Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 10:39, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
Для успешного достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть само понятие Конституционного Суда, порядок его формирования.
2. Рассмотреть компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь.
3. Определить требования предъявляемые к кандидатам в судьи.
4. Выявить роль Конституционного Суда в защите прав и свобод граждан.
Введение
Характерная особенность современных демократических государств – образование в них конституционных судов как специальных органов, осуществляющих контроль за соблюдением конституционных положений в нормотворческой и правоприменительной деятельности государственных органов.
Конституционный Суд – это такой же неотъемлемый атрибут правового государства, как Парламент или местное самоуправление. Каждое демократическое государство считает необходимым иметь такой институт государственной власти как Конституционный суд.
Специализированные органы конституционного контроля, созданные в европейских странах, являются важнейшими (опорными) элементами всей системы сдержек и противовесов, удерживающими всю конструкцию государственно-правового механизма. Эта же задача стоит и перед Конституционным Судом Республики Беларусь. Именно для этих целей он наделен правом вынесения заключений не только о конституционности нормативных актов, но и относительно систематического или грубого нарушения Парламентом Конституции. Всё это отражает актуальность данной темы курсовой работы «Конституционный суд Республики Беларусь».
Конституционный Суд призван посредством проверки на соответствие Конституции нормативных актов утверждать верховенство конституционных норм и их реальное, прямое действие.
Конституционный Суд Республики Беларусь, основываясь на собственном опыте, практике работы Европейского суда по правам человека, органов конституционного контроля других стран, используя достижения науки (тем более что доктрина у нас пока не рассматривается в качестве источника права), рождает надпозитивное право, т.е. принципы и правовые идеи, которые должны становиться основополагающими в нашей правовой системе и развивать ее дальше. Конституционный Суд Республики Беларусь в силу своего статуса и стоящих перед ним задач формирует новую философию права, новое правовое мировоззрение, утверждает справедливость и равноправие.
Цель данной работы – раскрыть принципы деятельности, компетенцию Конституционного Суда Республики Беларусь, а также статус его судей, требования к ним.
Для успешного достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [16, ст. 116].
Правовой статус Конституционного Суда определяется Конституцией (ст. ст. 40, 59, 60, 112, 116, 122 и др.), а также Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. с последующими изменениями и дополнениями и Регламентом Конституционного Суда Республики Беларусь, принятым решением Конституционного Суда от 18 сентября 1997 г. с дополнениями от 11 июня 2001 г.
Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».
В частности, организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.
Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции – гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд – особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия [16, с. 261].
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:
- законность;
- независимость;
- коллегиальность;
- открытость (гласность);
- устность;
- равноправие;
- состязательность сторон.
Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.
При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.
Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета, что также способствует его независимости.
Рассмотрение дел, относящихся к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.
Дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», которая предусматривает, что по решению Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.
Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно.
В ходе рассмотрения дел Конституционный Суд заслушивает стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны пользуются равными правами.
Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [11, c. 262].
Правовую основу организации и деятельности Конституционного Суда составляют Конституция Республики Беларусь, закон «О Конституционном Суде Республики Беларусь», принятый Парламентом 30 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, внесёнными в 1995 и 1997 годах), Регламент Конституционного Суда Республики Беларусь, утверждённый Конституционным Судом. Нормы этического характера для судей Конституционного Суда установлены Кодексом чести судьи.
Согласно Конституции страны на Конституционный Суд возлагается контроль за конституционностью нормативных актов в государстве [16].
Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения о:
Таким образом, Конституционный Суд даёт заключения о конституционности актов не только высших общегосударственных органов, но и нормативных актов министерств, ведомств, местных Советов и исполнительных и распорядительных органов. Это, безусловно, содействует усилению конституционного контроля.
Конституционный Суд рассматривает вопросы о конституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
Предложения о проверке конституционности нормативных правовых актов с целью вынесения Конституционным Судом заключения могут направлять Президент, палаты Парламента, Правительство, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд. Инициировать вынесение решений могут граждане (ч. 4 ст. 122 Конституции) и суды (см. ст. 112 Конституции).
Согласно статье 38 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь» заключения Конституционного Суда являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат [12, ст. 38].
Конституционный Суд не обладает правом законодательной инициативы, поскольку сам контролирует конституционность нормативных актов. Однако в соответствии с законом Суд вправе вносить палатам Парламента, Президенту, Совету Министров Республики Беларусь и в другие государственные органы в соответствии с их компетенцией предложения о необходимости внесения в акты действующего законодательства изменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложения подлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право также вносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из его компетенции.
В настоящее время в Конституции прямо не предусмотрено право Конституционного Суда возбуждать дела по собственному усмотрению, чем он активно, как уже отмечалось, пользовался в прошлый период.
С точки зрения сегодняшнего дня особенно хорошо видно, что "судебный субъективизм" в 1994-1996 гг., проявившийся, в том числе, и в возбуждении дел по усмотрению суда (прежде всего в силу односторонности такого "усмотрения"), не способствовал в полной мере становлению Конституционного Суда, давал почву для обвинений в его адрес в необъективности и пристрастности. Думаю, что Конституционному Суду должна быть присуща сдержанность, действие в строгих рамках Конституции, вольности просто недопустимы. К этому обязывает и наша система права.
В Законе о Конституционном Суде сейчас детализирован порядок реализации положений тех норм статьи 112 Конституции, которые действуют с 30 марта 1994 года. Согласно названной статье, если при рассмотрении конкретного дела суд придет к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции, он принимает решение в соответствии с Конституцией и ставит в установленном порядке вопрос о признании данного нормативного акта неконституционным.
К сожалению, с 30 марта 1994 г. данная норма фактически не действовала: суды не входили с соответствующими предложениями в Конституционный Суд. Многими это объяснялось отсутствием законодательной регламентации такого обращения. Хотя и в тот период нельзя было согласиться с такого рода объяснениями, так как были все условия для формирования соответствующей практики, чтобы снять всякие сомнения в законе от 7 июля 1997 г. предусмотрено, что суд (общей компетенции или хозяйственный) при выявлении расхождений между Конституцией и подконституционным актом принимает решение в соответствии с Конституцией и после вступления в законную силу судебного постановления ставит соответственно перед Верховным Судом или Высшим Хозяйственным Судом вопрос о внесении им предложения в Конституционный Суд о признании данного нормативного акта неконституционным. Согласно закону Верховный Суд или Высший Хозяйственный Суд обязаны сделать это в месячный срок со дня обращения к ним суда нижестоящей инстанции.
Наше законодательство в этой части несколько отличается от законодательства ряда других стран, в том числе государств СНГ: предполагается, что суд сразу выносит решение по делу, руководствуясь при этом Конституцией. Однако не исключается и возможность суда при рассмотрении конкретного дела приостановить производство по нему до вынесения вердикта Конституционным Судом по вопросу о конституционности нормативного акта. Следовало бы предусмотреть аналогичный механизм взаимодействия судов (общей компетенции, хозяйственных) и Конституционного Суда при установлении расхождений между международными договорами, действующими на территории Беларуси, и иными подконституционными актами с целью обеспечения реального верховенства первых над вторыми.