Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:57, курсовая работа
Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.
Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1.Конституционный строй в конституционном праве России
§1.1 Понятие Конституционного строя………………………………….…5 стр.
§1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ…………8 стр.
Глава 2. Основы конституционного строя РФ
§2.1 Социальные и экономические основы конституционного строя РФ……………………………………………………………………...…….11 стр.
§2.2 Духовные основы конституционного строя РФ……………….……17 стр.
§2.3 Политические основы конституционного строя РФ………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………..……..35 стр.
Список используемой литературы………………………………….….…
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПСКОВСКИЙ ФИЛИАЛ АКАДЕМИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему:
«Конституционный строй Российской Федерации»
Выполнил:
Курсант 24 учебного взвода
Евсеев Иван
Проверил:
преподаватель, кафедры ?
внутренней службы
Псков 2013 г.
Российский конституционный процесс с трудом укладывается в линейную перспективу развития. Он имеет свои взлеты и падения, свои периоды прогрессивной эволюции и регресса, свои реформаторские планы и неудачные попытки их воплощения на практике. Современный этап конституционного развития с его трудностями и противоречиями продолжает правовую и политическую модернизацию страны. Становится особенно актуальным анализ политико-правовых проблем формирования российского конституционализма, его нормативных основ и опыта реализации конституционных положений.
Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.
Практическая значимость работы объясняется тем, что конституционный строй закрепляется всей системой правовых норм, различными отраслями российского права. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя - основополагающие принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства) существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления права. При этом вся дальнейшая регламентация общественных отношений является отражением, конкретизацией и развитием этих основополагающих принципов. Эти главные принципы настолько важны, что они содержатся в основном законе государства - Конституции. В российской Конституции основам конституционного строя посвящена первая глава, имеющая одноименное название.
Анализ изученных источников и литературы. Данная тема нашла свое отражение в исследованиях таких юристов как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Станских C.Н., Хачатурян Б.Г., М. В. Баглай и других чьи труды были использованы в ходе проведения исследовательской работы.
Цель работы. Целью данной работы является изложение основных положений российского законодательства, касающихся конституционного строя и его основ, уяснение его роли в современном обществе.
Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач, а именно: дать развернутое понятие конституционному строю, исследовать закрепление конституционного строя в Конституции РФ, изучить основы конституционного строя в РФ, а также проанализировать проблемы практической реализации конституционного строя в современной России.
Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.
Предмет исследования: подходы к изучению и оценке роли в политической системе общества основ конституционного строя.
Работа состоит из введения, четырех глав с подпунктами, заключения и списка литературы.
Каждое государство характеризуется определенными чертами, в которых выражается его специфика. Совокупность таких черт выражается в определенном способе организации государства, его государственном строе. Такой подход рассматривает конституционный строй как систему общественных отношений регулируемых непосредственно нормами конституции. Таким образом, конституционный строй – способ организации государства, закрепленный в его конституции и получающий дальнейшую регламентацию в текущем законодательстве.
Другое понятие конституционного строя относится к государству, форма организации которого имеет определенные черты, позволяющие относить его к конституционным. То есть конституционное государство характеризуется, прежде всего, не наличием конституции, а подчинением государства праву. Следовательно, конституционный строй – это способ организации государства, который обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство; это совокупность социальных, политических, экономических, идеологических и правовых отношений, регулируемых главным образом нормами конституции, связанных с организацией централизованных органов государственной власти и управления государственным устройством и правовыми связями между человеком, гражданином, обществом и государством.
Неотъемлемым атрибутом конституционного государства является гражданское общество. Гражданское общество - есть система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые обеспечивают условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов и коллективов, для жизнедеятельности социальной, культурной и духовной сфер, воспроизводства этих институтов и отношений и передачи их от поколения к поколению.
Гражданское общество охватывает совокупность моральных, правовых, экономических, политических отношений, включая собственность, труд, предпринимательство, организацию и деятельность общественных объединений, воспитание, образование, науку и культуру, семью, как первичную основу общежития, систему средств массовой информации, неписаные нормы этики поведения, многие конкретные стороны политического режима.1
Гражданское общество отождествляется со сферой частных интересов и потребностей, именно в его рамках реализуется большая часть прав и свобод человека. Однако гражданское общество нельзя представить себе в качестве мира изолированных индивидов. Оно не арифметическая сумма составляющих его субъектов, а их совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в рамках гражданского общества разнородных социальных сил, институтов, организаций и т.д., объединенных общими стремлениями к совместной жизни.
Сегодня задача конституции всякого конституционного государства состоит в установлении пределов государственного вмешательства в сферу общественного саморегулирования для того, чтобы это вмешательство не смогло нанести вред институтам и механизмам саморегулирования, действующим в рамках гражданского общества.
