение  дела об административном правонарушении

Данная стадия является центральной в производстве по делам об административных правонарушениях. В процессе ее осуществления условно можно выделить группы взаимосвязанных действий судьи, органа, должностного лица, именуемые этапами. 30 Традиционно выделяются этапы: а) подготовки дела к рассмотрению, б) анализа обстоятельств дела и собранных материалов, в) принятия и объявления постановления по делу.

Судья, орган, должностное  лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:

1) относится ли к  их компетенции рассмотрение  данного дела;

2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения  данного дела судьей, членом коллегиального  органа, должностным лицом;

3) правильно ли составлены  протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;

4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по  делу;

5) достаточно ли имеющихся  по делу материалов для его  рассмотрения по существу;

6) имеются ли ходатайства  и отводы.

При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости  выносится определение:

1) о назначении времени  и места рассмотрения дела;

2) о вызове лиц, указанных в ст. 25.1, 25.10 КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;

3) об отложении рассмотрения  дела;

4) о возвращении протокола  об административном правонарушении  и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела;

5) о передаче протокола  об административном правонарушении  и других материалов дела на  рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не  относится к компетенции судьи,  органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, состава коллегиального органа, должностного лица.31

Информация о работе Комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности