Конституционный строй Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования в работе являются закрепленные в Конституции основы конституционного строя, образующие фундамент всего правового регулирования государственной и общественной жизни России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 стр.
Глава 1.Конституционный строй в конституционном праве России
§1.1 Понятие Конституционного строя………………………………….…5 стр.
§1.2 Закрепление конституционного строя в Конституции РФ…………8 стр.
Глава 2. Основы конституционного строя РФ
§2.1 Социальные и экономические основы конституционного строя РФ……………………………………………………………………...…….11 стр.
§2.2 Духовные основы конституционного строя РФ……………….……17 стр.
§2.3 Политические основы конституционного строя РФ………………..21 стр.
Заключение…………………………………………………………..……..35 стр.
Список используемой литературы………………………………….….…

Файлы: 1 файл

Evseev_Konstitutsionny_stroy_RF.doc

— 250.00 Кб (Скачать файл)

Отсутствие государственной или обязательной идеологии не означает, что органы государственной власти действуют независимо от каких-либо идеологических взглядов и находятся вне идеологической борьбы в обществе. Наоборот, именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь обусловливает активную борьбу социальных групп населения и политических партий за выдвижение своих сторонников в различные органы государственной власти и органы местного самоуправления, прежде всего путем активного участия в избирательных кампаниях.

Светское государство.

Светским является государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии.

Конституция РФ в ст. 14 объявляет Российскую Федерацию светским государством. Раскрывая содержание светского характера государства, следует остановиться на следующих характеристиках данного принципа:

1) Отделение церкви от государства. Этот принцип означает:

во-первых, государство не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, учреждений и органов местного самоуправления, а религиозные объединения не выполняют этих функций;

во-вторых, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит закону;

в-третьих, религиозные объединения не участвуют в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, не участвуют в деятельности политических партий и политических движений, не оказывают им материальную и иную помощь;

в-четвертых, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями, а должностные лица государственных и муниципальных органов, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии;

в-пятых, запрещается создание религиозных объединений в государственных и муниципальных органах и организациях, воинских частях;

2) Отделение школы от церкви. Государство обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения, а государство оказывает помощь религиозным объединениям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в таких учреждениях;

3) Невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип выступает гарантией неотъемлемого права человека на свободу совести и свободу вероисповедания. Недопустимо принуждение людей к исповеданию какой-либо религии либо исповеданию религии вообще, невозможно установление религии в качестве государственной идеологии, то есть превращение России в клерикальное или теократическое государство;

4) Равенство религиозных объединений перед законом. Данный принцип означает равноправие религиозных объединений по объему их правоспособности. Однако Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и религиозных объединениях» содержит ряд моментов, вызывающих сомнения в равноправности религиозных объединений в Российской Федерации:

во-первых, в преамбуле закон перечисляет некоторые религии, уже этим подчеркивая их «особую ценность»: «Федеральное Собрание... признавая особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России... принимает настоящий Федеральный закон»;

во-вторых, закон устанавливает преимущества для «традиционных» религий, которые существуют на территории России уже долгое время. Для создания новой религиозной организации (религиозного объединения с правами юридического лица) не менее десяти граждан Российской Федерации (а право на свободу вероисповедания, как известно, принадлежит каждому), объединенных в религиозную группу (религиозное объединение без прав юридического лица), должны представить в регистрирующий орган подтверждение о существовании данной религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления.

 

§2.3 Политические основы конституционного строя РФ

 

1. Демократическое государство

Статья 1 Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления».

Демократизм находит свое выражение в народовластии; разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную; политическом многообразии; местном самоуправлении.

Народовластие – принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В преамбуле и статье 3 Конституции РФ содержится указание на то, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ.

Народ осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство, суды.