Это ограничение выражается в недопустимости удовлетворения социально-экономических прав граждан в ущерб политической, экономической и духовной свободе, государственного регулирования экономике в ущерб рыночному, подмены судебной процедуры арбитражной, упрощающей разбирательство и т.д.
Именно в результате такого ограничения государственной власти правом современное конституционное государство функционирует следующим образом: оно постоянно стремится к усилению своего вмешательства в дела гражданского общества, особенно посредством своей социальной деятельности. Однако, дойдя до определенной степени такого вмешательства, которую фиксируют механизмы саморегулирования этого общества, оно активизирует свои правовые начала, сдерживающие вмешательство тем сильнее, чем дальше заходит государственное регулирование.
Значит, в демократическом конституционном государстве общество функционирует одновременно и как управляемая государством система, и как саморегулирующаяся система, которая в то же время находится в зависимости от саморегулирующегося гражданского общества и его потребностей.
Конституционный строй Российской Федерации и ее действующая Конституция основаны на идеях исходящих из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод гражданина. Государство рассматривается в качестве официального представителя общества по решению вопросов, которые закреплены за ним в Конституции. Закрепление этих идей в Конституции Российской Федерации играет важную роль в становлении России подлинно конституционным государством, поскольку на сегодняшний день многие из этих идей не реализованы на практике.
Проблемы практической реализации конституционного строя в Российской Федерации рассматриваются мной в курсовой работе подробнее в одном из последующих разделов.
Конституционный строй Российской Федерации включает целую систему складывающихся общественных отношений, поэтому в его закреплении участвуют все отрасли российского права и законодательства. Конституция РФ наделена высшей юридической силой и является базой текущего законодательства. В связи с этим ее нормы занимают ведущее место в регулировании конституционного строя России.
Под основами конституционного строя РФ понимаются устои государства, его основные принципы, призванные обеспечить России характер конституционного государства.
Глава 1 Конституции РФ посвящена основам конституционного строя и охватывает довольно широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
Элементы основ конституционного строя согласно Конституции РФ:
1. Демократическое государство
2. Правовое государство
3. Государственный суверенитет
4. Приоритет прав и свобод человека
5. Народовластие
6. Федерализм
7. Социальное государство
8. Многообразие форм собственности и свобода экономической деятельности
9. Разделение властей
10. Идеологическое многообразие (плюрализм)
11. Светское государство
12. Целостность и незыблемость основ конституционного строя.
Каждый конституционный принцип существует не сам по себе. Они конституируют государство в совокупности и потому должны рассматриваться только во взаимосвязи. Конституционный принципы могут дополнять и конкретизировать друг друга, а следовательно они все находятся во взаимосвязи.2
Статья 16 Конституции РФ закрепляет особый порядок изменения основ конституционного строя. Никакие другие положения действующей Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя РФ (п.2 ст.16).
Глава 1 Конституции регулирует не все, а наиболее важные общественные отношения, характеризующие российскую государственность. Совокупность правовых норм, регулирующих эти отношения, образует государственно-правовой институт “Основы конституционного строя Российской Федерации”, занимающей ведущее место в системе государственного права России.
Закрепление основ конституционного строя в конституционной форме имеет большое значение. Она обеспечивает провозглашение этих основ от имени народов России их государственной волей. Тем самым подчеркиваются особая значимость основ конституционного строя, их верховенство и обязательность для всех субъектов правоотношений, активное воздействие на правовое регулирование всей системы общественных отношений. Поэтому закрепленные в Конституции основы конституционного строя образуют фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России, определяют в юридической форме те важнейшие качественные связи, которые свойственны ее организации. Наконец, именно благодаря конституционному закреплению основ конституционного строя в систему их гарантий включаются как материальные, политические, социальные, так и правовые гарантии. В силу этого их реализация должна обеспечиваться Российским государством.3
Как говорилось выше, наличие в государстве конституции не означает, что таковое можно считать конституционным. Соответственно и закрепление в Конституции РФ основ ее конституционного строя отнюдь не означает, что тем самым обеспечивается конституционный характер государства. Для этого требуется их практическая реализация.
Нельзя отрицать, что на сегодняшний день существует проблема не соответствия действующего законодательства требованиям норм Конституции. Необходимы изменения действующего законодательства и практики его правоприменения. Подробнее этот вопрос рассматривается в курсовой работе ниже.
Российская Федерация является социальным государством. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Смысл принципа социального государства состоит в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении за счет перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного эффекта от имеющегося в обществе социального расслоения.
Информация о работе Конституционный строй Российской Федерации