Разделение властей — необходимое условие в формировании правового государства, реализации идей верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Принципы единства, разделения, взаимодействия, «сдержек и противовесов» властей были удачно и последовательно отражены в проекте Конституции России от 12 ноября 1990 г., разработанном Рабочей группой Конституционной комиссии, который, в частности, предусматривал, что в соответствии с принципом разделения властей органы государства в рамках своих правомочий действуют самостоятельно, взаимодействуя между собой и уравновешивая друг друга.8

Конституционные положения, характеризующие основы разделения государственной власти субъектов Российской Федерации, конкретизированы Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Для уяснения особенностей разделения властей и его правового регулирования на региональном уровне важно учитывать, что вся система организации государственной власти в субъектах Российской Федерации относится к вопросам, правовое регулирование которых находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Одним этим обусловлен сложный, многоуровневый характер правовой основы взаимодействия различных ветвей государственной власти в субъектах Федерации.9

Следует отметить, что одной из существенных особенностей разделения властей на региональном уровне в Российской Федерации является то, что для субъектов Российской Федерации определяющее значение имеет проблема разделения полномочий, взаимодействия, ответственности не между тремя (что характерно для классического варианта разделения властей по горизонтали), а между двумя ветвями власти – законодательной и исполнительной.

Анализ регионального конституционно-уставного законодательства свидетельствует, что в большинстве конституций и уставов субъектов Российской Федерации разделение властей закреплен в качестве важнейшего принципа, основы их конституционно-правового статуса.10

При системном рассмотрении конституционных норм принцип разделения властей в силу усложняющейся практики постоянно используется как законодателем, так и правоприменителем (толкователем), для добавления к тому, что «конституция уже включает». Стоит присоединиться к мнению Страуса К. (Strauss K.), рассматривающего суд в виде института, призванного своими решениями «приспосабливать непрерывно усложняющуюся структуру к конституционным требованиям разделения властей», при котором каждая ветвь должна выполнять собственные, уникальные функции. Некоторые исследователи справедливо считают, что в обязанности суда, в частности, может входить «определение степени вторжения одной конституционной ветви власти в другую и установление того, в какой мере это вмешательство препятствует совместной деятельности органов, осуществляющих государственную власть» (Barron G., Dienes C.). Также считает и Председатель Конституционного Суда России В.Д. Зорькин, по мнению которого Конституционный Суд выступает хранителем и защитником принципа разделения властей.11

Таким образом, разделение властей – не застывшее состояние обособленных государственных структур, а работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

Принцип политического многообразия (плюрализма) означает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, школ, концепций, идеологий, политических партий и организаций.

Надежная конституционно-правовая защита политического плюрализма – предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства. Политический плюрализм может реализовываться только в условиях идеологического многообразия. Поэтому в Конституции России указано, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Выделение партий в особую организационно-правовую форму можно объяснить тем, что им отводится важная роль в политической и государственной жизни. В создании и деятельности партии и общественные организации во многом похожи. Отличие партий от общественных организаций можно видеть в следующем:

1) в партии может быть лишь  индивидуальное членство физических  лиц, в то время как в общественных  организациях возможно членство  иных общественных объединений – юридических лиц;

2) в партию входят лишь граждане  Российской Федерации, уставы общественных организаций допускают членство иностранцев;

3) партия является только федеральной  организацией, в то время как  общественные организации могут быть по территории деятельности федеральными, межрегиональными, региональными и местными (т.е. существовать в муниципальных образованиях);

4) партия должна быть зарегистрирована  Федеральной регистрационной службой, а существование общественных  организаций Закон допускает без юридической регистрации.

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» предусматривает категорию «союзы (ассоциации) общественных объединений». Их создают общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.12

Таким образом, политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечению в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти. Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности, отсутствии общегосударственной обязательной идеологии, многопартийности и возможности быть беспартийным.

В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется местное самоуправление.

Результатом многолетней работы по организации местного самоуправления в XX веке в европейских государствах стало принятие в 1985 году в форме конвенции Европейской хартии местного самоуправления.

Российской Федерацией она была ратифицирована в соответствии с федеральным законом Российской федерации от 11.04.98 г. № 55-ФЗ «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления».

Статья 3 Хартии гласит, что «под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».

Принятый в 2003 г. Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил местное самоуправление как форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в пределах, установленных российским законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Информация о работе Конституционный строй Российской Федерации